Когда студент начинает подготовку к дипломной, курсовой либо другому виду научной работы, ему важно правильно понять, что нужно изучить в первую очередь. Именно поэтому в структуре любого текста выделяют 2 термина: объект и предмет исследования. От них зависит, насколько материал будет логичным, обоснованным и соответствующим поставленным задачам.
Рисунок 1. Разобираемся, что такое объект и предмет исследования
Что означает объект исследования
Объект — это область, явление, процесс или система, к которым относится научная работа. Он определяет, в какой сфере проводится анализ, и задает общее направление исследования. Объект включает в себя все возможное, что может быть изучено в рамках темы. Именно из него вытекают предмет, цель и задачи исследования.
Примеры:
Тип работы | Объект |
---|---|
Курсовая по социологии | Молодежь — социальная группа |
Дипломная по педагогике | Воспитательная деятельность в школе |
Проект по биологии | Экосистема городского парка |
Научная статья по экономике | Рынок труда в РФ |
Исследование по истории | Великая Отечественная война |
«Если изучают что-то широкое и обобщенное, то подразумевается объект. Например, не «успеваемость школьников 10 класса в математике», а «учебная деятельность старшеклассников».
Определение объекта при исследовательской работе — один из первых этапов при формулировании темы. Сначала определяют ее, затем сам объект, и только после — предмет. Это логическая цепочка, которая позволяет структурировать исследование и не сбиваться.
Что такое предмет исследования: определение и примеры
Предмет исследования — это то, что изучаете в объекте. Он отвечает на вопрос: «какую сторону объекта вы рассматриваете». Например, если объект — это широкое поле, то предмет — та часть территории, которую выбираете для анализа. Это может быть свойство, характеристика, внутренняя структура, причина, влияние, динамика или механизм.
Примеры:
Объект | Предмет |
---|---|
Молодежь — социальная группа | Особенности поведения подростков |
Воспитательная деятельность в школе | Методы формирования ответственности у младших школьников |
Экосистема городского парка | Влияние антропогенной нагрузки на численность птиц |
Рынок труда в РФ | Динамика уровня безработицы среди выпускников ВУЗов |
Великая Отечественная война | Роль женщин-фронтовичек в военных действиях и тыловой поддержке |
Предмет делает исследование направленным, выполнимым в рамках одной работы. Помогает сосредоточиться на чем-то точном, чтобы не уходить в теоретические обобщения.
Чтобы верно задать предмет:
- уточните объект — направление;
- укажите, что хотите проанализировать;
- запишите тему предмета.
Например:
- тема: «Развитие soft skills у студентов колледжа»;
- объект: профессиональное образование;
- предмет: влияние внеаудиторной деятельности на развитие soft skills.
Такой подход позволяет обозначить границы исследования и упростить постановку цели, задач, гипотез и методов.
Сравнительный анализ
Хотя объект и предмет исследования связаны, между ними есть различия:
Критерий | Объект | Предмет |
---|---|---|
Широта охвата | Широкий, общий | Узкий, конкретный |
Что описывает | Область изучения | Ниша внутри объекта |
Уровень абстракции | Более абстрактный | Более детализированный |
Функция в работе | Определяет рамки исследования | Определяет фокус исследования |
Формулировка | Обычно одно обобщающее понятие | Конкретный процесс, характеристика или зависимость |
Связь с темой | Что изучается | Что изучается в выбранной нише |
Простая аналогия: «Объект — это «все здание», а предмет — «комната, которую изучают подробнее».
Пример для сравнения:
- тема: психологическая адаптация первокурсников в университете;
- объект: адаптация учащихся к обучению;
- предмет: психологические механизмы адаптации первокурсников в первые месяцы учебы.
Тогда:
- объект задает рамки: речь идет об адаптации учащихся в целом;
- предмет сужает фокус: интересуют именно психологические механизмы первокурсников в начальный период обучения.
Чтобы не допускать ошибок при формулировке:
- задайте тему, выделите объект — область, и только потом определяйте, что станете изучать;
- учтите, что объект бывает один и тот же, а предметы — различными.
Пример, когда объект — школьное образование, то предметы:
- мотивация к обучению;
- роль учителя в развитии творческого мышления;
- влияние дистанционного формата на успеваемость.
Как определить предмет и объект исследования: пошаговая инструкция
Часто учащиеся сталкиваются с трудностями на этапе подготовки научного труда, особенно когда нужно понять, как определить предмет и объект исследования. Во избежание ошибок и логической структуры материала нужно придерживаться пошаговой инструкции.
Шаг 1: сформулируйте тему работы
Это основа всего. Тема должна быть достаточно узкой, чтобы ее можно было исследовать в рамках курсовой, дипломной или проекта, причем достаточно популярной.
Пример: «Формирование финансовой грамотности у подростков в условиях цифровой среды».
Шаг 2: найдите контекст
Задайте себе вопрос: «что в целом я изучаю». Это будет общее поле для исследования — явление, процесс, система или группа.
Пример объекта: «Финансовое поведение подростков».
Рисунок 2. Один студент пишет, другой думает — определяют объект и предмет
Шаг 3: уточните аспект
Теперь спросите: «что именно в объекте я буду исследовать». Это может быть механизм, причина, фактор, влияние, эффективность, особенности и пр.
Пример предмета: «Влияние цифровых технологий на развитие финансовой грамотности подростков».
Шаг 4: сопоставьте с целью и задачами
Цель работы и ее задачи всегда опираются на предмет и объект. Если вы не можете логично сформулировать цель на основе предмета — возможно, он задан неправильно.
Пример:
- цель: выявить влияние цифровых инструментов (мобильных приложений, онлайн-курсов) на формирование навыков финансовой грамотности у подростков;
- задачи: проанализировать уровень финансовой грамотности подростков, оценить использование цифровых инструментов, определить взаимосвязь между платформами и уровнем знаний.
Шаг 5: проверьте логическую связку
Проверьте, что:
- объект включает предмет;
- предмет точен и ограничен рамками;
- цель и задачи логично следуют из предмета;
- работа «держится» на правильно заданных исследовательских единицах.
«Разница между объектом и предметом исследования не в сложности слов, а в уровне обобщения. Сначала — общее (объект), потом — точное (предмет)».
Примеры формулировок для различных типов работ: курсовая, дипломная, научная статья
Правильная формулировка помогает грамотно оформить научную работу, логично выстроить ее структуру.
- Курсовая работа:
- тема: влияние социальных сетей на учебную мотивацию студентов;
- объект исследования: учебная мотивация студентов;
- предмет исследования: механизмы влияния социальных сетей на формирование, поддержание и изменение учебной мотивации студентов.
- Дипломная работа:
- тема: управление стрессом у сотрудников в условиях удаленной работы;
- объект: деятельность в удаленном формате;
- предмет: методы и стратегии управления стрессом у офисных сотрудников при дистанционной занятости.
- Научная статья:
- тема: использование геймификации в обучении иностранным языкам;
- объект: процесс обучения иностранным языкам;
- предмет: эффективность геймификации как педагогического инструмента в языковом обучении.
- Предмет и объект исследования в проекте (10–11 класс):
- тема: экологическое состояние воды в ближайшем водоеме;
- объект: природный водоем в районе проживания;
- предмет: уровень загрязнения воды и его причины.
Простой и понятный пример предмета и объекта исследования для старших школьников показывает, как связать их с исследовательской задачей.
«Формулировки объекта и предмета исследования соответствуют теме, цели и задачам работы. Без определения этих элементов невозможно качественно провести анализ».
Частые ошибки при определении объекта и предмета
Подмена понятий: предмет принимается за объект и наоборот
Студент пишет в разделе «объект»: «Влияние социальных сетей на подростков» — хотя это уже сформулированный предмет.
Чтобы избежать ошибки, сначала определите широкую область (объект), потом сузьте до аспекта (предмет). Задайте себе 2 вопроса:
- Что я изучаю в целом — это объект.
- Что в этом меня интересует — это предмет.
Абстрактность или общие формулировки
Формулировка объекта звучит как «человечество», «развитие», «влияние факторов» без конкретизации. Избегайте слишком общих понятий. Уточняйте, о чем идет речь: не «развитие», а развитие навыков критического мышления у школьников 10–11 классов.
Повтор объекта в формулировке предмета
Формулировки выглядят почти одинаково:
- объект: «молодежная субкультура»;
- предмет: «особенности молодежной субкультуры».
Предмет должен обозначать аспект, характеристику, процесс внутри объекта. Лучше:
- объект: «молодежная субкультура»;
- предмет: «влияние субкультурной идентичности на поведение подростков».
Несоответствие теме или целям исследования
Объект и предмет никак не связаны с темой работы или плохо соотносятся с ее задачами. Чтобы избежать ошибки, проверьте логическую цепочку: тема → объект → предмет → цель → задачи. Если где-то возникает «провал» — значит, надо уточнить формулировки.
Чрезмерная детализация предмета
Предмет становится перегруженным: «влияние применения интерактивных цифровых инструментов в условиях дистанционного обучения учащихся сельских школ на развитие навыков математического мышления в старших классах». Старайтесь формулировать так, чтобы можно было изучить в рамках работы. Убирайте лишние уточнения или разбивайте тему на подзадачи.
Вопросы и ответы (FAQ)
Даже при хорошем понимании материала студенты часто не знают понятий и путаются, что такое объект и предмет исследования.
Что такое объект исследования?
Это то, с чем вы работаете в целом — тема, область, явление или процесс, к которому относится исследование. Объект задает общую направленность и определяет, в какой сфере проводится анализ.
Что такое предмет исследования?
Это элемент внутри объекта, на который вы обращаете внимание. Именно предмет определяет, что изучается в выбранной области, будь то причина, характеристика, зависимость или эффект.
Чем отличается объект от предмета?
Объект — это «все поле», в рамках которого вы работаете. А предмет — «точка на этом поле», которую рассматриваете подробно.
Как правильно выделить объект и предмет?
Начните с формулировки общей темы. Затем подумайте, какой аспект вызывает у вас интерес или нуждается в анализе. Объект — это «где», предмет — «что именно».
Можно ли исследовать один объект с разными предметами?
Да, это обычная практика. Например, объект «семья» может иметь разные предметы: структура, стиль общения, воспитательные методы и т. д.
Заключение
Объекта и предмет исследования не только задают структуру, но и помогают определить цель и задачи научного труда. Если вы испытываете трудности с формулировкой, написанием дипломной, курсовой или статьи — обратитесь к нашим специалистам.