Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Клише для курсовой работы

Что такое клише для курсовой работы

Клише для написания курсовой работы – это слова и целые конструкции, имеющие общеизвестный смысл. Они допустимы в официально-деловой и научной речи, имеют постоянную структуру и порядок компонентов.

Речевые клише выполняют несколько главных функций:

  • помогают быстро и точно составить документ;
  • экономят мыслительную энергию;
  • упрощают общение;
  • способствуют оперативной передачи информации.

Данные конструкции заметно упрощают последовательность повествования, помогают грамотно построить мысль и донести ее до слушателей. При этом они могут быть:

  • простыми – такие клише состоят из двух слов, например «представляют интерес», «многочисленные исследования», «направление разработки»;
  • осложненными – могут включать в состав более 2 слов («теоретический анализ литературы», «анализ литературы позволяет», «актуальной является проблема»);
  • сложными – объединяют две простых речевых конструкции («в результате изучения был получен», «перечисленные исследования внесли», «по-прежнему актуальной является», «определяющее влияние на возникновение», «анализ которого позволил заключить»).

Но не стоит злоупотреблять вводными конструкциями и стандартными фразами. Нередко именно такие распространенные клише снижают уникальность текста.

Вводные слова для курсовой работы

При написании курсовой работы можно использовать следующие лексические средства:

  • затем, во-первых, после, вначале – для указания на последовательность изложения;
  • тем не менее, однако, между тем – позволяют противопоставить отдельные тезисы;
  • поэтому, следовательно, следует отметить, потому что, благодаря – помогают обосновать причинно-следственные связи;
  • обращаем внимание, рассмотрим, подчеркнуть следующее, остановимся на – отражают переход от одной мысли к другой, усиление внимание;
  • таким образом, итак, значит – для подытоживания изложения или его части.

Если рассматривать работу по главам, то в теоретической части употребляют:

  1. Обращение к определению «…» помогает выявить (определить)…(переход к новому определению или подпункту, разделу);
  2. В развитии … науки сложилось несколько подходов по отношению к определению (направлению)…
  3. Недостатком теории (теорий периода…) является…
  4. Преимуществом современных мер по воздействию на объект ил предмет исследования является…
  5. В этой связи в (направление исследования: педагогика экономика, право и пр.) развернулись споры относительно…
  6. В последние годы предпринимались следующие попытки по решению…
  7. Определить эффективность (и прочие нюансы), можно благодаря методике (системе коэффициентов)…

В практической части (аналитическая и рекомендательная) нередко используют следующие обороты:

  1. На основе вышесказанного можно сделать вывод…
  2. Из вышесказанного следует…
  3. На основе данных таблицы… следует, что…
  4. На графике (схеме, рисунке и пр.) изображен… Он демонстрирует…
  5. По результатам исследования было выявлено…
  6. Объект исследования испытывает следующие сложности…
  7. На основе анализа литературы и деятельности объекта исследования можно предложить следующие решения проблемы…
  8. В результате исследования автор пришел к выводу, что…
  9. Развивая концепцию, что…, можно сделать вывод…
  10. Из-за изменения …(параметра), происходит…
  11. Динамика показателей свидетельствует о…

При формулировке выводов, рекомендуется использовать следующие клише: таким образом, следует отметить, итак, необходимо отметить, на основе проведенного анализа, из вышесказанного следует, из данных таблицы (схемы графика и пр.), рисунок (графический элемент) демонстрирует и пр.

Список сокращений в курсовой работе

Если термин или обозначение употребляются в курсовой работе более трех раз, то следует использовать сокращения. При первом упоминании они пишутся полностью с указанием в скобках на короткий вариант, а затем по тексту используется только сокращенный вид.

Также этот момент необходимо пометить и в самом проекте на отдельном листе, который располагается после содержания перед введением. Все элементы необходимо располагать в столбик: слева –символы, справа – расшифровка.

Однако злоупотреблять сокращениями не стоит. Чрезмерная лаконичность снижает качество материала и усложняет его восприятие. Поэтому следует придерживаться требований актуального ГОСТ 7.12–93.

При сокращении любых частей речи от слова должно остаться как минимум 2 буквы. Основные исключения из этого правила:

  • век – в.;
  • город – г.;
  • страница – с.;
  • год – г.;
  • час – ч;
  • грамм – г;
  • дом – д.

Физические величины:

  • мин – минута;
  • мм – миллиметр;
  • км – километр;
  • с – секунда;
  • кг – килограмм;
  • см – сантиметр.

Глоссарий в курсовой работе

Обычно при написании курсовой работы не требуют составлять глоссарий, но в некоторых случаях это является обязательным требованием.

Глоссарий – это своего рода словарь, в котором размещены термины и понятия, имеющие общую тематику. Его основное назначение – помочь читающему вашу работу человеку понять смысл употребляемых, но незнакомых ему слов. Как правило, он располагается в конце труда, после списка литературы или же до него. Иногда глоссарий может быть оформлен в отдельной папке и иметь титульный лист.

Предварительное ознакомление с литературой по вашей теме позволяет выделить и выписать отдельно часто встречающиеся термины. Слова в списке должны располагаться в алфавитном порядке. Затем необходимо составить на каждое из них отдельную статью. Определение термина должно состоять из двух частей:

  • точная формулировка в именительном падеже;
  • содержательная часть с исчерпывающей информацией о термине.

Также важным является следование следующим правилам составления:

  • точность и достоверность информации;
  • употребление корректных понятий, отсутствие жаргонизмов;
  • при наличии нескольких точек зрения на спорный вопрос не следует принимать определенную позицию. Глоссарий предназначен только для констатации фактов;
  • примеры контекста для употребления термина;
  • при необходимости допустимо включать и целые фразы;
  • размещение ссылки на источник, откуда взято определение.

Глоссарий в курсовой работе, в первую очередь, призван продемонстрировать знания студента и степень усвоения материала.

Наличие глоссария также влияет на будущую оценку. Для отличной защиты термины должны полностью отвечать той дисциплине, по которой писался проект. Их количество должно быть достаточным, как правило, оно согласуется с научным руководителем. Студент должен не только понимать значение понятий, но и знать их наизусть.

Образец оформления списка сокращений

Рисунок 1. Образец оформления списка сокращений

Пример глоссария

Рисунок 2. Пример глоссария

Ответы на вопросы

С какой целью используются клише при написании курсовой работы?

Использование клише заметно упрощает последовательность повествования, помогает грамотно построить мысль и донести ее до слушателей.

В каких случаях используются сокращения?

Если термин или обозначение употребляются в курсовой работе более трех раз, то следует использовать сокращения.

Как оформлять сокращения?

При первом упоминании слово пишется полностью с указанием в скобках на короткий вариант, а затем по тексту используется только сокращенный вид. Также это необходимо пометить и в самом проекте на отдельном листе, который располагается после содержания перед введением. Все элементы необходимо располагать в столбик: слева – символы, справа – расшифровка.

Что представляет собой глоссарий?

Глоссарий – это своего рода словарь, в котором размещены термины и понятия, имеющие общую тематику.

Для чего составляется глоссарий?

Основное назначение глоссария – помочь читающему работу человеку понять смысл употребляемых, но незнакомых ему слов.Глоссарий в курсовой работе, в первую очередь, призван продемонстрировать знания студента и степень усвоения материала.