После прохождения практики студенты должны сдать не только отчет, но и дневник. В дневнике указывается, чем занимался стажер в каждый из дней, какие задания выполнял.
Зачем нужен дневник по практике
При написании отчета и во время защиты отчета по практике (ознакомительной, производственной, преддипломной) от студента требуется рассказать о том, какие задания он выполнял, что получалось, а что нет и т.д. Спустя несколько месяцев после самой практики может быть довольно затруднительно вспомнить все задания. Поэтому, чтобы не мучиться в сентябре, можно помочь себе заранее и вести дневник практики.
Дневник по практике – это ежедневные записи о проделанной работе с различными пометками.
Дневник будет полезен и при написании отчета. Главное – сразу записывать в него, чем занимался за день. Вспомнить, что было сегодня, не составит никакого труда. Спустя несколько дней документы в памяти перепутаются.
Желательно, чтобы отраженные в отчете по практике результаты совпадали с дневниковыми записями.
К примеру, если вы записали в дневник: «17.06 Изучение Устава организации», то в отчете нужно хотя бы пару слов сказать о том, что в Уставе написано (какие виды деятельности ведет компания, какова структура управления и т.п.).
Другой образец: если на педагогической практике вы организовали классный час (и об этом есть запись), к отчету было бы неплохо приложить конспект мероприятия, описать сделанные наблюдения.
С точки зрения руководителя, дневник служит подтверждением, что вы действительно ходили на предприятие и делали там что-то полезное.
Как сделать дневник по практике
Часто в университетах есть специальные готовые дневники, которые раздают студентам. Но если у вас таких дневников нет, то его можно сделать из обыкновенной тетради:
- Взять обычную ученическую тетрадь.
- Подписать ее.
- Разделить каждый лист на 4 столбца.
- Заполнять.
Рисунок 1. Как сделать дневник из тетради
Внутри тетради необходимо указать место проведения практики и сроки ее прохождения.
Еще один вариант – сделать табличку в Word или Excel, а потом распечатать. Тогда наверху листа размещается «шапка» (заголовок «Дневник», указывается вид практики, данные студента – ФИО, группа, вуз, место прохождения стажировки). Ниже располагается таблица. Стандартный набор граф – дата, вид выполняемой работы, комментарии, подпись ответственного лица (руководителя от фирмы).
В принципе, это не такая сложная работа, но если это обязательная составляющая прохождения практики в вашем университете, то могут возникнуть проблемы.
Как заполнить дневник
Итак, листы необходимо поделить на 4 части:
- Дата.
- Задание на этот день.
- Возникшие по ходу выполнения трудности или другие комментарии.
- Подпись ответственного лица.
Все данные нужно просто вносить каждый день в эти столбцы.
Рисунок 2. Пример дневника
Как показывает опыт, нет необходимости в подробностях расписывать каждый свой шаг. Указывайте лишь важные моменты.
Помните, что дневник – это официальный документ. Поэтому, если у вас требуют сдавать его вместе с отчетом по практике, то все записи должны быть подтверждены подписью вашего руководителя.
По окончанию практики, в конце дневника необходимо подвести итоги о проделанной работе. Там обычно пишут, насколько сложно было работать, что у вас получалось лучше, а что хуже и т.д. Примерно эту же информацию следует писать и в заключении отчета по практике.
Часто в конце дневника оставляют место для комментария руководителей (от практики и учебного заведения), но иногда они оформляют свое мнение отдельным документом (отзывом, характеристикой). Дневник обычно заверяется печатью на предприятии, чтобы подтвердить в вузе, что все было именно так, как написал студент.
Что писать в дневник
Если практика по-настоящему связана с будущей профессией, проблем при заполнении дневника не возникает. На первые дни можно записать что-то вроде «Знакомство с местом прохождения практики», «Прохождение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте», а дальше вносить реально выполняемые работы.
К сожалению, так бывает редко:
- Большинству фирм не нужны посторонние люди. Пользы от стажера обычно немного, а времени на его обучение и контроль у загруженных сотрудников не хватает. Кроме того, компании оберегают «коммерческую тайну», не желая посвящать посторонних в свою деятельность.
- Студентам неохота тратить свои каникулы на просиживание времени в офисе, когда можно где-то подработать или отдохнуть. Вероятность получить полезные навыки или завести нужные знакомства они оценивают невысоко.
- Даже если стажеры ходят на базу практики, им не доверяют серьезные задания, загружая нудной и неквалифицированной работой. Часто студенты поливают цветы, разбирают архивы, сканируют документы и варят кофе. Это совершенно не те занятия, о которых стоит писать в дневнике.
Чаще всего родители или сами учащиеся договариваются со знакомыми «проставить практику». Речь идет о фиктивном договоре с последующей подписью отчета. И в таком случае данные для дневника приходится брать из головы. Советы для этого варианта:
- Узнайте, какие документы для написания отчета вам смогут дать. Обычно это Устав, отчетность, какие-то инструкции и приказы. В дневнике можно заполнить, что вы их изучали.
Конечно, если вам дали одно платежное поручение, странно будет изучать его целый день. Но можно написать «изучение первичной документации», «изучение учета денежных средств» и т.д.
- Опирайтесь на индивидуальное задание. На кафедре вам должны объяснить, для чего проходится практика, чему вы должны научиться. Для ознакомительной и производственной практики задание носит общий характер, а для преддипломной – довольно-таки конкретный.
- Поищите в Интернете готовые образцы дневников.
Типичные ошибки при заполнении дневника
Основная ошибка, на которую наверняка обратят внимание при защите отчета – несоответствие дат. Даты проведения практики закрепляются приказом по институту (университету), они же фигурируют в договоре с фирмой.
Учитывайте выходные и праздничные дни. Здесь надо уточнить, предполагает ли программа практики работу по субботам, и работает ли в субботу компания. Если ответ на первый вопрос да, а на второй – нет, придется заполнить что-то вроде «Оформление отчета», «Самостоятельная работа с документами».
Выполняемые работы должны быть связаны со специальностью (экономист может заниматься бухгалтерскими или аналитическими задачами, педагог – подготовкой и проведением уроков и другими учебными занятиями, юрист – изучением документов, менеджер – знакомством с системой управления).
Если вы учитесь на преподавателя музыки и направлены в школу на прохождение практики, не стоит записывать в дневник «Ремонт компьютера в кабинете директора», даже если на самом деле вы этим занимались.
Пишите официальным языком. Не уходите в разговорный или художественный стиль.
К примеру, экономист, юрист или менеджер не должен использовать сленг: «платежка», «юрик», «физик» и т.д.