Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Как оформить интервью в курсовой работе

Что такое интервью в курсовой работе

Интервью в курсовой работе - это один из эмпирических методов исследования.

В основе интервью лежит личный разговор автора курсовой с тем, кто может предоставить важную информацию. Интервью имеет заданную форму общения, что предполагает наличие заранее составленных вопросов.

Интервью позволяет собрать большой массив информации от реальных участников каких-либо процессов, либо получить экспертное мнение по важному для курсовой работы вопросу.

Материал интервью становится предметом анализа и формирования выводов о состоянии объекта исследования.

Где нужно обосновать необходимость интервью в курсовой работе

Во введении к работе нужно перечислить применяемые методы исследования.

Примеры перечисления методов исследования

Рисунок 1. Примеры перечисления методов исследования

Обосновать применение метода интервью как способа получения информации необходимо в главе, посвященной методологии исследования.

Пример формулировки обоснования применения интервью как метода сбора информации

Рисунок 2. Пример формулировки обоснования применения интервью как метода сбора информации

Как оформить интервью в курсовой работе

Результаты интервью требуют корректного оформления, иначе интервью не будет считаться эмпирическим фактом для научного анализа. Оформление интервью в курсовой работе начинается с расшифровки и редактирования материала. Ответы нужно записывать корректно, учитывая тон, паузы и язык тела респондента.

При оформлении интервью нужно следовать следующим правилам:

  1. Необходимо указывать информацию о дате, времени и месте сбора информации;
  2. Необходимо анонимизировать все персональные данные;
  3. Для обозначения задаваемых вопросов можно использовать выделения в тексте – курсив или полужирное начертание («Уважаемый О.В., как вы считаете…»);
  4. Для выделения имен респондента и интервьюера нужно использовать инициалы (А. И.);
  5. Для фиксации паузы в речи используется троеточие… ;
  6. Для оформления изъятого текста в месте пропущенных фраз ставится многоточие в квадратных скобках […]
  7. В круглых скобках фиксируется интонация, особенности поведения и мимики (А. И. слегка улыбнулся).

Варианты оформления интервью

Рисунок 3. Варианты оформления интервью

При использовании варианта оформления №2 расшифровку полного имени делают в скобках следом за инициалами лишь в случае первого упоминания. В дальнейшем следует обходиться принятым ранее сокращением.

Важно! При редактировании текста можно сокращать ответы, но неизменными должны остаться те фразы, которые имеют существенное значение для раскрытия темы.

При редактировании незначительных лингвистических неточностей следует оформить специальный дисклеймер: «Грамматика и пунктуация изменены», или, наоборот, при их сохранении следует указать: “Грамматика и пунктуация сохранены / авторские”.

Где должно располагаться интервью

Опросные листы для интервью целесообразнее располагать в приложении к работе, указав ссылку в основном тексте на это приложение.

Обзор ответов нужно приводить непосредственно в эмпирической главе курсовой, сопровождая их структурированием, ранжированием и последующим анализом.

Каков должен быть объем интервью

Объем интервью зависит от темы и характера интервью. Если важно получить массив ответов от большого числа респондентов, то интервью могут быть объемные, содержащие ответы на большое количество однотипных вопросов. Такое интервью и его анализ займут большой объем в работе (до 15-20 страниц). Если интервью экспертное, то непосредственно сам список вопросов может быть небольшим. Объем текста анализа будет определяться объемом ответов респондента (около 10 страниц).

Типичные ошибки при оформлении интервью

Наиболее распространенные ошибки при оформлении интервью:

  1. Искажение речи респондента при редактировании. Нужно быть внимательным к речи респондента, стараться сохранять без купюр весь текст.
  2. Отсутствие фиксации интонации собеседника. Отдельные интонационные краски могут изменить смысл высказывания на противоположный.
  3. Применение стандартных вопросов для интервью с экспертом. Данная ошибка приводит к потерям ценной, уникальной информации по теме.
  4. Отсутствие фиксации мест с пропущенными фразами. Лакуны в речи респондента, созданные при редактировании, нужно обязательно отмечать.
  5. Отсутствие паспортной части интервью - сведений о респондентах, о месте проведения и дате интервью.

Примеры интервью в курсовой работе

В примере на рисунке 4 показано экспертное интервью. Важным отличием такого интервью является концентрация внимания на свободной речи респондента, максимальная фиксация особенностей его мыслей.

Пример экспертного интервью

Рисунок 4. Пример экспертного интервью

На рисунке 5 показан пример записи стандартизированного интервью с клиентом компании. Такое интервью проводится по заранее составленному списку вопросов и список вопросов неизменен для всех респондентов выборочной совокупности.

Пример стандартизированного интервью

Рисунок 5. Пример стандартизированного интервью

Ответы на вопросы

Нужно ли приводить список вопросов интервью в тексте курсовой?

Опросный лист для интервью должен быть размещен в приложении к курсовой работе. Обязательно наличие инструкций к опросному листу. Описание принципов формирования выборки и методики проведения исследования должно присутствовать в эмпирической части курсовой работы.

Нужно ли шифровать имена респондентов?

Имена респондентов анонимизируются в интервью стандартизированном, где важна статистика ответов. В этом случае вместо имен пишут инициалы, или присваивают номера заполненным анкетам.

В экспертном интервью шифровать имена респондентов не целесообразно, поскольку имя эксперта является дополнительным фактором анализа результатов интервью.

Что такое «паспортная часть» интервью?

Это вопросы о социальном положении респондента (пол, возраст, род занятий, уровень образования и дохода). Также в паспортную часть интервью часто включают информацию о месте, дате и времени проведения интервью. Эта информация позволит выявить социальные закономерности ответов на вопросы интервью.