Что такое исследовательская часть в курсовой работе
Исследовательская часть курсовой работы — это раздел основной части, в котором описываются выполненные исследования для решения поставленных в курсовой работе цели и задач.
Что такое объект исследования
Объектом исследования может выступать система, предмет, явление, процесс, которые могут быть рассмотрены несколькими видами наук.
Для изучения объекта исследования, которое требуется для решения поставленной в работе проблемы, необходимо научно обоснованное исследование отдельных частей объекта, которые называются предметами исследования. Субъектом исследования является исследователь, в данном случае студент.
Что такое предмет исследования
Под предметом исследования понимают выявленные значимые свойства объекта, находящиеся в связи друг с другом, взаимодействие которых определяет поведение и характеристики объекта исследования.
Таким образом предметом исследования является один из аспектов поведения или сущности объекта исследования, изучая который мы получаем знания об объекте исследования как сложной системы.
Таким образом объект исследования и предмет исследования соотносятся как целое и частное.
Рисунок 1. Как соотносится предмет и объект исследования
Так, например, Мировой океан, можно определить как классический пример объекта исследования, и действительно — Мировой океан представляет собой сложную систему, которая может изучаться многими науками, среди них география, биология, ихтиология, геология, геофизика и множество других наук. Предметом исследования, например, может быть математическое моделирование волн цунами вблизи Курильских островов.
Ниже приведена схема, иллюстрирующая ресурсы Мирового океана, на которой представлено множество объектов исследования, которыми занимаются различные науки.
Рисунок 2. Ресурсы Мирового океана с объектами исследования
Как определить объект и предмет курсовой работы
Выбор объекта и предмета исследования в курсовой работе проистекает от заданной темы курсовой работы. Объектом исследований является область знаний, к которой относится тема. Для выбора предмета исследований необходимо из объекта исследований вычленить более узкую проблему. Для этого нужно рассмотреть, какие вопросы были изучены предыдущими исследователями, и какие проблемы были поставлены в развитие этих исследований.
Таким образом, темой курсовой работы будет являться предмет исследования.
Теперь рассмотрим выделение объекта и предмета исследований на конкретных примерах.
Тема: «Особенности клинического течения язвенного колита у больных различных возрастных групп».
Объектом исследования в этом случае будет являться язвенный колит, предметом же исследования будет клиническое течение язвенного колита у больных различных возрастных групп.
Тема: «Изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов».
Объектом исследования является инфляция в российской экономике.
Предметом исследования будут особенности инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Тема: «Развитие гибкости в общеразвивающих упражнениях у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является гибкость, как психофизическое качество, предметом же исследования будет процесс развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с применением методик нетрадиционного физического воспитания
Как оформить исследования в курсовой работе
Под научным исследованием в курсовой работе понимают процесс выработки студентом новых научных познаний об объекте исследования путем его изучения и/или воздействия на него. В процессе выполнения работы студент учится грамотно планировать и аппаратурно оформлять эксперимент, изучает различные методики проведения эксперимента, затем учится проводить эксперимент, обрабатывать его результаты и делать выводы.
Различают следующие основные виды научных исследований, которые приемлемы в курсовых работах:
- Фундаментальные, которые проводятся для получения новых знаний в какой-либо области без привязки к возможности их применения в данный момент. Такие исследования, как правило, открывают перспективы для дальнейших прикладных исследований (разработок).
- Прикладные исследования, целью которых будет практической применение новых знаний для решения конкретных задач, стоящих перед промышленностью.
- Поисковое исследование, служащее для определения целесообразности работ по тематике, а также для нахождения путей решения, поставленной значимой задачи. Именно для работ подобного рода справедлив принцип «Отрицательный результат — тоже результат».
- Уточняющее исследование с целью установить границы применимости некой теории для предсказания фактов и выявленных ранее закономерностей, полученных эмпирическим путем.
- Воспроизводящее исследование преследует собой цель воспроизведение эксперимента с целью определить достоверность и объективность полученных результатов.
В зависимости от дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, применяется тот или иной вид исследования. Так, например, по работам медицинского направления, когда проводятся исследования с точки зрения доказательной медицины, применяется именно воспроизводящее исследование.
Если брать инженерные дисциплины, где курсовая работа связана с разработкой какой либо технологии, то, как правило, мы будем иметь дело с прикладными, либо уточняющими исследованиями.
Курсовые работы фундаментальной направленности характерны для специальностей, связанных с фундаментальными науками, например, физикой.
Исходя из этого, можно выделить два типа построения структуры основной части курсовой работы.
В первом варианте материал будет распределяться следующим образом:
- Первая глава — теоретическая (литературный обзор), в которой на основании изучения источников информации выясняется современное состояние изучаемой проблемы, рассматривается ее актуальность и значимость, выдвигается гипотеза, определяются цель и задачи исследования.
- Вторая глава — методологическая (методы и средства исследования), в которой дается характеристика объекта исследования, описываются методики, методы и средства исследования, применяемые для выполнения поставленных в работе задач.
- Третья глава — практическая. В ней приводятся результаты экспериментальных исследований, производится их математическая обработка, проводится обсуждение полученных результатов.
В этом случае исследовательской частью будет глава номер три.
Во втором варианте структура будет выглядеть следующим образом:
- Первая глава — теоретико–методическая, включающая в себя обзор источников по теме работы, рассматривается актуальность и значимость проблемы, выдвигается гипотеза, определяются цель и задачи исследования, описывается применяемый методологический аппарат, так же в этой главе будет даваться характеристика объекту исследования.
- Вторая глава — аналитическая, в ней производится анализ текущего состояния исследуемого объекта, выявляются тенденции по изменению его состояния и проблемы функционирования.
- Третья глава — проектная, в которой разрабатываются способы по совершенствованию поведения объекта исследования, а также по разработке целенаправленного воздействия на объект исследования с целью улучшения его свойств и приобретения новых.
При этой схеме построения работы исследовательскими частями будут вторая и третья главы.
Примеры написания исследовательской части
Чтобы понять, как написать исследовательскую часть работы, воспользуемся примером написания исследовательской части курсовой работы на тему «Особенности клинического течения язвенного колита у больных различных возрастных групп»:
Пример написания исследовательской части курсовой работы на тему «Прибыль предприятия: формирование, распределение и использование»:
Ответы на вопросы
К какому разделу курсовой работы относится исследовательская часть?
Исследовательская часть относится к основному разделу работы.
Как сформулировать связь между объектом и предметом исследования?
Для выбора предмета исследований необходимо из объекта исследований вычленить более узкую проблему. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное.
Для чего служат поисковые исследования?
Поисковые исследования служат для определения целесообразности работы по тематике, к которой относится работа, а также для нахождения путей решения, поставленной значимой задачи.