Нередко студенты-первокурсники с трудом привыкают к процессу обучения в вузах. Если лекции и семинары еще в чем-то похожи на школьные уроки, то система зачетов и экзаменов — новшество, с которым многим нужно будет еще внимательно ознакомиться.
Зачет, дифференцированный зачет и экзамен: в чем разница?
Все это различные формы проверки знаний, которые студент должен получать во время обучения. Только экзамены необходимо сдавать во время сессии, а зачеты — перед ней или после прохождения практики.
Рисунок 1. Готовится к зачетам и экзаменам надо постепенно и постоянно
Зачет
Зачет принимает преподаватель, который читал лекции или вел семинарские занятия по этой дисциплине в течение семестра. Такая проверка знаний предшествует экзаменационной сессии. Без сдачи всех зачетов, предусмотренных учебной программой, студент к экзаменам не допускается.
Основное, чем зачет отличается от экзамена, состоит в том, как оцениваются знания студента. Если на экзамене за ответ студенту выставляются баллы, то в данном случае ставится только «зачет» или «незачет».
Есть и другие характеристики, которые относятся только к зачету:
- успешная сдача зачетов является пропуском на сессию;
- вопросы, на которые нужно будет ответить во время этой процедуры, проще, чем на экзамене, и не требуют развернутых ответов;
- зачеты могут быть устными или письменными (иногда допускается их сдача в виде написания реферата).
Если в течение семестра студент показывает высокий уровень знаний, успешно выполняет контрольные и лабораторные работы и не пропускает семинарские занятия, преподаватель может поставить ему зачет «автоматом». Сведения о сдаче заносятся в общую ведомость и зачетную книжку.
В случае, если с первого раза сдать зачет не удалось, возможна пересдача. Самое главное — успеть пересдать до начала сессии.
Дифференцированный зачет
Дифференцированный зачет — это промежуточная форма контроля, чаще всего проводимая после практики или завершения большого раздела программы.
В студенческой среде проще говорят: дифзачет это нечто среднее между зачётом и экзаменом — оценка ставится, но требования мягче.
Может проходить в двух основных форматах — устном или письменном. Проводит процедуру обычно тот же преподаватель, который читал лекции. Он же выбирает и формат дифзачета.
Устная сдача по форме напоминает традиционный экзамен. Первая группа из 3-5 студентов заходит в аудиторию и выбирает билеты. Им дается время для подготовки к ответу, после чего учащиеся по очереди отвечают. Оценка оглашается и выставляется сразу после ответа.
При письменном формате в аудиторию заходят сразу все. Студенты берут билеты и письменно отвечают на них. Оценка выставляется только после проверки работы преподавателем, а оглашение результатов происходит после исследования всех работ.
За дифзачет выставляется итоговая оценка по шкале из 5 или 10 баллов. Результаты заносятся в ведомость успеваемости или в приложение к диплому, но не в диплом. Однако свое влияние на стипендию эта запись имеет - в случае низкой оценки можно лишиться выплат.
На обычном зачёте достаточно правильно ответить на один вопрос — и в зачётке появится положительная отметка. Дифзачёт же больше похож на скрытый экзамен: задания объёмнее и сложнее.
Экзамен
Главное, чем отличается экзамен от зачёта, — это формат проверки знаний. На экзамене нужно показать глубокое понимание материала и получить оценку по балльной системе. На зачёте всё проще: достаточно подтвердить базовые знания, а итог — просто «зачтено» или «незачтено». И зачёты, и экзамены проходят во время сессии и подводят итоги семестра.
Студенты очной формы обучения сдают экзамены в разных форматах — устно, письменно или в виде тестирования. Устный формат — наиболее традиционный. Его проводит тот же преподаватель, который читал курс лекций.
Но бывают случаи, когда экзамен принимают приглашенные преподаватели. Это часто происходит во время государственных экзаменов, заменяющих в некоторых вузах написание диплома.
Процедура устных экзаменов проходит так же, как и во время дифференцированных зачетов. Студенты вытягивают билет и отправляются готовиться к ответу в аудитории.
Вопросов в билете должно быть несколько, чаще всего — три. Они сложнее, чем вопросы на зачетах, и охватывают всю программу обучения в семестре.
Рисунок 2. Экзамен в вузе — одна из ключевых форм итоговой проверки знаний студентов.
Экзамены допускается пересдавать, а сдать «автоматом» получается не всегда. Обычно это право предоставляется тем, кто не претендует на высокие оценки.
Традиционно в российских вузах студенты получают на экзаменах оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Такая система считается пятибалльной, хотя реальных оценок всего четыре.
В последние годы всё чаще вводится балльно-рейтинговая система, где итоговая оценка складывается из суммарного рейтинга студента за семестр.
А он начисляется не только за ответ на экзамене или зачете, но и за:
- посещение занятий, регулярное конспектирование лекций, выполнение домашних заданий, если таковые были;
- участие в научной работе, подготовку докладов и презентаций;
- выполнение промежуточных контрольных работ.
Максимальная сумма рейтинга доходит до 100. И только за успешную сдачу экзамена можно получить не более 40 баллов.
По статистике, до 70% первокурсников испытывают трудности во время первой сессии. И наибольший процент отчислений приходится именно на этот период. Объясняется это не только невысоким уровнем знаний, но и неумением получать их без постоянного контроля со стороны учителя.
Цифровизация и развитие ИИ повлияли на учебные привычки: не все школьники уверенно чувствуют себя при необходимости вести конспекты или чётко формулировать свои мысли. Также первые экзамены могут вызывать волнение, поэтому важно подготовиться не только академически, но и психологически.
Советы по успешной сдаче экзаменов и зачетов
Экзамены и зачёты — всего лишь проверка пройденного материала. Вот как пройти её проще и результативнее:
- Сон вместо ночных подвигов.
Не заучивайте до рассвета — вы не станете умнее. Сон помогает мозгу лучше усвоить информацию. Отдохнувшая голова соображает быстрее. - План вместо хаоса.
Разбейте материал на темы, выпишите ключевые идеи. Работайте с умом, а не в панике. - Практика важнее теории.
Математика и физика не терпят зазубривания — только решённые задачи закрепляют знания. - Визуализация решает.
Схемы, таблицы и рисунки помогают «разложить» сложные темы по полочкам. - Говорите вслух.
Обсуждайте сложные вопросы с одногруппниками. Проговаривая материал, вы лучше его запоминаете и учитесь объяснять свои мысли.
И главное — не недооценивайте себя.
Память способна на большее, чем вам кажется: часто нужный ответ всплывает именно в нужный момент.
Заключение
Система зачетов и экзаменов в вузовском образовании проверена уже не десятилетиями, а веками и доказала свою практическую пользу. Возможно, в ней есть и свои минусы, но плюсов все-таки больше. Такая оценка знаний самая объективная.