В предпринимательской деятельности постоянно приходится искать пути достижения новых целей и корректировать план развития проекта. Для этого нужна всесторонняя оценка текущего состояния предприятия. Поможет информативный инструмент — метод SWOT-анализа бизнеса.
Рисунок 1. При помощи SWOT-анализ посмотрим на ситуацию со стороны
Что такое SWOT-анализ
Данный метод был разработан в 60-е гг. прошлого века. Его авторами являются преподаватели Гарвардской школы бизнеса.
Определение и расшифровка
SWOT-анализ — это оценка коммерческого проекта по 4 направлениям. Рабочая группа исследует сильные и слабые стороны бизнеса, а также возможности и угрозы.
Суть метода отражена в самом названии SWOT-анализа: расшифровка аббревиатуры представляет собой слова strengths (сильные стороны), weaknesses (слабости), opportunities (возможности) и threats (угрозы). В русскоязычных материалах часто применяют термин «СВОТ».
Цель анализа
Оценка бизнеса или продукта по системе SWOT помогает осуществлять стратегическое планирование. Кроме того, с ее помощью разрабатывают действенные решения для достижения целей, противодействия рискам и использования конкурентных преимуществ.
Не уверены, как правильно провести SWOT-анализ? Наши эксперты в Автор24 помогут вам составить точный и эффективный анализ для вашей учебной работы.
Как провести SWOT-анализ
Методика не требует больших затрат. SWOT-анализ компании могут проводить представители бизнеса с любым капиталооборотом.
Этапы выполнения
Структура анализа включает в себя такие этапы:
- Выбор объекта — весь проект, его отдельное направление или продукт.
- Постановку задачи — увеличение прибыли, выход на новый рынок, победу в конкурентной борьбе.
- Приглашение сотрудников компании, чья деятельность связана с объектом анализа.
- Обсуждение под руководством модератора сильных и слабых сторон предмета исследования, его возможностей развития и внешних угроз.
- Оформление полученных данных в виде таблицы.
- Поиск решения, позволяющего достичь поставленных целей.
Источники данных
Информационные источники для SWOT-анализа делятся на внутренние и внешние.
К первым относятся:
- финансовые отчеты;
- сведения о персонале;
- производственные показатели.
Ко вторым — сведения о потребителях и рыночных тенденциях, отчеты конкурентов, отраслевые исследования и макроэкономические показатели. Сюда же входят маркетинговые исследования, информация от поставщиков и покупателей, отчеты о продажах и анализ конкурентов.
Оформление
Таблица SWOT-анализа состоит из двух строк и такого же количества столбцов. То есть в ней четыре ячейки — по числу аспектов.
В верхних ячейках записывают сильные и слабые стороны объекта анализа, в нижних — возможности и угрозы.
Примеры SWOT-анализа для студентов
Полезно рассмотреть на практике, как работает SWOT-анализ: примеры помогут получить наглядное представление о методе и его эффективности. Предлагаются два варианта разной сложности.
Пример для вуза
SWOT-анализ туристического агентства с целью увеличения продаж:
- Сильные стороны — статус официального представителя туроператора, большой опыт, хорошая репутация, удобное расположение офиса, богатый выбор туров по всей планете.
- Слабые стороны — запаздывание с обновлением информации на сайте, недостаточное развитие популярных маршрутов, отсутствие отдела маркетинга, низкая квалификация некоторых сотрудников, высокая стоимость авиарейсов.
- Возможности — появление новых аэропортов, рост зарубежного туризма на 10–15%, банкротство конкурентов, расширение китайского направления, появление доступных курсов повышения квалификации.
- Угрозы — локдаун из-за пандемии, ослабление рубля, сокращение числа авиарейсов, увеличение налогов, рост региональной активности международных туристических гигантов.
Оценив общую картину, руководитель решил использовать цифровые каналы продвижения (SMM, SEO, таргетинговую рекламу) и активно использовать господдержку в виде субсидий и налоговых льгот.
Пример для колледжа
Еще один SWOT-анализ: пример фирмы, торгующей натуральными иранскими коврами, которая столкнулась с проблемой снижения прибыли.
Отмечены факторы:
- Сильные стороны — качество продукции, клиентская база, надежные поставщики.
- Слабые стороны — длительная доставка из Ирана, отсутствие рекламы, высокая стоимость изделий.
- Возможности — возвращение моды на ковры и натуральные материалы, новые службы доставки из Ирана, рост популярности маркетплейсов.
- Угрозы — удорожание реала, падение доходов покупателей.
Руководитель принял решение ускорить подвоз ковров, выйти на маркетплейсы с небольшими недорогими коврами, заключить соглашения с дизайнерами интерьеров о рекламе покрытий в их блогах, разработать систему скидок для постоянных клиентов и приобрести крупную партию по выгодному курсу реала.
Рисунок 2. SWOT-анализ помогает комплексно оценить проект или бизнес
Как избежать ошибок при проведении SWOT-анализа
Необходимо привлечь сотрудников с разными точками зрения. Кроме того, требуется создать атмосферу, в которой каждый будет чувствовать себя свободно.
Частые ошибки
Чаще всего при проведении SWOT-анализа допускают следующие ошибки:
- преувеличивают сильные стороны анализируемого объекта;
- не ставят четкую цель, ограничиваясь только оценкой проекта;
- применяют размытые формулировки вместо точных данных;
- концентрируются на второстепенных моментах.
Советы
Чтобы SWOT-анализ был объективным, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Следите за тенденциями рынка — это позволит видеть свои возможности.
- Избегайте недооценки активности конкурентов в разделе «Угрозы».
- Пользуйтесь платными сервисами аналитики.
Заключение
SWOT-анализ — простой, универсальный и эффективный инструмент стратегического планирования. Его главное преимущество — возможность увидеть важные для бизнеса факторы не изолированно, а в комплексе. Это существенно облегчает поиск нетривиальных и результативных способов достижения поставленных целей.
Ищете помощь с написанием SWOT-анализа для своей работы? Обратитесь в Автор24 — мы сделаем его логичным, точным и соответствующим академическим стандартам!