Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Доклад к курсовой работе

Как написать доклад по курсовой работе

Доклад − это краткий реферат курсовой работы, который студент представляет на защите, сопровождая этот текст презентацией. Доклад необходим для того, чтобы представить суть работы в небольшом по объему тексте, поскольку на защиту работы обычно дается 5-7 минут. За это время нужно успеть изложить только существенную информацию и сделать упор на сильные стороны курсовой. Причем навык составления докладов пригодится в дальнейшем при защите диплома.

Чтобы сделать хороший доклад нужно:

  1. Вычленить основополагающие моменты из каждого раздела работы.
  2. Прописать связки между этими тезисами, чтобы текст звучал логично.
  3. На основе доклада сделать презентацию, вынеся на слайды ключевые положения и иллюстрации к ним.
  4. Отрепетировать выступление, выучив основные утверждения (члены комиссии не любят, когда студент читает текст с листа).
  5. Продумать возможные вопросы к вашему докладу и подготовить ответы на них (чаще всего вопросы касаются практического применения результатов работы).

Начинать доклад нужно с приветствия членов комиссии и представления себя и темы работы (Добрый день, уважаемый председатель и члены комиссии! Я, ФИО, представляю вашему вниманию курсовую работу на тему …).

Из введения в доклад выписываются:

  • актуальность темы;
  • объект и предмет работы;
  • цель и задачи исследования;
  • теоретическая и практическая значимость.

Из основной части работы в доклад включаются:

  • главные теоретические положения;
  • методы и способы решения поставленных задач;
  • краткое описание этапов исследования;
  • полученные результаты.

В конце необходимо сделать общий вывод и сказать несколько слов о дальнейших перспективах изучения темы.

Требования к оформлению доклада по курсовой работе

Требования к оформлению доклада прописаны в таком документе, как ГОСТ Р 2.105-2019 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам».

В большинстве учебных заведений доклад читает только сам студент, поэтому неважно, как он выглядит, оформлять его стоит так, как удобно учащемуся. Главное, чтобы он содержал все необходимое и был понятен студенту. Например, многие прямо в тексте делают отметки, к какому слайду относится данный абзац.

Если же доклад необходимо оформить, то придерживайтесь универсальных требований к оформлению текстовых документов:

  • шрифт Times New Roman;
  • размер − 14пт;
  • выравнивание по ширине;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • абзацный отступ − 1,25 см;
  • поля − слева 3 см, справа 1 см, сверху и снизу по 2 см.

В качестве вспомогательных иллюстративных средств используются:

  • слайдовая презентация (от 10 до 15 позиций);
  • макеты;
  • образцы продукции;
  • плакаты;
  • фотографии;
  • графики, рисунки, диаграммы, схемы.

Пояснительный материал должен быть наглядным и доходчивым, чтобы помочь докладчику создать четкую картину проведенного изыскания.

Общий объем доклада обычно составляет 3-5 страниц.

Основные фразы-клише для написания доклада:

  1. «Здравствуйте, уважаемые члены экзаменационной комиссии! Меня зовут (ФИО), я являюсь студентом _ курса. Моим научным руководителем стал (ФИО и должность преподавателя). Темой курсовой работы является (указать тему)».
  2. «Актуальность данной работы обусловлена…».
  3. «Для достижения цели были поставлены следующие задачи…».
  4. «В основу курсового проекта легло исследование…».
  5. «При изучении теоретической базы сделаны следующие выводы…(перечислить)».
  6. «Во время практической/исследовательской деятельности было установлено…(перечислено)».
  7. «Результатом курсового проекта стали …(перечислить)».
  8. «В соответствии с целью и задачами, поставленными в работе, можно сделать следующие выводы…».
  9. «Планируется использование результатов данных исследований для дальнейшего развития темы».
  10. «На этом мое выступление закончено. Благодарю за внимание!».

Виды доклада по курсовой работе

По способу изложения:

  1. письменные доклады составляются с учетом особенностей структуры текстов такого типа, кроме того, в них большую роль играет оформление, объем докладов зависит от темы и цели;
  2. устные доклады – выступления авторов на основе написанного текста, на научных конференциях текст разрешается читать, но лучше знать содержание и почаще «отрываться» от листика, это поможет оживить рассказ и сконцентрировать внимание публики на содержании.

По цели:

  1. Отчетный доклад пишется с целью освещения хода работы за определенный срок, обобщения состояния дел с выделением плюсов и минусов, анализа возникнувших проблем и путей их решения. Такие доклады имеют место на конференциях, симпозиумах, семинарах в учебных заведениях или на предприятиях.
  2. Тематический доклад посвящается раскрытию определенной темы или проблемы, при этом делается полный ее анализ и подаются выводы, определяется перспектива исследования. Значительную роль в таком виде доклада играют рассуждения автора, его взгляды, позиция, тем не менее, они должны органично переплетаться с уже доказанными истинами, прописанными в достоверных источниках.
  3. Информационный доклад раскрывает состояние дел на текущий момент или же в определенный промежуток времени, информация должна быть полной, всесторонней, без субъективизма (позиция автора в этом докладе совсем не нужна).

Структура доклада

  1. Обоснование актуальности темы исследования: раскрывается проблематика, поставленная цель и задачи.
  2. Представление объекта и предмета.
  3. Описание методов, механизмов и путей достижения обозначенных задач.
  4. Изложение этапов работы согласно содержанию: краткое описание каждой главы с выделением ключевых моментов, обоснование теоретической и практической значимости.
  5. Отчет о полученных результатах, сделанных выводах, выявленных проблемах.
  6. Раскрытие предложенных мер, рекомендаций по решению проблемных вопросов.

Типичные ошибки и недочеты

  1. В докладе нет общей концепции. Студент увлекся изучением литературных источников, доклад пестрит цитатами, а на освещение глав практической части не остается времени.
  2. Длинный перечень библиографических ссылок. Как в работе, так и в докладе много времени и места отведено анализу различных точек зрения на проблему. Повествовательная часть чрезмерно раздута, а классификация информации отсутствует.
  3. Неуверенное поведение во время презентации.
  4. Потеря связи с аудиторией, чтение текста с листа.

Примеры доклада по курсовой работе

Пример доклада к курсовой работе №2

Рисунок 1. Пример доклада к курсовой работе №2

Пример доклада к курсовой работ №2

Рисунок 2. Пример доклада к курсовой работ №2

Образец доклада к курсовой работе №3

Рисунок 3. Образец доклада к курсовой работе №3

Ответы на вопросы

Что представляет собой доклад к курсовой работе?

Доклад представляет собой текст, написанный для защиты курсовой работы, который сопровождается презентацией.

Для чего нужно писать доклад к курсовой работе?

Доклад необходим для защиты курсовой работы перед комиссией. Он позволяет кратко раскрыть суть работы, чтобы успеть представить результаты исследования за 5-7 минут. К тому же умение писать доклады пригодится в дальнейшем при защите диплома.

С чего необходимо начать доклад?

Доклад должен начинаться с приветствия комиссии и представления себя и темы своей курсовой работы.

Каков рекомендуемый объем доклада к курсовым работам?

Оптимальный объем доклада к курсовой работе составляет 3-5 страниц.