Методические пособия
Дипломные работы

Методическое пособие по написанию дипломной работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Презентация к дипломной работе

Презентация – это визуальное сопровождение к докладу на защиту, выполненное в специальной программе. Работа над презентацией начинается после подготовки текста доклада. В процессе работы над дипломом и докладом можно формировать в отдельной папке иллюстративный материал, графики и т. п.. объекты, которые являются важным элементом демонстрации достижений.

Сама презентация должна стать тем инструментом, который поможет раскрыть с наилучшей стороны доклад, привлечь и удержать внимание аудитории.

Назначение презентации к диплому – демонстрация основных этапов и результатов работы. Визуальный ряд должен быть синхронизирован с текстом доклада и расставлять грамотно акценты.

Что должно быть в презентации

Все элементы презентации имеют свое назначение и должны помогать раскрывать общую логику и достижения дипломной работы.

В структуре презентации можно выделить 3 блока: информационный, содержательный, итоговый. В информационном блоке презентации обязательно должны присутствовать слайды с наименованием темы работы и информацией о докладчике, обозначена цель и задачи исследования, актуальность работы. В содержательном блоке располагаются слайды с терминологией, иллюстративным материалом исследования, основными тезисами, выносимыми на защиту. Содержательный блок повторяет логику глав работы. В итоговом блоке – тезисы с выводами, перечнем источников по теме.

Важно содержательный блок не перегружать текстовой информацией, повторяющей слово в слово текст доклада. Иллюстративный материал должен соответствовать теме, раскрывать выгодно содержание работы.

На последнем слайде целесообразно повторно поместить информацию о теме и докладчике: повторить титульный слайд. Тогда у слушателей будет возможность при наличии вопросов обратиться к докладчику по имени.

Структура презентации

Рисунок 1. Структура презентации

Как сделать презентацию для защиты дипломной работы

Самая популярная программа для составления презентаций Microsoft Power Point. Как правило, эта программа входит в пакет офисных программ на каждом компьютере. Ее интерфейс интуитивно понятен. Программа содержит множество готовых шаблонов и стилей оформления, презентации могут быть сохранены в различных форматах. Отдельные объекты в презентации можно сделать анимированными. Также этот редактор позволяет сохранять готовую презентацию в форматах, распознаваемых практически в любой версии операционной системы, что важно для доклада.

Стартовая страница редактора презентаций

Рисунок 2. Стартовая страница редактора презентаций

Подготовку презентации следует начинать с доклада. Текст доклада должен быть кратким, емким, удобным для восприятия. Целесообразно выделить в докладе смысловые блоки и продумать, как именно они будут визуализированы. Не стоит использовать для визуализации готовые картинки и графики из интернета. Контент должен быть авторским, выдержанным в стиле дипломной работы подходить по качеству для демонстрации на экране.

Презентация должна помогать выступать с докладом. Поэтому каждый слайд должен соответствовать той мысли, которая высказывается. Чтобы проверить логику доклада и соотнести ее с логикой презентации, нужно задавать себе вопрос: помогает слайд воспринять текст или мешает. Все лишнее нужно убирать.

Можно использовать для написания текста доклада окно для комментариев в самом редакторе презентаций. При демонстрации презентации это окно не показывается. (Рисунок3)

Окно для комментариев к слайду

Рисунок 3. Окно для комментариев к слайду

Важно помнить, что время для доклада строго ограничено и обычно составляет 7-10 минут. Во время репетиции доклада нужно следить за хронометражем: наибольшее количество времени должно быть посвящено основной части работы. В презентации это выражается в том, что ее основной объем - достижения автора в дипломной работе.

Как правильно оформить презентацию к дипломной работе

ГОСТ оформления презентаций отсутствует, но можно в качестве руководства использовать принципы оформления отчетов по научно-исследовательской работе из ГОСТ 7.32-2001. В этом документе описаны требования к титульным листам рефератов, основной части отчета. Данные принципы применимы и к презентациям. Нужно обращать внимание на контрастность текста, доступность для восприятия всей представленной информации. Если в презентации используются аудио и видео файлы, то нужно иметь резервную копию этих файлов в отдельной папке.

Пример ошибочного оформления презентации

Рисунок 4. Пример ошибочного оформления презентации

Дизайн слайдов должен быть лаконичным. Задача презентации – продемонстрировать достоинства проведенного исследования, а не поразить воображение аудитории. Оформление слайда не должно отвлекать от его содержания.

Стиль оформления и шрифт должны быть едиными во всех слайдах презентации. У каждого слайда должен быть заголовок. Назначение заголовка – однозначное информирование аудитории о содержании слайда. В заголовке нужно указать основную мысль слайда. Содержательный блок может быть представлен информацией различного типа: рисунки, диаграммы, таблицы, текст. Эта информация должна быть актуальна, соответствовать теме, масштабы блоков информации должны быть читаемы с расстояния 2-3 метра.

Логика представления информации на слайдах в презентации должна соответствовать логике ее изложения в докладе.

Как защищать дипломную работу с презентацией

Защита диплома с презентацией это эффективная работа с материалом диплома и возможность легко продемонстрировать свои достижения. Чтобы защита прошла успешно, нужно помнить, что презентация должна помогать раскрывать тему, а не отвлекать аудиторию от содержания доклада. Провалы на защите часто бывают связаны с тем, что студент отвлекается, не умеет работать с презентацией и теряет нить рассуждения в докладе.

В докладе и презентации всегда должны быть ответы на следующие вопросы:

  • ¾ тема работы;
  • ¾ цель работы и задачи, необходимые для достижения поставленной цели;
  • ¾ описание предметной области;
  • ¾ базовые понятия и термины;
  • ¾ ключевые аспекты работы;
  • ¾ результаты и выводы.

Для успешного выступления на защите обязательно делать репетиции доклада,так можно научиться контролировать время доклада, правильно работать со слайдами (демонстрировать отдельные элементы графиков, акцентировать внимание на показателях и т.п.). Репетиции позволяют понять, насколько текст доклада адаптирован для устного изложения, или же его нужно переписывать из-за большого количества сложных речевых конструкций. В докладе нужно помнить, что внимание аудитории быстро снижается, имея максимальные значения в первые три минуты. Значит, в это время и нужно максимально заинтересовать аудиторию.

Ответы на вопросы

Какое количество слайдов оптимально для защиты дипломной работы?

Объем стандартной дипломной работы составляет 60-80 стр. Оптимальное количество слайдов в данном случае – не менее чем 15 шт.

Какой размер шрифта лучше использовать?

Для слайдов может использоваться любой шрифт. Однако кегль лучше выбрать не меньше 28, а в заголовках использовать кегль не менее 36. Если текст будет более мелким, его будет сложно прочесть. Если текст с вышеуказанным размером шрифта не помещается на слайд, то это значит, что текст нужно сокращать.

Можно ли в презентацию помещать чертежи?

Если чертеж небольшой, то его можно разместить в презентацию. Большие и детализированные чертежи лучше демонстрировать в классическом исполнении на листе ватмана. В презентации мелкие детали будут практически неразличимы, что снизит оценку работы.

Пример неудачного оформления чертежа для демонстрации в презентации (неразличимы мелкие детали, отсутствуют подписи к элементам)

Рисунок 5. Пример неудачного оформления чертежа для демонстрации в презентации (неразличимы мелкие детали, отсутствуют подписи к элементам)