Не все абитуриенты знакомы с организационной и административной структурой вуза. Часто выпускники не знают, какие факультеты бывают в университете, что такое кафедра, поэтому им сложно правильно выбрать направление для обучения.
Крупные вузы состоят из таких структурных единиц:
- институтов, объединяющих несколько факультетов и отдельных специальностей одной отрасли науки;
- факультетов (подразделений внутри института), где студенты получают знания по специальности или направлению;
- кафедр, самых узких структурных единиц вуза, сотрудники которых ведут исследования и обучают студентов в ограниченной предметной области.
Управленческая структура университета состоит из ректората (во главе с ректором) и академического совета, принимающего решения в учебном заведении. Далее в иерархии следуют деканаты (во главе с деканами факультетов) и заведующие кафедр.
Рисунок 1. Для корректного обеспечения организации учебного процесса существует иерархия
Что такое факультет
Самая большая структурная единица учебного заведения — это факультет.
Он объединяет несколько кафедр одного направления и отвечает за:
- разработку учебных планов и программ;
- организацию научных исследований;
- подготовку диссертаций;
- публикацию научных работ;
- сотрудничество с другими вузами, бизнесом;
- создание условий для социальной адаптации студентов.
Перед поступлением абитуриенту нужно узнать, какие факультеты существуют. Они могут быть гуманитарными или естественно-научными, техническими, экономическими или творческими.
Что такое деканат
Главная административная единица университета называется деканатом. В его функции входят руководство факультетом и организация образовательного процесса.
Деканат также занимается курированием студенческой жизни, решением кадровых вопросов, взаимодействием с другими подразделениями вуза.
Что такое кафедра
Кафедра в институте — это структурная единица колледжа или института, объединяющая профессоров и преподавателей близкой специализации.
К задачам кафедры относятся:
- реализация процесса обучения и практики;
- научно-исследовательская работа;
- организация методических мероприятий;
- обеспечение развития студентов (например, через проведение научных конференций);
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Абитуриенту полезно знать, какие кафедры бывают в вузах. Они делятся на общепрофессиональные, где преподают дисциплины для разных специальностей и факультетов (социологию, английский язык, экологию и т.п.) и выпускающие, для подготовки по профильным специальностям. В профильных вузах есть базовые кафедры на предприятии, чьи сотрудники взаимодействуют с профильным бизнесом.
Схема иерархии: факультет, деканат и кафедра
Схема иерархии вуза или среднего специального учебного заведения показывает, что его основу составляют факультеты, так как они объединяют сотрудников похожих специальностей и проще управляются из единого центра — деканата.
На низшей ступени схемы университета находятся кафедры. Они становятся узконаправленными учебными единицами, которые дают знания студентам.
Рисунок 2. Базовая схема иерархии
Советы студентам и абитуриентам
Перед поступлением необходимо узнать, какие бывают факультеты, что такое в колледже или университете кафедра, как обращаться в деканат, что такое консультация и тому подобное.
Как взаимодействовать с деканатом: подача заявлений, консультации
Взаимодействие с деканатом начинается после поступления в вуз. Подать заявление можно лично в приемной или по электронной почте.
Если у деканата есть корпоративный адрес, заявление придет быстрее.
В деканате оказываются консультации по составу учебной программы, академической задолженности, изменению стоимости обучения и тому подобное.
Как выбрать факультет или отделение
Подходящий вуз или колледж абитуриенты выбирают по таким критериям:
- своим интересам, склонностям, способностям;
- перспективам трудоустройства по окончании учебного заведения;
- материальной базе университета или колледжа;
- информации о профессорско-преподавательском составе;
- стоимости обучения, если абитуриент поступает на платное отделение.
Поступить в подходящее учебное заведение помогут:
- рассмотрение всех возможных вариантов по интересующему списку специальностей;
- общение с выпускниками и студентами для сбора полезной информации;
- посещение дней открытых дверей в университетах и колледжах;
- профориентационное тестирование для выявления способностей и определения подходящей профессии.
Рисунок 3. Понимание иерархии упрощает выбор направления
Заключение
После того как абитуриент узнает, что такое факультет в колледже или университете, ему будет проще выбрать нужную специальность для поступления. Для принятия осознанного решения важно учитывать дополнительные факторы, такие как перспективы трудоустройства, материально-техническая база учебного заведения, квалификация преподавательского состава и стоимость обучения на платных отделениях.
Полезными шагами также станут посещение дней открытых дверей, общение с текущими студентами и выпускниками, а также прохождение профориентационных тестов, которые помогут выявить склонности и определить подходящую профессию. Такой комплексный подход способствует выбору специальности, которая будет не только интересной, но и перспективной для будущего профессионального роста.