Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Анкетирование в курсовой работе

Что такое анкетирование в курсовой работе

Анкетирование - это эмпирический метод получения информации о состоянии изучаемого объекта. Анкетирование реализуется при помощи опросных листов – анкет. Как метод получения информации анкетирование актуально для курсовых работ по социально-экономическому и гуманитарному профилю. Во введении к курсовой работе достаточно обозначить анкетирование как метод сбора информации. Обоснование и реализация данного метода должны быть аргументированно описаны в главе, посвящённой эмпирическому исследованию изучаемого предмета.

Зачем нужно анкетирование

Метод анкетирования эффективен при сборе массива информации об общественном мнении по поводу того или иного социального процесса, явления. При сборе информации именно анкетирование позволяет проанализировать динамику социально-экономических процессов.

Как провести анкетирование в курсовой работе

При использовании анкетирования в курсовой работе нужно провести подготовительную работу:

  • сформулировать цель (цель в анкете не совпадает с целью курсовой работе: цель анкетирования более локальна и конкретна);
  • сформулировать мотивационное обращение к респондентам, чтобы побудить их к участию в анкетировании;
  • продумать и сформулировать перечень вопросов.

Вопросы в анкете должны быть сформулированы с учетом ряда следующих требований:

  • вопросы должны быть логично связаны общей тематикой;
  • формулировки должны исключать двусмысленность, некорректность и навязывание вариантов ответов;
  • количество вопросов анкеты должно быть оптимальным (не более 20);
  • по возможности анкета должна быть автоматизирована посредством сервисов онлайн-анкетирования (самый простой Google Forms).

Нужно понимать, что такой инструмент как анкета не является простым списком вопросов по теме. Для использования анкеты как целостного инструмента нужно обращать внимание на построение гипотез и проверку этих гипотез при помощи вопросов.

Анкета обычно состоит из трех блоков:

  1. введения, или преамбулы;
  2. основной части, состоящей из перечня вопросов;
  3. заключительной части.

Структура анкеты

Рисунок 1. Структура анкеты

Общая схема разработки анкеты представлена на рисунке.

Схема разработки анкеты

Рисунок 2. Схема разработки анкеты

Для каждого элемента структуры анкеты есть свои требования.

Во введении указывается цель проведения анкетирования. Важно сформулировать цель таким образом, чтобы для респондента была очевидна важность проводимого исследования. Также во введении нужно разместить общую инструкцию к заполнению анкеты и способам ее возврата исследователю. При наличии сложных вопросов дополнительную инструкцию по работе с ними нужно разместить непосредственно в месте их нахождения.

Пример формулирования вводной части в анкете

Рисунок 3. Пример формулирования вводной части в анкете

В основной части анкеты размещаются упорядоченные по определенным принципам вопросы. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали проблему, которую необходимо изучить в ходе исследования. Для этого используют комбинацию открытых и закрытых вопросов.

Открытые вопросы предполагают свободный ответ респондента с самостоятельным формулированием ответов. Открытые вопросы применяются для выяснения мнений и мотивов респондентов. Закрытые вопросы предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда представленных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к изучаемому объекту.

По закрытым вопросам при обработке можно создавать аналитические таблицы, графики, диаграммы, которые наглядно будут показывать неявные тенденции поведения и выбора респондентов.

Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор обширной качественной информации, закрытые - и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. В одной анкете они должны дополнять друг друга.

Примеры закрытых вопросов

В анкете можно применять разветвленные закрытые вопросы. При положительном ответе на довольно широкий вопрос, снабженный дихотомической шкалой ответов (да, нет), респонденту предлагается перейти к ответу на следующий вопрос, при отрицательном же ответе-на другой вопрос, расположенный несколько ниже. Такой подход к расположению вопросов в анкете делает ее более рациональной, ибо может потребоваться меньшее число альтернатив для отдельных вопросов, но при сохранении возможностей получения ответов от тех респондентов, которые могут предоставить необходимые сведения (которым есть что сказать). При проектировании разветвленных вопросов следует точно указывать алгоритм перехода на отдельные группы вопросов.

Пример дихотомического вопроса

Рисунок 4. Пример дихотомического вопроса

После использования дихотомического вопроса хорошо будет задать вопрос, уточняющий, предлагающий набор альтернативных ответов

Пример закрытого вопроса с ограниченным числом альтернатив

Рисунок 5. Пример закрытого вопроса с ограниченным числом альтернатив

Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта, позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных особенностей объектов.

Пример вопроса с использованием шкалы Лайкерта

Рисунок 6. Пример вопроса с использованием шкалы Лайкерта

В анкете можно использовать ранжирование вариантов ответов по шкалам.

Пример шкальных вопросов

Рисунок 7. Пример шкальных вопросов

В целях выявления ошибок или случаев недобросовестного заполнения анкет в их структуру рекомендуется включать проверочные вопросы. Для этого нужно повторить наиболее значимый для исследования вопрос в другой формулировке. Если анкета заполнена с ошибками или в ответах респондента замечено стремление ввести исследователей в заблуждение, то такую анкету следует изымать из дальнейшего анализа.

Порядок размещения вопросов в основной части также должен подчиняться правилам. Начинать любую анкету следует с простых, но интересных для респондентов вопросов. Если вопрос будет сложным для понимания, то возрастет вероятность того, что респондент не закончит работу с анкетой. Таким образом, возврат анкет будет далеко не полным и, возможно, недостаточным для взвешенных, обоснованных выводов.

В заключительной части анкеты размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место.

Как оформить опрос в курсовой работе

Для курсовой работы важно оформлять определенным образом как саму анкету, так и результаты анкетирования, представленные графическим способом.

Анкету целесообразнее оформить отдельным приложением, с обязательным развернутым описанием методики проведения опроса, расчетом выборочной совокупности. Также в основном тексте должны быть ссылки на приложение с анкетой. Сама анкета должна быть оформлена таким образом, чтобы ее функциональные блоки легко идентифицировались респондентами. Допустимо использовать при оформлении анкеты разные шрифты для разных блоков, обозначать визуально переходы от одного блока к другому.

При оформлении бланка с анкетой важно придерживаться общего правила: поля и интервалы между вопросами внутри анкеты должны быть достаточными, чтобы не затруднять чтение и отметки в них. Стремление сжать вопросник до одной страницы (или до двух, трех и т.д.), сделать его компактным на практике приводит к очень сложной по восприятию форме опросного листа.

Вопросы должны располагаться только на одной стороне листа. Поля должны быть не менее 2,5 см. Альтернативные варианты ответов предпочтительнее размещать по вертикали, а не в строчку. Когда ответы расположены в строчку, респонденты чаще пропускают нужные варианты ответов.

Пример неудачного оформления закрытого вопроса

Рисунок 8. Пример неудачного оформления закрытого вопроса

В основном тексте (как правило, это вторая глава курсовой работы) размещают итоги проведенного опроса и анализ полученных результатов. Итоги опроса сопровождают диаграммами и графиками, иллюстрирующими распределение ответов респондентам по группам. Все графические объекты с результатами анкетирования оформляются как рисунки с соответствующими подписями. В оформлении диаграмм допустимо использовать цвет. Все графические объекты должны быть одного размера и в одной стилевой и цветовой гамме.

Выбор вида графических объектов при оформлении результатов анкетирования

Если вопросы предлагают два варианта ответов (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Пример диаграммы

Рисунок 9. Пример диаграммы

Пример линейной гистограммы

Рисунок 10. Пример линейной гистограммы

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм.

Столбчатая диаграмма

Рисунок 11. Столбчатая диаграмма

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

Пример сложной гистограммы

Рисунок 12. Пример сложной гистограммы

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы. Для систематизации ответов выделяются категории ключевых слов, тогда ответы на открытые вопросы также можно визуализировать с помощью графических инструментов.

Где располагаются итоги анкетирования

Анализ и графические объекты с итогами анкетирования располагаются во второй главе. Если диаграммы и графики представляют собой масштабные объекты с большим количеством элементов, то их выносят в приложения.

Типичные ошибки при оформлении анкетирования

1. Отсутствие выраженной структуры в анкете.

Если отдельные элементы не оформлены графически отличающимся шрифтом (или другими способами) то респондент может не обратить внимания на отдельные инструкции, вопросы или особенности возврата анкеты. Все это может привести к потере информации или ее искажению.

2. Отсутствие необходимых элементов в анкете.

Если в анкете отсутствует введение, то у респондентов может не хватить личной мотивации заполнить анкету до конца.

3. Использование вопросов одного типа: только открытых или только закрытых.

Однотипные вопросы существенно снижают качество анкеты и затрудняют анализ полученных ответов.

5. Отсутствие выделенных мест для ответов респондентов.

Даже при наличии хорошо структурированных вопросов иногда исследователь забывает предусмотреть место для написания респондентом ответа на открытый вопрос. В этом случае информация теряется.

6. Неполный перечень ответов на закрытый вопрос.

Если не предусмотреть все варианты типичных ответов на вопрос, может сложиться ситуация невозможного выбора: когда нужного ответа нет и не предусмотрено добавление своего варианта ответа.

Избежать этой ошибки можно, добавив вариант «Другое» в перечень ответов.

Пример смешанного вопроса

Рисунок 13. Пример смешанного вопроса

Примеры анкет в курсовой работе

Если студенту в работе над анкетированием помогают, то важно давать правильные инструкции по особенностям работы с анкетой. Например, на рисунке 14 представлен образец опросного листа для анкетирования с инструкцией. Это пример опросного листа для очного анкетирования.

Пример анкеты с инструкцией для распространителя

Рисунок 14. Пример анкеты с инструкцией для распространителя

На рисунке 15 представлен пример анкеты для курсовой по товароведению. В данном опросном листе не очень удачно выбран формат маркеров для ответов на закрытые вопросы. Проставленные знаки ответов респондентов могут сливаться с данным видом маркеров. Также мало места оставлено на листе для ответов. такую анкету не удобно заполнять и впоследствии обрабатывать.

Пример анкеты для курсовой по товароведению

Рисунок 15. Пример анкеты для курсовой по товароведению

Ответы на вопросы

Сколько вопросов должно быть в анкете?

Оптимальное количество вопросов для анкеты – 20, из них 5 должно быть биографических (о поле, возрасте, социальном положении респондентов).

Нужно ли оформлять в приложения заполненные бланки анкет?

Заполненные бланки оформляются отдельным приложением. Их наличие свидетельствует о том, что анкетирование действительно проводилось. Если Анкетирование проводилось в автоматизированном формате с использованием специальных сервисов, то необходимо оформить ссылку на онлайн-анкету.

Обязательно ли оформлять диаграммы и графики?

Графически оформить результаты очень важно, это наглядно покажет выявленные зависимости внутри исследуемого объекта.