Методические пособия
Советы студентам

Методическое пособие по написанию советы студентам, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Объект и предмет исследования: что это такое и в чём разница

Когда студент начинает подготовку к дипломной, курсовой либо другому виду научной работы, ему важно правильно понять, что нужно изучить в первую очередь. Именно поэтому в структуре любого текста выделяют 2 термина: объект и предмет исследования. От них зависит, насколько материал будет логичным, обоснованным и соответствующим поставленным задачам.

Объект и предмет исследования — объяснение студентке

Рисунок 1. Разобираемся, что такое объект и предмет исследования

Что означает объект исследования

Объект — это область, явление, процесс или система, к которым относится научная работа. Он определяет, в какой сфере проводится анализ, и задает общее направление исследования. Объект включает в себя все возможное, что может быть изучено в рамках темы. Именно из него вытекают предмет, цель и задачи исследования.

Примеры:

Тип работы Объект
Курсовая по социологии Молодежь — социальная группа
Дипломная по педагогике Воспитательная деятельность в школе
Проект по биологии Экосистема городского парка
Научная статья по экономике Рынок труда в РФ
Исследование по истории Великая Отечественная война

«Если изучают что-то широкое и обобщенное, то подразумевается объект. Например, не «успеваемость школьников 10 класса в математике», а «учебная деятельность старшеклассников».

Определение объекта при исследовательской работе — один из первых этапов при формулировании темы. Сначала определяют ее, затем сам объект, и только после — предмет. Это логическая цепочка, которая позволяет структурировать исследование и не сбиваться.

Что такое предмет исследования: определение и примеры

Предмет исследования — это то, что изучаете в объекте. Он отвечает на вопрос: «какую сторону объекта вы рассматриваете». Например, если объект — это широкое поле, то предмет — та часть территории, которую выбираете для анализа. Это может быть свойство, характеристика, внутренняя структура, причина, влияние, динамика или механизм.

Примеры:

Объект Предмет
Молодежь — социальная группа Особенности поведения подростков
Воспитательная деятельность в школе Методы формирования ответственности у младших школьников
Экосистема городского парка Влияние антропогенной нагрузки на численность птиц
Рынок труда в РФ Динамика уровня безработицы среди выпускников ВУЗов
Великая Отечественная война Роль женщин-фронтовичек в военных действиях и тыловой поддержке

Предмет делает исследование направленным, выполнимым в рамках одной работы. Помогает сосредоточиться на чем-то точном, чтобы не уходить в теоретические обобщения.

Чтобы верно задать предмет:

  • уточните объект — направление;
  • укажите, что хотите проанализировать;
  • запишите тему предмета.

Например:

  • тема: «Развитие soft skills у студентов колледжа»;
  • объект: профессиональное образование;
  • предмет: влияние внеаудиторной деятельности на развитие soft skills.

Такой подход позволяет обозначить границы исследования и упростить постановку цели, задач, гипотез и методов.

Сравнительный анализ

Хотя объект и предмет исследования связаны, между ними есть различия:

Критерий Объект Предмет
Широта охвата Широкий, общий Узкий, конкретный
Что описывает Область изучения Ниша внутри объекта
Уровень абстракции Более абстрактный Более детализированный
Функция в работе Определяет рамки исследования Определяет фокус исследования
Формулировка Обычно одно обобщающее понятие Конкретный процесс, характеристика или зависимость
Связь с темой Что изучается Что изучается в выбранной нише

Простая аналогия: «Объект — это «все здание», а предмет — «комната, которую изучают подробнее».

Пример для сравнения:

  • тема: психологическая адаптация первокурсников в университете;
  • объект: адаптация учащихся к обучению;
  • предмет: психологические механизмы адаптации первокурсников в первые месяцы учебы.

Тогда:

  • объект задает рамки: речь идет об адаптации учащихся в целом;
  • предмет сужает фокус: интересуют именно психологические механизмы первокурсников в начальный период обучения.

Чтобы не допускать ошибок при формулировке:

  • задайте тему, выделите объект — область, и только потом определяйте, что станете изучать;
  • учтите, что объект бывает один и тот же, а предметы — различными.

Пример, когда объект — школьное образование, то предметы:

  • мотивация к обучению;
  • роль учителя в развитии творческого мышления;
  • влияние дистанционного формата на успеваемость.

Как определить предмет и объект исследования: пошаговая инструкция

Часто учащиеся сталкиваются с трудностями на этапе подготовки научного труда, особенно когда нужно понять, как определить предмет и объект исследования. Во избежание ошибок и логической структуры материала нужно придерживаться пошаговой инструкции.

Шаг 1: сформулируйте тему работы

Это основа всего. Тема должна быть достаточно узкой, чтобы ее можно было исследовать в рамках курсовой, дипломной или проекта, причем достаточно популярной.

Пример: «Формирование финансовой грамотности у подростков в условиях цифровой среды».

Шаг 2: найдите контекст

Задайте себе вопрос: «что в целом я изучаю». Это будет общее поле для исследования — явление, процесс, система или группа.

Пример объекта: «Финансовое поведение подростков».

Объект и предмет исследования — примеры размышлений студентов

Рисунок 2. Один студент пишет, другой думает — определяют объект и предмет

Шаг 3: уточните аспект

Теперь спросите: «что именно в объекте я буду исследовать». Это может быть механизм, причина, фактор, влияние, эффективность, особенности и пр.

Пример предмета: «Влияние цифровых технологий на развитие финансовой грамотности подростков».

Шаг 4: сопоставьте с целью и задачами

Цель работы и ее задачи всегда опираются на предмет и объект. Если вы не можете логично сформулировать цель на основе предмета — возможно, он задан неправильно.

Пример:

  • цель: выявить влияние цифровых инструментов (мобильных приложений, онлайн-курсов) на формирование навыков финансовой грамотности у подростков;
  • задачи: проанализировать уровень финансовой грамотности подростков, оценить использование цифровых инструментов, определить взаимосвязь между платформами и уровнем знаний.

Шаг 5: проверьте логическую связку

Проверьте, что:

  • объект включает предмет;
  • предмет точен и ограничен рамками;
  • цель и задачи логично следуют из предмета;
  • работа «держится» на правильно заданных исследовательских единицах.

«Разница между объектом и предметом исследования не в сложности слов, а в уровне обобщения. Сначала — общее (объект), потом — точное (предмет)».

Примеры формулировок для различных типов работ: курсовая, дипломная, научная статья

Правильная формулировка помогает грамотно оформить научную работу, логично выстроить ее структуру.

  • Курсовая работа:
    • тема: влияние социальных сетей на учебную мотивацию студентов;
    • объект исследования: учебная мотивация студентов;
    • предмет исследования: механизмы влияния социальных сетей на формирование, поддержание и изменение учебной мотивации студентов.
  • Дипломная работа:
    • тема: управление стрессом у сотрудников в условиях удаленной работы;
    • объект: деятельность в удаленном формате;
    • предмет: методы и стратегии управления стрессом у офисных сотрудников при дистанционной занятости.
  • Научная статья:
    • тема: использование геймификации в обучении иностранным языкам;
    • объект: процесс обучения иностранным языкам;
    • предмет: эффективность геймификации как педагогического инструмента в языковом обучении.
  • Предмет и объект исследования в проекте (10–11 класс):
    • тема: экологическое состояние воды в ближайшем водоеме;
    • объект: природный водоем в районе проживания;
    • предмет: уровень загрязнения воды и его причины.

Простой и понятный пример предмета и объекта исследования для старших школьников показывает, как связать их с исследовательской задачей.

«Формулировки объекта и предмета исследования соответствуют теме, цели и задачам работы. Без определения этих элементов невозможно качественно провести анализ».

Частые ошибки при определении объекта и предмета

Подмена понятий: предмет принимается за объект и наоборот

Студент пишет в разделе «объект»: «Влияние социальных сетей на подростков» — хотя это уже сформулированный предмет.

Чтобы избежать ошибки, сначала определите широкую область (объект), потом сузьте до аспекта (предмет). Задайте себе 2 вопроса:

  1. Что я изучаю в целом — это объект.
  2. Что в этом меня интересует — это предмет.

Абстрактность или общие формулировки

Формулировка объекта звучит как «человечество», «развитие», «влияние факторов» без конкретизации. Избегайте слишком общих понятий. Уточняйте, о чем идет речь: не «развитие», а развитие навыков критического мышления у школьников 10–11 классов.

Повтор объекта в формулировке предмета

Формулировки выглядят почти одинаково:

  • объект: «молодежная субкультура»;
  • предмет: «особенности молодежной субкультуры».

Предмет должен обозначать аспект, характеристику, процесс внутри объекта. Лучше:

  • объект: «молодежная субкультура»;
  • предмет: «влияние субкультурной идентичности на поведение подростков».

Несоответствие теме или целям исследования

Объект и предмет никак не связаны с темой работы или плохо соотносятся с ее задачами. Чтобы избежать ошибки, проверьте логическую цепочку: тема → объект → предмет → цель → задачи. Если где-то возникает «провал» — значит, надо уточнить формулировки.

Чрезмерная детализация предмета

Предмет становится перегруженным: «влияние применения интерактивных цифровых инструментов в условиях дистанционного обучения учащихся сельских школ на развитие навыков математического мышления в старших классах». Старайтесь формулировать так, чтобы можно было изучить в рамках работы. Убирайте лишние уточнения или разбивайте тему на подзадачи.

Вопросы и ответы (FAQ)

Даже при хорошем понимании материала студенты часто не знают понятий и путаются, что такое объект и предмет исследования.

Что такое объект исследования?

Это то, с чем вы работаете в целом — тема, область, явление или процесс, к которому относится исследование. Объект задает общую направленность и определяет, в какой сфере проводится анализ.

Что такое предмет исследования?

Это элемент внутри объекта, на который вы обращаете внимание. Именно предмет определяет, что изучается в выбранной области, будь то причина, характеристика, зависимость или эффект.

Чем отличается объект от предмета?

Объект — это «все поле», в рамках которого вы работаете. А предмет — «точка на этом поле», которую рассматриваете подробно.

Как правильно выделить объект и предмет?

Начните с формулировки общей темы. Затем подумайте, какой аспект вызывает у вас интерес или нуждается в анализе. Объект — это «где», предмет — «что именно».

Можно ли исследовать один объект с разными предметами?

Да, это обычная практика. Например, объект «семья» может иметь разные предметы: структура, стиль общения, воспитательные методы и т. д.

Заключение

Объекта и предмет исследования не только задают структуру, но и помогают определить цель и задачи научного труда. Если вы испытываете трудности с формулировкой, написанием дипломной, курсовой или статьи — обратитесь к нашим специалистам.

Рассчитай точную стоимость своей работы и получи промокод на скидку 500 ₽