Дипломная работа показывает все, чему студент научился в высшем учебном заведении, позволяет реализовать приобретенные знания и профессиональную подготовку. Неправильное оформление может стать причиной недопуска к защите даже очень хорошей по содержанию работы.
Правила оформления дипломной работы определяют университеты, и они должны быть прописаны в методичке. В случае, если в вашем ВУЗе собственные правила написания дипломной работы не опубликованы, можно писать диплом, опираясь на государственные стандарты. Здесь мы разберем, какие же требования предъявляются к оформлению диплома по ГОСТу.
Требования к структуре
ГОСТ 7.32-2017, определяющий оформление диплома, содержит требования к структуре работы:
- Титульный лист.
- Список исполнителей.
- Реферат.
- Содержание.
- Определения.
- Обозначения и сокращения.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
Первый, то есть титульный, лист оформляется так же, как и во всех письменных работах. Список исполнителей для дипломной работы, как правило, ограничивается одним студентом (хотя иногда бывают коллективные работы), указываемым на титульном листе.
Реферат представляет собой краткое изложение содержания дипломной работы без подробной интерпретации и замечаний – только основные фактические сведения и выводы, в том числе объем отчета, количество иллюстраций, таблиц, приложений, количество частей, количество использованных источников.
Содержание выглядит следующим образом:
- Введение.
- Главы.
- Параграфы.
- Пункты.
- Подпункты.
- Заключение.
- Список использованных источников.
Напротив каждого пункта содержания должно быть указание страницы.
Во вводной части следует кратко и емко описать объект и предмет исследования, описать цели и задачи, методы исследования, научную и практическую базу. Объем введения составляет 2-3 страницы.
Далее следуют главы. Их можно условно поделить на три части. В первой необходимо проанализировать и дать оценку проблеме на данный момент, насколько она актуальна, какие проблемы уже раскрыты, а какие из них требуют дополнительного изучения. Далее следует научное исследование автора, какие цели он перед собой ставил, какие методы использовал для их достижения. Последняя глава посвящена результатам исследования. В заключении следует сделать вывод своего исследования.
Список литературы должен состоять не меньше, чем из сорока источников; каждому из них не должно быть больше 5 лет, иначе информация может быть неактуальной. В самом конце работы должно быть приложение, то есть сборник наглядных материалов: графиков, схем, таблиц, иллюстраций. Каждое приложение оформлено на отдельном листе, и на нем обязательно должна содержаться ссылка на текст.
Оформление титульного листа и оглавления дипломной работы
Рассматривая, как оформить диплом, надо остановиться на титульном листе – именно его видит комиссия в первую очередь. Требования к оформлению дипломной работы указывают, что на титульном листе должны содержаться такие сведения:
- Наименование организации, на базе которой выполнена работа (институт, университет, академия), а также наименование вышестоящей организации (для большинства вузов это Министерство науки и высшего образования Российской Федерации).
- Грифы согласования и утверждения.
- Вид документа (дипломная работа, дипломный проект, выпускная квалификационная работа). Вид документа указывается прописными буквами.
- Название дипломной работы.
- Сведения об исполнителе (исполнителях) и руководителе (руководителях) дипломной работы с указанием ученых степеней и научных званий.
- Город и год, в котором был подготовлен отчет.
Рисунок 1. Оформление оглавления диплома
Оформление содержания (или оглавления) дипломной работы по ГОСТу должно начинаться с названия этого раздела:
- Оглавление обычно пишется, если части работы логически связаны между собой (как это чаще всего бывает в дипломной работе),
- Содержание более типично для работ, состоящих из несвязанных частей, но в некоторых ВУЗах требуют употреблять в дипломе именно это слово.
В содержание (оглавление) входят введение, названия всех разделов и подразделов, а также имеющих собственное наименование пунктов, заключение, список использованных источников и наименования приложений. После каждого элемента следует указание номера страницы, с которой он начинается. Между наименованием раздела и номером страницы может использоваться заполнитель, облегчающий чтение по строке (точки или линия).
Оформление текста дипломной работы
Стандарты оформления дипломной работы регламентируют оформление заголовков в дипломе и оформление основного текста.
Заголовки структурных элементов (таких как «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ») печатают прописными буквами, выравнивая по центру строки. Точка в конце не ставится, подчеркивание не используется.
Основная часть работы делится на разделы, подразделы и пункты (при необходимости - с подпунктами). Эти части нумеруются арабскими цифрами, причем номера вложенных элементов содержат номер более высокого уровня и порядковый номер вложенного элемента.
Пример оформления заголовков диплома: 1 Теоретические аспекты возникновения инфляции 1.1 История инфляции 1.1.1 Инфляция в XV-XVII веках 1.1.2 Инфляция в XVIII-XIX веках 1.2 Подходы к определению инфляции
Заголовки должны кратко и четко отражать содержащуюся в разделе или подразделе информацию. Пункты могут не иметь заголовков. Заголовки нужно печатать с прописной буквы, не ставя в конце точку. Заголовки печатаются с абзацного отступа (не выравниваются по ширине, как заголовки структурных элементов).
Основной текст работы подготавливается печатным способом, печатается на белой бумаге формата А4 (если в работе много таблиц и иллюстраций большего размера, допускается использование листов А3) с одной стороны. Шрифт должен быть черным, обычным (не полужирным), размером не менее 12 кегля (1,8 мм) – чаще всего используется 14 кегль.
Оформление выпускной квалификационной работы предусматривает, что на листах остаются поля:
- Правое – минимум 10 мм.
- Верхнее и нижнее – минимум 21 мм.
- Левое – минимум 30 мм (оно самое большое, т.к. слева диплом прошивается).
Описывая, как оформляется дипломная работа, ГОСТ дает определенную свободу: для акцентирования внимания можно применять шрифты разной гарнитуры (главное, чтобы размер их соответствовал требованиям).
Оформление формул, иллюстраций и таблиц в дипломной работе
Для удобства сравнения и наглядности в дипломных работах используются таблицы. Основные требования к оформлению таблиц:
- Над таблицей слева помещается ее название (в одну строку с номером через тире).
- Таблица должна быть упомянута в тексте, и размещаться сразу после первого упоминания (если не помещается – допустимо перенести на следующую страницу).
Рисунок 2. Пример оформления таблицы в дипломной работе
- Если таблица размещается на двух или более страницах, название пишется перед первой ее частью, а на других страницах указывают: «Продолжение таблицы» и номер.
- Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела или сквозной нумерацией на весь диплом.
- Заголовки строк и граф начинают с прописной буквы, а подзаголовки – с прописных, если они самостоятельные, или строчных, если продолжают заголовок.
- Шрифт в таблице может быть меньше, чем в основном тексте.
- Таблицы обычно ограничиваются линиями. Внутри таблиц можно разграничивать строки, а можно не разграничивать, если таблица хорошо читается без них.
На иллюстрации, как и на таблицы, нужно ссылаться в тексте, и размещать их после первого упоминания (на той же странице или на следующей). Нумерация для иллюстраций может быть сквозной или в пределах раздела. После рисунка помещается его наименование, разделенное с номером тире: «Рисунок 1 – График изменения температуры».
Оформление формул в дипломе подчиняется следующим требованиям:
- Формулы выделяются из текста на отдельную строку.
- Выше и ниже формулы оставляют по свободной строке.
- Под формулой нужно помещать пояснение использованных символов и коэффициентов в порядке упоминания в формуле.
- Формулы нумеруются сквозным способом. Номер указывается в круглых скобках с выравниванием по правому краю.
Рисунок 3. Пример оформления формулы в дипломной работе
Оформление ссылок и списка использованных источников
Ссылки на использованные в работе источники делаются в квадратных скобках, содержащих номер источника в списке использованных источников.
В списке использованных источников источники в соответствии с ГОСТом должны располагаться в порядке появления ссылок на них, но ВУЗы иногда требуют другой порядок (алфавитный или с делением источников по категориям).
Оформление списка литературы регламентируется ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.0.12-2011 и ГОСТ 7.82-2001.
В ГОСТ 7.1-2003 можно найти, как должен выглядеть описанный в дипломной работе источник. Образец описания книги, имеющей одного автора:
Иванов, В. П. Философские изыскания [Текст] / В. П. Иванов. – М.: Академия, 2018. – 64 [3] c. – Библиогр.: с. 59–62. – 180 экз. – ISBN 5-201-13421-0.
Образец описания книги, имеющей несколько авторов:
Агапова, Н. С. Уголовное законодательство [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. С. Агапова, Т. В. Бедная, Л. И. Симонян ; под. общ. ред. А. Г. Федорова ; авт. вступ. ст. А. А. Печенкин ; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. ун-т. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2012. – 572 с. ; 21 см. – (Institutiones ; т. 221). – Библиогр.: с. 560–570. – 5000 экз. – ISBN 5-7975-4245-2 (в пер.).