Что такое степень разработанности в курсовой работе
Степень научной разработанности в курсовой работе - это раздел введения, в рамках которого указываются фамилии основных ученых, которые уже исследовали тему данной работы с кратким перечислением основных направлений их научного интереса.
Если актуальность исследования – это описание проблемы, то степень ее разработанности или изученности – это краткое изложение предшествующего опыта ее решения. Эти разделы весьма удачно дополняют друг друга. Поэтому отсутствие хотя бы одного из них делает введение куда менее содержательным и информативным. И, наоборот, грамотно и четко сформулированные актуальность и степень разработанности темы заметно усиливают положительное впечатление от работы.
В этом разделе студент формулирует основные подходы, которые сложились в научном мире при исследовании выбранной темы.
Степень научной разработанности темы курсовой работы показывает:
- Эволюцию взглядов исследователей на конкретную научную проблему.
- Знание автором существующих теоретических наработок в выбранной отрасли.
- Наличие определенных противоречий, которые позволяют говорить о новизне выбранной студентом проблемы.
В целом, это своеобразное обобщение выводов ученых, которые обращались к этой теме прежде.
Зачем нужно рассматривать степень изученности проблемы
Во-первых, для того чтобы помочь самому автору как бы собрать воедино все его понимание того, кто этой и смежными с ней проблемами занимался раньше, с помощью каких методов ее изучал или решал, какие применял научные теории и подходы, каких результатов при этом достиг и т.д. Это очень важно для того, чтобы найти свою нишу на каком-то исследовательском проблемном поле. Особенно это касается хорошо изученных вопросов, по которым написано уже достаточно много.
Во-вторых, для того, чтобы продемонстрировать аттестационной комиссии и всем присутствующим на защите знание и понимание автором всего того опыта, который уже был накоплен до него в данной области знаний или практической деятельности.
В-третьих, данный раздел просто знакомит всех читающих курсовую работу с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых построено это конкретное исследование. Конечно, такая цель более важна для кандидатских или докторских диссертаций, а также для научных книг и статей. Но и курсовые смотрятся куда выигрышнее, если читателя с первых же страниц подробно и обстоятельно посвящают в то, что уже сделано к этому моменту в регионе, в стране или в мире для решения рассматриваемой проблемы.
Каких авторов указывать в данном разделе
Когда студент готовит раздел, посвященный изученности темы, перед ним обычно встает проблема: сколько и каких ученых указать. Нельзя перечислить в нескольких абзацах всех авторов использованной литературы, но и 3-4-х фамилий явно будет недостаточно.
Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 ученых, внесших самый большой вклад в изучение затронутой проблемы. Перечислять их лучше в хронологическом порядке, начиная с основателей, которые начали разработку проблемы и постепенно переходя к современным учёным.
Не стоит указывать только отечественных или зарубежных ученых: соблюдайте разумный баланс.
Как определить и написать степень изученности в курсовой работе
Если есть необходимость более детального рассмотрения изученности тематики, то этому вопросу выделяется глава или раздел, тогда этот раздел приобретает вид библиографического или историографического. Важным моментом в этой ситуации выступает правильный выбор общей концепции освещения, которые могут быть следующими:
- Хронологическая концепция – когда рассмотрение происходит сквозь призму времени, в классическом варианте выделяют несколько периодов изучения темы (дореволюционный (встречается довольно редко), советский, современный).
- Географическая концепция – рассматривают по локализации исследований. Чаще всего в форме: отечественные исследователи и зарубежные, если есть необходимость, то зарубежных можно также разделить (например, европейский, азиатские, американские и т.д.)
- Проблемная концепция – рассмотрение происходит исходя из существующих парадигм относительно проблематики или направлений изысканий.
Как оформить степень изученности в курсовой работе
У многих студентов возникают сложности с оформлением степени разработанности темы курсовой работы. Нельзя просто указать список исследователей, следует использовать специальные обороты и клише, характерные для научного стиля:
- «Значительный вклад в решение проблемы внесли ...»;
- «Основателями данного направления в науке считаются ...»
- «Затронутой теме были посвящены работы таких учёных как ...»;
- «Фундаментальные основы темы были заложены в следующих трудах ...»;
- «В последние годы внимание проблеме уделяли такие учёные как ...»»
- «Их работы содержат фундаментальные основы…»;
- «Их работы в значительной мере способствовали изучению…»;
- «В этих работах отражен характер….»;
- «Однако в трудах этих ученых не рассматриваются…»;
- «Эти работы не могут быть в чистом виде применены для решения…., так как …»;
- «В значительной части эти исследования охватывают только…, не учитывая…».
Типичные ошибки при описании степени исследования
При подготовке данного раздела студентам нужно избегать следующих ошибок:
- Перечисление слишком малого (3-5) или слишком большого (более 15) количества авторов.
- Упоминание исследователей, которые не имеют прямого отношения к проблеме.
- Простое перечисление фамилий, без раскрытия теорий и подходов этих учёных.
- Указание авторов, чьи труды не использованы при написании работы.
- Игнорирование новых исследований в области.
Последняя ошибка является одной из самых распространенных. Ее допускают многие студенты младших курсов, которые делают упор на исследованиях советского периода и не используют актуальные научные издания.
Примеры и образцы описания степени изученности темы работы
Рисунок 1. Образец оформления степени разработанности в курсовой работе
Рисунок 2. Пример степени научной разработанности
Рисунок 3. Пример степени научной разработанности
Ответы на вопросы
В чем ценность описания степени изученности проблемы в курсовой работе?
Степень научной разработанности знакомит всех читающих с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых построено это конкретное исследование.
Какое оптимальное количество авторов необходимо указывать в степени изученности?
Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 ученых.