Обучение в вузе призвано стать мостиком от школьника к специалисту, способному самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность. Студент не только получает теоретические знания, но и проходит циклы практики на предприятиях. Первой из таких практик является учебная практика. По итогам проведенного на предприятии времени стажер пишет отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики.
Как проходит учебная практика
Введение в профессию требует не только изучения различных предметов на базе вуза, но и посещений мест, где работают специалисты в этой профессии. Первая практика проходит после окончания первого курса (после летней сессии).
В зависимости от специальности, база практики может быть разной:
- Для экономистов – любое предприятие.
- Для юристов – государственные органы или юридические отделы компаний.
- Для технологов – производства.
- Для будущих врачей – больницы.
Еще одним вариантом является прохождение практики на кафедре. В таком случае от студентов чаще всего требуют выполнения низкоквалифицированной работы – перепечатывания документов, сортировки архивов или вообще поливки цветов.
Учебная практика на предприятии может иметь две формы:
- Выполнение поручений в отделе, не требующих профессиональных навыков, но позволяющих что-то узнать о будущей специальности.
- Посещение экскурсий и бесед с сотрудниками предприятия (возможно такое построение практики, что посещается несколько разных организаций).
Независимо от базы практики и формы ее прохождения, по итогам необходимо написать отчет о прохождении учебной практики.
Структура отчета по учебной практике
Сотрудники вузов прекрасно понимают, что первокурсников не допустят к профессиональной деятельности; для проведения глубокого анализа у стажеров тоже еще недостаточно знаний, поэтому выглядит отчет по учебной практике примерно как сочинение на тему «Как я провел лето» - достаточно вольное описание того, что было сделано и увидено за отведенные дни.
Чтобы отчет по практике имел более солидный и научный вид, можно ориентироваться на следующую структуру:
- Введение.
- Общее описание базы практики – когда предприятие было создано, чем занимается, какую роль играет в регионе. Для государственных органов можно сделать обзор законодательной базы их функционирования (цели, полномочия, место в структуре государственных органов).
- Описание работы в отделе, где проходила практика. Можно указать количество сотрудников, их должностные обязанности (привести выдержки из инструкций). Также обязательно нужно сделать акцент на свою деятельность: что доверили сделать самому, за чем была возможность понаблюдать.
- Заключение – общие выводы по итогам практики.
- Список использованных источников.
Дополнительно к отчету прилагается характеристика и дневник прохождения практики.
Отчет по учебной практике на кафедре
С серьезными затруднениями сталкиваются студенты, которые проходят практику на кафедре: им очень сложно сочинить содержание отчета по учебной практике. Ничего нового (по сравнению с увиденным за год обучения) узнать обычно не удается (за исключением, разве что, нюансов отношений в педагогическом коллективе), интересную работу студентам не доверяют, описывать оказывается нечего. В таком случае нужно постараться узнать максимум информации о деятельности кафедры – учебной, научной, социальной работе, которая ведется. Нет необходимости распыляться на все направления – достаточно выбрать одно и описать его подробно. Преимуществом является доступность различных планов, проектов и отчетов, из которых как из кубиков конструктора по шаблону можно собрать отчет по учебной практике.
В качестве примера можно привести отчет о прохождении учебной практики студентки кафедры государственного и муниципального управления.
- Введение.
- Характеристика моделей государственного и муниципального управления и его прикладной деятельности на территории Курской области.
- Проектная деятельность по продвижению положительного имиджа вуза и направления подготовки.
- Разработка и реализация волонтерского проекта в сфере повышения социальной ответственности.
- Заключение.
- Список использованных источников.
Первая глава этого отчета носит сугубо теоретический характер и служит для понимания, в какой сфере могут быть приложены впоследствии знания, полученные студентами на этой кафедре. Вторая глава послужила отражением участия студентки во вступительной кампании (в вузе летом проходили выступления представителей кафедр перед абитуриентами). В третьей главе получила отражение помощь в подготовке отчета по работе, которая велась кафедрой на протяжении всего года.
Пример написания отчета по учебной практике на предприятии
Если практика сводилась к экскурсии по предприятию, отчет по учебной практике должен начинаться с общей характеристики этого предприятия.
Приведем план отчета по учебной практике студента, обучающегося на специальности «Экономическая безопасность» и проходившего ознакомительную практику на предприятии:
- Введение.
- Технико-экономическая характеристика предприятия.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- Факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия.
- Заключение.
- Список использованных источников.
Первая глава писалась на основании сайта предприятия, подготовленных для участия в выставке брошюр, а также учредительных документов. Вторая глава основывалась на финансовой отчетности компании, также студент продемонстрировал полученные навыки экономического анализа. Для третьей главы использовались сведения, услышанные во время экскурсий и выступлений сотрудников, а также находящиеся в свободном доступе макроэкономические показатели, влияющие на отрасль.
Пример заполнения дневника как части отчета по учебной практике
К отчету по практике должен прилагаться дневник. Если отчет носит обобщающую характеристику, то дневник содержит сведения по дням. Для заполнения дневника важно четко узнать даты прохождения практики (как они указаны в приказе и в договоре на прохождение практики) – недопустимо выходить за границы этого периода, а также пропускать дни, в которые практика должна была проходить.
Дневник представляет собой таблицу из следующих граф:
- Дата.
- Выполняемая работа.
- Подпись руководителя от предприятия.
Подпись за каждую дату может не ставиться – нередко ограничиваются одной подписью в нижней части листа. Расписываться должен руководитель практики от предприятия, с указанием должности, фамилии, имени и отчества. Также подпись заверяется печатью организации, на которой проходилась стажировка.
Рисунок 1. Дневник по учебной практике
Намного проще заполнять дневник ежедневно (это не потребует много времени), чем по окончании практики пытаться вспомнить, что происходило в каждый из дней.
Записи в дневнике могут быть достаточно краткими, нет необходимости расписывать, что именно было выяснено в ходе изучения, к каким выводам удалось прийти – все это отражается в основной части отчета по практике.
Характеристика с места прохождения практики
Если в основной части отчета вы пишете свои впечатления о месте, где проходили практику, то в характеристике оценивают вас.
По идее, характеристику должен писать руководитель от предприятия. Но выполнение этой обязанности сотрудниками организаций являются скорее исключением, обычно студентам предлагают написать все самостоятельно.
В характеристике следует обязательно указать анкетные данные (фамилия, имя, отчество студента, вуз, группу, специальность, курс), даты прохождения практики, вид практики. Далее описывается, чем студент занимался и как себя проявил. Оценке подлежат не только профессиональные, но и личностные характеристики. В заключении пишутся рекомендации по выставлению оценки за практику.
Чтобы получить высокий балл, обязательно принести положительную характеристику, но слишком перехваливать себя тоже не стоит – это может выглядеть смешно и неправдоподобно для преподавателя, который имел возможность оценить уровень ваших знаний в процессе сдачи сессии.
Оформление отчета о прохождении учебной практики
Образец оформления текстовой части отчета по учебной практике лучше всего взять на кафедре: требования в разных вузах очень сильно отличаются. Выпишем наиболее общие требования, не противоречащие взглядам большинства учебных заведений:
- Распечатка отчета производится на листах формата А4 белого цвета, с одной стороны (вторая сторона остается чистой).
- Отчет складывается в папку-скоросшиватель.
- Объемные рисунки, таблицы, а также документация с предприятия выносятся в приложения.
- Параметры шрифта: Times New Roman, размер 14, цвет черный.
- Параметры абзаца: междустрочный интервал – 1,5, интервал перед и после 0, первая строка – отступ на 1.25 см.
- Поля: слева 3 см, сверху и снизу 2 см, справа 1.5 см.
- Первый лист – титульный (на нем номер не ставится), второй – содержание (автособираемое оглавление).
- Список литературы в отчете по учебной практике оформляется по ГОСТу, как и в любой научной работе. Источников в списке, как правило, много не требуется – в основном это законы, на которые даются ссылки по тексту, сайт базы прохождения практики.
- Структурные элементы отчета начинаются с новой страницы, параграфы продолжают ту страницу, на которой закончился предыдущий параграф.
Рисунок 2. Оформление рисунка в отчете по учебной практике
- Рисунки и таблицы должны иметь подписи (тип объекта – рисунок или таблица, номер со сквозной нумерацией, заголовок, характеризующий содержание). Для таблицы размещается перед таблицей, для рисунка – после самого рисунка. В тексте должны быть ссылки на эти объекты.
- Нумерация страниц (начиная со второй) производится одинаковым образом – или внизу по центру, или внизу справа, или – реже – вверху справа.
Перед тем, как приступить к оформлению, нужно четко понять, какова цель отчета о прохождении учебной практики: это отличная тренировка в подготовке объемной работы (одной из первых в жизни студента).
Как сдать отчет по учебной практике
Написания отчета по образцу недостаточно для получения высокой оценки (а прохождение практики обязательно оценивается руководителем от вуза, и баллы выставляются в ведомость и в зачетную книжку, а потом идут в приложение к диплому). Отчет по учебной практике – после завершения оформления – необходимо сдать, а в большинстве случаев еще и защитить.
Защита может происходить по-разному:
- В форме индивидуальной беседы с руководителем.
- В форме публичного выступления перед одногруппниками.
Индивидуальная беседа сводится к вопросам «где вы проходили практику», «чем занимается компания», «что вы там делали».
Если вы были добросовестны и посещали предприятие, сложностей с рассказом не возникнет даже без специальной подготовки.
К публичному выступлению лучше подготовить тезисы и презентацию. Это сделает речь более живой и интересной.