Методические пособия
Выпускные квалификационные работы

Методическое пособие по написанию выпускные квалификационные работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Этапы выпускной квалификационной работы

Написание выпускной квалификационной работы – длительный процесс, который предполагает 2 этапа. Если все делать вовремя, не откладывая на последний момент, получение квалификации пройдет спокойно. Более простой способ сберечь свои нервы – заказать работу на сайте Автор24.

Первый этап: подготовка к ВКР

Весь период обучения в вузе можно считать этапом подготовки ВКР. Начиная с первого курса ответственные студенты определяются, какое направление научных изысканий им наиболее интересно, какие из исследуемых кафедрой проблем привлекают в первую очередь.

К третьему курсу появляются наброски темы ВКР. При выборе курсовых можно ориентироваться на нее, выбирать близкие вопросы для изучения - тогда собранный материал впоследствии будет включен в текст диплома.

В начале последнего года обучения тема должна обрести четкую формулировку. Если диплом пишется на материалах предприятия, его название тоже должно быть известно. К этому же моменту студент определяется с дипломным руководителем – или договаривается сам исходя из близости научных интересов, или соглашается на назначенного кафедрой и корректирует тему совместно с преподавателем. Тема и руководитель закрепляются приказом. В случае форс-мажорных обстоятельств в приказ могут быть внесены изменения, но в нормальных условиях это не приветствуется. 

Пример приказа об утверждении тем и руководителей.

Рисунок 1. Пример приказа об утверждении тем и руководителей.

Второй этап: написание ВКР

Второй этап выполнения ВКР начинается по-разному:

  • одни студенты сначала проводят анализ литературы, составляют план будущей работы – формулируют названия глав и разделов, намечают направления изложения материала,
  • другие студенты начинают со сбора эмпирических данных в процессе прохождения преддипломной практики.

Каждый подход имеет преимущества и недостатки. В любом случае надо быть готовым к выполнению корректировок уже написанного текста.

Так, если начать с обзора литературы, выбрать интересные методы исследования, проблема может возникнуть на предприятии, если работники откажутся предоставить нужные документы или сведения. Придется искать в книгах методы, для применения которых хватит собранных материалов.

Если начать с практической деятельности, не ознакомившись с методологией, есть риск упустить что-то важное, даже не попросить о предоставлении информации, которая могла бы пригодиться.

Лучше всего работать по указанным направлениям параллельно – примерно определиться с тем, что потребуется (но не писать сразу чистовой вариант теоретической главы), запросить данные в организации, а дальше отталкиваться от того, что удастся получить.

Собранный материал творчески перерабатывается в единое логичное исследование, включающее:

  • обзор источников (теоретическая глава),
  • анализ текущего состояния объекта,
  • выработку собственных рекомендаций по улучшению ситуации (или проектирование и конструирование).

Когда основная часть диплома написана (пусть и не в окончательной версии, но в целом картина ясна), можно переходить к написанию введения и заключения. Список литературы проще оформлять параллельно с подготовкой текста, описывая источники сразу по мере их упоминания.

Готовый отчет проверяют на антиплагиат. Если оригинальность окажется ниже установленного порога для допуска, придется поработать над ее повышением.

Завершив работу над содержанием, приступают к оформлению ВКР по требованиям: проверяют шрифты, отступы, поля, подписи таблиц и рисунков, списки и подобные нюансы.

Финишной чертой для ВКР выступает процедура защиты перед комиссией. К защите надо подготовить выступление – речь и презентацию (или раздаточный материал, чертежи). Отчитавшись перед аттестационной комиссией о работе, выпускник получает заключение – будет ли ему присвоена квалификация.

Как взаимодействует студент со своим руководителем при подготовке и написании

На всех этапах написания ВКР студент не должен быть брошенным. Ему в помощь назначают дипломного руководителя. Мера взаимодействия зависит от добросовестности обоих.

Больше всего везет тем, кто начинает заниматься научно-исследовательской работой на младших курсах совместно с преподавателем. У них ближе к выпуску не возникает вопросов, кто станет руководителем и о чем будет диплом.

Другой вариант - если за время обучения сложились хорошие отношения с преподавателем кафедры, можно подойти к нему и попросить стать научным руководителем. В таком случае тему может порекомендовать руководитель исходя из того, что ему более близко (если у студента нет своих четких предпочтений).

Студент вместе с руководителем формулирует тему. Дальше руководитель должен оформить задание на ВКР. Как правило, студент сам предлагает план дипломной работы, руководитель его корректирует, утверждает и прописывает в задании.

Учебным планом предусмотрено определенное число часов консультаций у руководителя. По договоренности время консультаций может быть назначено для проведения в очной форме в университете или дистанционно. Часто руководители дают выпускникам свой email или другую контактную информацию для оперативной связи. По мере готовности студент присылает свои наработки (обычно по параграфам), а преподаватель делает замечания и отвечает на возникающие вопросы.

Когда работа написана, правки выполнены, руководитель пишет отзыв на нее. Проверка оформления (нормоконтроль) может быть возложена на руководителя или на другого сотрудника кафедры. Проверку на антиплагиат также может выполнять студент самостоятельно (и предоставлять отчет), руководитель или лаборант кафедры.

Руководитель помогает с подготовкой к защите – проверяет речь и презентацию, подготовленные выпускником.

Заключение

Выполнение работы по этапам – залог успеха. Но не всегда есть возможность своевременно начать подготовку к написанию ВКР, да и сам этап написания часто откладывается до последнего момента. В таком случае помочь могут специалисты сервиса Автор24, берущие на себя подготовку ВКР.