В процессе обучения в университете или колледже студенты проходят разные виды практики. Это обязательная часть образовательной программы, которая помогает применить теоретические знания, развить профессиональные навыки и понять, как устроена работа в выбранной сфере.
Среди основных типов практики студентов — учебная и производственная. Обе они играют важную роль в подготовке будущих специалистов, но выполняют различные задачи.
Рисунок 1. Учебная и производственная практика играют важную роль в обучении
Что такое учебная практика?
Учебная практика — это первый шаг студента к применению знаний, полученных на лекциях и семинарах, в реальных условиях.
Цели учебной практики студентов заключаются в том, чтобы закрепить теоретические знания на примерах, научиться пользоваться профессиональными инструментами и методами работы, ознакомиться с основами будущей профессии и получить первый опыт решения задач в своей сфере.
Как проходит учебная практика?
Чаще она проводится в учебном заведении: в специализированных лабораториях, мастерских, компьютерных классах или на полигонах.
Студенты выполняют лабораторные, участвуют в проектах, моделируют рабочие ситуации, изучают нормативные документы и методические материалы. Руководят процессом преподаватели и сотрудники вуза.
Примеры учебной практики студентов: создание пробных макетов для дизайнеров, написание программ для IT-специалистов, проведение лабораторных испытаний для химиков или биологов.
Что такое производственная практика?
Производственная практика — этап обучения, когда студент переходит от учебных заданий к выполнению рабочих задач на предприятии или в организации. Она проводится на старших курсах и играет ключевую роль в подготовке к самостоятельной деятельности.
Цель производственной практики в том, чтобы закрепить знания в реальных условиях и освоить рабочие процессы, характерные для будущей профессии. Кроме того, студент должен научиться работать в коллективе и взаимодействовать с коллегами и клиентами.
Задачи производственной практики в вузе:
- участие в проектах;
- выполнение технических заданий;
- составление документации;
- работа с оборудованием;
- консультирование;
- проведение исследований.
Как проходит производственная практика?
Место прохождения практики определяет кафедра, но студент может предложить свой вариант, если тот соответствует профилю обучения. На предприятии назначается руководитель, который контролирует выполнение заданий.
Студент ведет дневник, фиксируя выполненную работу. Завершив ее, он предоставляет отчет и получает характеристику.
Примеры производственной практики в вузе: для инженера — работа на производственной линии или в конструкторском отделе, для маркетолога — участие в рекламных кампаниях, для педагога — проведение уроков в школе, для врача — помощь в медицинском учреждении.
Чем отличается учебная практика от производственной?
Ниже представлена таблица, в которой кратко показаны отличия учебной и производственной практики:
Параметр | Учебная практика | Производственная практика |
---|---|---|
Цели | Закрепление теоретических знаний, знакомство с базовыми методами работы, формирование первых профессиональных навыков | Приобретение опыта работы по специальности, применение знаний в реальных условиях, подготовка к самостоятельной деятельности |
Место | Вуз: лаборатории, мастерские, компьютерные классы, полигоны | Предприятия, организации, учреждения, соответствующие профилю обучения |
Задачи | Выполнение лабораторных и практических работ, участие в учебных проектах, изучение нормативных материалов | Выполнение рабочих заданий, участие в проектах компании, взаимодействие с сотрудниками и клиентами |
Сроки | Обычно 1–3 недели, на младших курсах | От 3–4 недель до нескольких месяцев, ближе к старшим курсам |
Документы | Направление вуза, дневник или отчет, зачетный лист | Направление, дневник или отчет, характеристика от организации, акт приема-передачи практиканта (в некоторых вузах) |
Оба вида практики для студентов обязательны. Они взаимодополняют друг друга: учебная и производственная вместе дают комплексную подготовку — от первых пробных заданий до полноценного опыта работы.
Как подготовиться к практике?
Роль практики в обучении студентов важна. Независимо от того, о какой из них идет речь, нужна подготовка.
Чем лучше вы понимаете, что вас ждет, тем проще вам будет справиться с задачами и получить от процесса пользу. Важно заранее уточнить сроки, место прохождения, перечень заданий и документов для практики.
Подготовка к учебной практике
Учебная практика обычно проходит в вузе или колледже, но это не значит, что можно прийти без подготовки.
Полезно:
- повторить ключевые теоретические темы по предмету;
- изучить методические материалы и нормативные документы, которые будут использоваться;
- заранее ознакомиться с графиком занятий и планом работ;
- подготовить тетради, блокноты, флеш-накопители или др. оборудование;
- уточнить у преподавателя, в каком формате требуется отчет и каковы требования к его оформлению.
Такая подготовка поможет не тратить время на поиски информации и сосредоточиться на выполнении заданий.
Рисунок 2. Студенты выполняют лабораторные задания на учебной практике, а на производственной — реальную рабочую деятельность
Как подготовиться к производственной практике?
На предприятии придется выполнять задания.
Чтобы чувствовать себя уверенно, рекомендуется:
- уточнить у руководителя список задач и ожидаемые результаты;
- изучить информацию о компании или организации, где будет проходить работа;
- привести в порядок свою деловую одежду, если по условиям работы требуется дресс-код;
- подготовить документы для практики студентов — направление, дневник, план — и согласовать место ее прохождения;
- повторить знания по специальности, которые пригодятся на предприятии.
Подготовка к производственной практике предполагает не только сбор документов, но и правильный настрой: важно понимать, что это уже часть профессии. Активность, дисциплинированность и инициативность могут сыграть решающую роль в том, какие возможности вы получите в будущем.
Заключение
Виды практик в университете — учебная и производственная — это два обязательных и взаимосвязанных этапа подготовки будущего специалиста. Первая помогает закрепить теорию и сделать первые шаги в освоении профессии, вторая применить полученные знания в рабочих условиях.