Методические пособия
Отчеты по практике

Методическое пособие по написанию отчета по практике, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Оформление отчета по практике

Основным документом, которым подтверждается факт прохождения практики, является отчет. Именно его анализируют и оценивают преподаватели. Внимание обращают не только на содержание, но и на оформление отчета по практике.

Как оформляется отчет по практике

Определение 1

Отчет по практике – это структурированный документ, включающий стандартный набор элементов.

В состав отчета по практике входят:

  1. Титульный лист. На нем пишется информация о вузе, указывается тип работы («Отчет по практике»), место прохождения практики, данные студента и руководителей практики (от предприятия и от вуза), город и год подготовки отчета. Обычно заверяется печатью предприятия.
  2. Оглавление или содержание (пример оформления этого элемента отчета по учебной практике обычно дают на кафедре – главное, что он содержит названия всех разделов и номера страниц, на которых они начинаются).
  3. Введение. Как и в других работах, служит для представления читателю того, с чем ему предстоит ознакомиться.
  4. Основная часть. Конкретное содержание и деление на части зависит от типа практики и специальности стажера.
  5. Заключение, в котором пишутся выводы по практике.
  6. Список использованных источников (в том числе включающий нормативно-правовые документы).
  7. Приложения (обычно характеризуют предприятие, а также содержат источники информации для анализа – например, устав, отчетность, организационная структура фирмы, должностные инструкции, примеры первичных документов – договоров, накладных, актов). Здесь же могут содержаться работы, выполненные самим студентом, полученные им благодарности и грамоты.

Дополнительно к отчету прикладывается дневник прохождения практики и характеристика студента.

ГОСТ на оформление отчета по практике

Отдельного ГОСТ для оформления отчета по практике (чтобы так и назывался: «Стандарты оформления отчета по практике») не существует. Для того, чтобы правильно оформить отчет по практике, можно воспользоваться ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Среди основных требований к оформлению отчета по практике можно отметить:

  • Отчет выполняется преимущественно на листах формата А4. Если специфика отчета предполагает наличие большого количества чертежей или таблиц формата А3, допустимо перейти на такой увеличенный формат, но это скорее исключение. Отдельные большие чертежи могут быть вынесены в приложения, тогда большой лист просто достаточно свернуть по размеру отчета.
  • Текст печатается на одной стороне бумаги, вторая остается чистой.
  • Отчет выполняется печатным (не рукописным) образом с помощью компьютера.
  • Шрифт делается черным, размер не менее 12 (более распространен 14 размер как удобный для чтения).
  • На листах отчета со всех сторон нужно оставлять поля, причем сверху и снизу не меньше 2 см, слева не меньше 3 см, а справа не меньше 1 см (чаще делают 1,5 см).

Параметры полей в отчете по практике

Рисунок 1. Параметры полей в отчете по практике

  • Нельзя выделять текст полужирным шрифтом. Если очень важно сделать акцент на каком-то фрагменте, его допускается напечатать другой гарнитурой (если оформление отчета по практике делается шрифтом Times New Roman, образец шрифта для выделения кода программы – Courier New).

Правила оформления отдельных элементов отчета по практике

Оформление рисунков, таблиц и формул в отчете по практике выполняется точно так же, как и в других студенческих трудах:

  • Таблицы и иллюстрации помещаются в тексте по возможности сразу же после первого упоминания (такого как «Схема процесса представлена на рисунке 1», «Данные о численности сотрудников приведены в таблице 5»). Если размер объекта не позволяет разместить его на той же странице, допустим перенос на следующую страницу. В таком случае свободное пространство не оставляется, а заполняется текстом. Схема размещения примет вид: Упоминание – Следующий текст до конца страницы – Рисунок или таблица – Дальнейший текст.
  • Все рисунки и таблицы нумеруются (даже если их всего по одной штуке в отчете, так и пишется – «Рисунок 1», «Таблица 1»). Для таблиц и иллюстраций нумерация ведется отдельно.
  • После самого рисунка посередине строки размещается подпись: «Рисунок 1 – Название первого рисунка». Название должно отражать то, что изображено.

Пример оформления рисунка в отчете по практике

Рисунок 2. Пример оформления рисунка в отчете по практике

  • Перед таблицей пишется заголовок: «Таблица 1 – Название первой таблицы».
  • Допускается использование как сквозной нумерации по всему отчету (1, 2, 3 …), так и в пределах главы. Тогда номер состоит из двух частей, разделенных точкой – номер главы и номер объекта в пределах этой главы: «Рисунок 2.1».
  • В таблицах заголовки граф и строк пишутся с прописной буквы. Если имеются еще подзаголовки граф, то их начинают или с прописной буквы, или со строчной – в зависимости от того, составляют ли они единое предложение с заголовками.
  • Формулы нумеруются в круглых скобках с выравниванием по правому краю листа.

    Оформление приложений в отчете по практике

    Кроме основного текста, студентам приходится оформлять приложение в отчете по практике. Нигде не регламентируется, сколько страниц должно быть в приложениях – все определяется их содержанием. С одной стороны, не нужно искусственно раздувать объем приложений, засовывая в них все, что удалось собрать на предприятии. С другой стороны, документы позволяют охарактеризовать деятельность предприятия и продемонстрировать, что студент по-настоящему с ней ознакомился. Поэтому нужно искать «золотую середину», для каждого приложения задавая себе вопрос: «Зачем оно здесь нужно?».

Каждое приложение начинается с новой странице. Наверху по центру пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначение (буквы русского алфавита – А, Б, В… за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь). На следующей строке размещается заголовок, который отражает содержание приложения.

Пример 1

В качестве такого заголовка может использоваться само называние документа – например, «Бухгалтерский баланс», а может быть какое-то обобщение – «Финансовая отчетность».

Если документы на предприятии дали в печатном виде, можно или отсканировать их и вставить в документ отчета (добавив заголовки), или подписать заголовки на самих листах печатными буквами черной ручкой. Также необходимо пронумеровать страницы приложения и включить приложения в оглавление.