Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Презентация к курсовой работе

Зачем нужна презентация к курсовой работе

В том случае, если курсовая работа защищается публично перед комиссией, то важнейшей задачей студента будет убедить членов комиссии в том, что курсовая работа актуальна, значима, выполнена полностью, а поставленная цель и задачи решены. Поскольку, в отличие от рецензента и руководители, члены комиссии видят курсовую работу первый раз в жизни, то даже качественно выполненная пояснительная записка к ней, лежащая перед членами комиссии, студенту поможет слабо.

Для того чтобы полностью раскрыть курсовую работу с лучших сторон необходимо использовать иллюстративно-графический материал в виде мультимедийной презентации из последовательности слайдов и раздаточного материала, отражающих суть курсовой работы — это действо называется презентацией.

Что должно быть в презентации

Презентация к курсовой работе должна отражать суть выполненной курсовой работы, то есть содержать, сжатом виде все ее ключевые сущностные элементы, которые будут отражены в докладе, а именно:

  • тему курсовой работы;
  • актуальность и практическую значимость работы;
  • цель и задачи курсовой работы;
  • основную часть работы;
  • выводы по работе.

Презентация к курсовой работе по своей структуре должна полностью соответствовать структуре доклада. По своей сути правильно структурированная презентация избавляет студента, самостоятельно выполнившего работу, от необходимости писать и заучивать доклад, так как вся информация, которую необходимо донести до комиссии, будет у него перед глазами на слайдах. Преимущество использования мультимедийной презентации, выполняемой, как правило, в MS PowerPoint,состоит, в частности, в том, что на слайды можно вынести несколько больше информации, помогающей при докладе, чем на плакаты.

На слайдах основной части презентации должны быть отражены:

  • основные определения и суть применяемых в работе методик исследования;
  • характеристика объекта и предмета исследования;
  • структурные схемы изучаемого объекта и процессов;
  • принципиальные схемы и изображения наиболее важных используемых, разработанных или усовершенствованных в работе приборов, приспособлений и установок;
  • основные графики, диаграммы, таблицы, чертежи, рисунки, блок–схемы алгоритмов, фотографии образцов материалов.

Как сделать презентацию для защиты курсовой работы

Презентацию к курсовой работе наиболее удобно оформлять в приложении MS PowerPoint (поверпоинт). Оформлять презентацию следует после формирования текста пояснительной записки, копируя из MS Word,MS Excel или других приложений графики, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и прочее. Такой подход позволит не допустить разночтения данных в тексте пояснительной записки курсовой работы и материала, вынесенного на слайды.

Если на защите курсовой работы студенту будет предоставлена возможность самому управлять презентацией, то в заметках к каждому слайду можно написать тезисы текста доклада, относящиеся к этому слайду. Этот приём позволяет сделать себе легальную шпаргалку, поскольку при выводе презентации на мультимедийный проектор так называемый“режим докладчика“, заметки к слайду будут видны только студенту на ноутбуке. Для этого в настройках презентации необходимо выбрать опцию “Использовать режим докладчика”, как это показано на примере ниже.

Опция “Использовать режим докладчика”

Рисунок 1. Опция “Использовать режим докладчика”

Как правильно оформить презентацию к курсовой работе

Составляя презентацию, при ее оформлении следует соблюдать определенные правила и требования оформления, которые улучшат ее восприятие:

  • размер шрифта должен обеспечивать хорошую читаемость текста из аудитории (желательно применять полужирный шрифт, 32 – 46 кегль для заголовков и 18 – 24 кегль для основного текста);
  • цветовую гамму фона презентации желательно выбирать светлой, а содержимое слайда должно выглядеть максимально контрастным, по отношению к фону, поскольку защита работы происходит в освещенной аудитории и читаемость информации в этом случае будет максимальной;
  • иллюстрируя результаты исследований следует везде, где это только возможно, избегать применения таблиц, по крайней мере содержащих мелкий текст — это будет плохо восприниматься издали, предпочтительно использовать различного вида диаграммы (столбчатые, секторные, векторные и прочие), которые к тому же наглядно показывают соотношение величин (сравнительный объем выпуска продукции, прочность материалов, высоту объектов и пр.);
  • визуальные эффекты из презентации желательно исключить, так как они будут отвлекать от сути материала и, как правило, только раздражают комиссию;
  • видеоролики, внедренные в презентацию, должны быть максимально короткими и не превышать время, которое вы собираетесь уделить на доклад по слайдам, в котором они размещаются — нет смысла вставлять материал, который комиссия не увидит;
  • все слайды должны быть выполнены в одном стиле —должен применяться один шаблон (тема) оформления;
  • не следует перегружать слайд информацией — это ухудшает восприятие.

Ниже приведены примеры слайдов, содержащих информацию различного типа.

Пример слайда, где шрифта оптимален и слайд не перегружен

Рисунок 2. Пример слайда, где шрифта оптимален и слайд не перегружен

Пример перегруженного слайда

Рисунок 3. Пример перегруженного слайда

Здесь слайд несколько перегружен, но разнести информацию на разные слайды не представляется возможным, так как утратится ее целостность.

Общий объем презентации курсовой работы не должен превышать 10 – 12 слайдов, из которых:

  • титульный слайд с наименованием темы работы, ее руководителя, исполнителя, также на титульный лист целесообразно включить цель и задачи работы, поскольку они тесно привязаны к теме работы
  • 8 – 10 слайдов, на которых отражена суть работы;
  • слайд с общими выводами (заключение) по работе.

Как защищать курсовую работу с презентацией

Перед защитой обязательно следует распечатать раздаточный материал по числу членов комиссии, где каждый слайд будет распечатан на листе формата A-4. Сшивать листы раздаточного материала не следует, так как во время доклада это будет мешать анализировать их вместе, и что крайне важно — проверить перед защитой, открывается ли презентация на компьютере, подключенном к проектору. Если не сделать последнего, то возможен очень неприятный казус.

Последовательно, сообразуясь с ходом доклада необходимо пролистывать слайды презентации. Во время доклада не следует забывать, что докладчик представляет собой совершенно непрозрачный предмет и следует держаться сбоку от экрана, желательно указывая на элементы слайда указкой, желательно лазерной.

После того, как докладчику начнут задавать вопросы, перед ответом следует открыть слайд, который нужен для информативного ответа на вопрос.

Ответы на вопросы

Какие требования ГОСТа в 2022 году надо выполнять, чтобы подготовить презентацию?

Оформление презентаций не нормируется требованиями Стандарта. Презентация оформляется в соответствии с требованиями учебного заведения.

Какая структура должна быть у презентации?

Структура презентации делается такой же, как план курсовой работы.

Как лучше оформлять результаты сравнительных испытаний в презентации?

Их лучше делать в виде различных диаграмм.