Как в случае с курсовой, к отчету по практике иногда требуют сделать презентацию. Все зависит от предпочтений преподавателя.
Программы для создания презентаций
Безусловным лидером среди программ для создания презентаций является Microsoft PowerPoint, входящая в состав пакета MS Office (наряду с Word, Excel и другими программами). У этого приложения есть много достоинств:
- Большая коллекция шаблонов. Пользователи по всему миру выкладывают образцы презентаций, и их можно свободно скачивать и использовать.
- Широкий функционал. Можно настроить появление и исчезновение слайдов или отдельных элементов с различными спецэффектами (по таймеру или щелчку), добавить звук и видео.
- Распространенность. Если понадобится экстренно исправить что-то в презентации не дома, велика вероятность обнаружить PowerPoint на компьютере в учебном заведении.
- Возможность создания демонстраций. Файл демонстрации (в отличие от презентации – файла ppt или pptx) нельзя редактировать, зато он запускается даже без установленной программы PowerPoint.
- Импорт объектов из других офисных программ (в частности, красивых диаграмм из Excel).
- Доступ к облачному хранилищу для командной работы.
Рисунок 1. Презентация по практике в PowerPoint
Единственный недостаток для студентов – программа является платной. Но если Вы приобретаете офисный пакет, она в него уже входит, доплачивать ничего не придется.
В бесплатный пакет OpenOffice входит программа Impress. По своим возможностям она похожа на PowerPoint.
Также существуют отдельные (не пакетные) приложения – платные и бесплатные, к примеру, Kingsoft Presentation, ПромоШОУ и другие.
Структура презентации по практике
Презентация – строго структурированный документ. На каждой странице (слайде) должна содержаться определенная информация.
Первый лист – титульный. Он должен включать в себя следующие составляющие: Название университета. Название кафедры. ФИО автора. Название отчета по практике и ее вид (учебная, производственная, преддипломная). ФИО научного руководителя. Город и год.
Этот слайд подобен титульнику в печатном отчете. Он выполняет ту же функцию (представить работу зрителям) и содержит те же сведения.
Нужно проверить данные на печатном титульном листе и титульном слайде. Чаще всего ошибки встречаются в теме или названии предприятия, когда студент пишет их по памяти.
Второй лист обычно посвящен целям и задачам практики, заданию на практику.
Третий и последующие листы содержат описание базы практики (предприятия, где стажер работал) и результаты работы. Конкретная информация зависит от специальности и места стажировки.
Например, студенты-экономисты должны подробно изучить фирму, в которую их взяли практиковаться. Для этого им понадобится бухгалтерская отчетность. На основании ее вычисляют коэффициенты, делаются выводы о финансовом состоянии. Студенты-педагоги вкратце описывают школу или детский сад, уделяя основное внимание детскому коллективу и проведенным в нем урокам. В производственной и преддипломной практике организации уделяется больше внимания, чем в учебной (ознакомительной).
В общем случае нужно провести анализ литературы по тематике вашей практики, предложить способы по улучшению деятельности организации.
В конце студент должен изложить выводы по пройденной практике, которые он излагал в заключении отчета по практике.
Советы по созданию презентации по практике
Чтобы сделать презентацию по-настоящему качественной, прежде всего, после того, как напишите отчет по практике, прочитайте его внимательно целиком. Это поможет вам выделить основные положения, которые необходимо визуализировать. Основное внимание следует уделить введению и заключению отчета. Именно в них содержится выжимка этого документа, самые важные данные, на которые стоит опираться в докладе.
Кроме того, отберите подходящий иллюстративный материал. Его должно быть достаточно для того, чтобы разнообразить речь, и, в тоже время, не чересчур много. Ключевой момент здесь – уместность и значимость. Не стоит вставлять картинки просто для того, чтобы они были.
Заменить ряды цифр диаграммой – уместно, такая форма подачи материала удобнее для восприятия. Полезными могут быть схемы, связанные с выполняемой на предприятии работой или характеризующие его деятельность в общем (к примеру, структура органов управления). Орнаменты, цветочки и прочие украшения в этой презентации будут лишними.
Ну, и наконец, стоит напомнить о том, что не стоит злоупотреблять техническими возможностями PowerPoint. Различные анимационные эффекты – это хорошо, но перебарщивать не нужно. Во-первых, когда все летает и сверкает, это раздражает и мешает воспринимать информацию. Во-вторых, не на всех проекторах анимация отображается корректно.
При подготовке презентации не забывайте, что она чаще всего сопровождается защитной речью. Поэтому не нужно печатать огромные куски текста – лучше рассказать их. На слайды же поместить только то, что нужно передать наглядно, что плохо воспринимается на слух.
Советы по оформлению презентации
Презентация – это не раздаточный материал. Люди смотрят на нее издали, не у всех идеальное зрение. Поэтому шрифт должен быть крупным и легко читаемым. Оптимально выбрать что-то простое – Arial, Times New Roman. Шрифты с вензелями не нужны.
С размером шрифта тесно связана такая характеристика, как заполненность «листа». Не нужно перегружать его. Если информации много, разбейте ее на несколько картинок. Оптимальное размещать не более 1-2 картинок или 1-2 недлинных предложения текста. Не стремитесь уместить 20 страничный отчет полностью на 10 слайдах.
Цвета должны быть контрастными. Особенно это ценно для аудиторий, в которых окна не закрываются плотными шторами. При ярком освещении проекции смотрятся достаточно бледными. Светло-голубой шрифт на белом фоне превратится в абсолютно нечитаемый. При этом предпочтительнее темные буквы на светлом фоне, а не наоборот. Нежелательны и «вырвиглазные» сочетания вроде красного на салатовом.
Рисунок 2. Проекция в незатемненной комнате
Шаблон должен соответствовать тематике и при этом быть достаточно строгим. Идеально – обойтись без «завитушек», ограничившись строгой геометрией.
Диаграммы оформляйте в едином стиле. Цель презентации – передать информацию, а не продемонстрировать умение менять стили и цвета.