Само название «введение» указывает на роль этого раздела для курсового проекта. Он служит для того, чтобы ввести читателя в курс дела, сформировать у него первое впечатление от работы. Часто преподаватели ограничиваются чтением введения и заключения, поэтому следует тщательно проработать эти разделы.
Структура введения курсовой работы
Элементы введения одинаковы для любой научной работы – курсовой, дипломной или диссертации. Поскольку курсовая работа менее масштабная, по решению кафедры или принимающего работу преподавателя некоторые пункты плана введения курсовой могут быть исключены. Укажем, что нужно писать во введении:
- Актуальность темы. Этот пункт обязателен для всех курсовых. Он обычно занимает больше места, чем любая другая часть введения.
- Цель работы.
- Задачи работы.
- Объект исследования.
- Предмет изучения.
- Использованные в работе научные методы.
- Обзор литературных источников.
- Степень разработанности проблемы, научная новизна и практическая значимость в курсовых работах чаще всего опускаются, потому что данный вид работы носит более учебный характер. Эти разделы добавляются только для проектно-исследовательских работ. Сложно найти научную новизну в выполнении инженерных расчетов по методичке или применении к предприятию широко известной методики экономического анализа.
Приведенный перечень – стандартный набор того, что пишется во введении курсовой работы. Преподаватель может добавить и специфические пункты.
Актуальность темы
Перед тем, как написать введение в курсовой работе, определите для себя, в чем состоит актуальность ее темы. Иными словами, почему вообще имеет смысл писать работу по этой теме. Чаще всего со студенческими работами действует принцип «пишу на ту тему, которую дал преподаватель», но даже в условиях навязывания темы можно найти в ней что-то интересное и приятное. Если же тему Вы выбирали самостоятельно (пусть даже и из выданного списка), можно указать, чем она заинтересовала Вас лично. Актуальность любой темы может быть объяснена одной из следующих причин:
- Происходящими в обществе изменениями и трансформациями. Законодательство меняется динамично, во многих отраслях права пересматриваются существенные моменты. Если несколько лет назад действовали одни принципы, а сейчас другие – тема актуальна в этой связи. Изменения – пусть и не такие быстрые – происходят и в других гуманитарных сферах. Следует предостеречь от копирования из распространенных на просторах Интернета работ 1990-х годов формулировок о переходе к рыночной экономике: спустя четверть века эти фразы звучат странно.
- Научной дискуссионностью. Если у одних исследователей один взгляд на проблему, а у других – иной, и они (как правило, речь идет не об одиночках, а о научных школах, направлениях, течениях) активно спорят, а к единому мнению прийти не могут, то тема является актуальной по этой причине.
- Малой изученностью. Это более свойственно для технических направлений, когда какое-то изобретение появилось недавно (или технология была внедрена в последние годы).
- Практической значимостью. К примеру, по вопросам налогообложения у предприятий есть определенная свобода выбора, и от правильности выбора схемы существенно зависит налоговая нагрузка. Понимание систем налогообложения важно для практической деятельности.
Цель и задачи курсовой работы
Во введении обязательно указывается, что является целью курсовой работы, для чего она пишется (вариант «чтобы получить оценку и закрыть сессию без долгов» не подойдет). В зависимости от направленности самой курсовой цель может быть как учебной, так и проектно-исследовательской.
Примеры целей:
- Разработать программный продукт для автоматизации кадрового учета.
- Осуществить проектирование локальной сети предприятия.
- Выработать рекомендации по повышению эффективности использования основных средств предприятия.
- Изучить методику экономического анализа и применить ее на практике на примере ООО «Звездочка».
Написание введения курсовой работы предполагает декомпозицию цели на задачи, или шаги, ведущие к достижению цели. Задачи тесно связаны со структурой работы, при их формулировании можно опираться на оглавление (добавив к пунктам подходящие глаголы).
Примеры перефразирования пункта оглавления в задачу:
- "Классификация экономических показателей" - "Привести классификацию экономических показателей".
- "Понятие уголовного права" - "Раскрыть понятие уголовного права".
- "Рекомендации по повышению производительности труда" - "Выработать рекомендации по повышению производительности труда".
Объект и предмет исследования
Объект и предмет исследования – пункты, которые очень часто путают между собой.
Объектом исследования выступает поле, в котором находится предмет.
Один объект может содержать много предметов (при изучении его с разных сторон). Более того: объект может генерировать предметы для разных наук.
Пример объекта, указанного во введении курсовой работы по гражданскому праву: «Система регулирования купли-продажи недвижимости», а предмет: «Договор купли-продажи недвижимости». С тем же объектом может быть написана совершенно иная курсовая работа по государственному и муниципальному управлению, предметом в которой будет выступать «Взаимодействие органов государственной регистрации в ходе сделок купли-продажи недвижимости».
Научные методы
Основные методы можно сформулировать до написания работы, когда план исследований только составляется. По завершении работы этот раздел введения следует откорректировать – добавить использованные методы, убрать не пригодившиеся. Методы исследования делятся на общенаучные и специальные. Специальные методы определяются конкретной дисциплиной. Общенаучные методы делятся на две большие группы. Эмпирические методы:
- Наблюдение (восприятие информации об объекте посредством органов чувств без воздействия на него).
- Эксперимент (вмешательство в деятельность объекта или воспроизведение для него специальных условий).
- Измерение (определение численного значения какой-либо величины).
- Сравнение (позволяет выявить сходство и различия между рассматриваемыми объектами).
Теоретические методы:
- Анализ.
- Синтез.
- Абстрагирование.
- Индукция.
- Дедукция.
- Идеализация.
Рисунок 1. Классификация научных методов
Советы, как правильно написать введение к курсовой
Несмотря на то, что введение – первый в порядке следования элемент курсовой работы, писать его можно уже после основной части. Это упросит формулирование многих пунктов – уже будет ясность с планом работы (задачи сформулируются без труда), с использованными методами (достаточно будет их перечислить), с использованными источниками (можно будет упомянуть те, которые оказали наибольшее влияние на текст).
Начать введение в курсовой работе нужно с какой-то общей фразы, плавно переходя к обоснованию актуальности темы.
После актуальности следуют цель, задачи, объект и предмет исследования. Затем можно остановиться на научных методах и использованной литературе.
Вопрос о том, как оформить введение курсовой, имеет однозначный ответ: так же, как саму курсовую. Если основная часть печатается 14 шрифтом с 1.5 интервалом, такие же настройки применяются и во введении. Единственный нюанс оформления введения курсовой работы – нужно ли выделять ключевые слова структурных элементов («актуальность», «объект», «предмет»). Чаще всего это не требуется, текст введения пишется сплошным текстом с единым оформлением.