С понятием «методы исследования в ВКР» студент университета сталкивается в процессе написания дипломного проекта, курсовой работы и других научных трудов. Это те способы исследования, которые были использованы при создании ВКР. В данной статье вы узнаете значение этого понятия, а также специфику использования каждого метода при написании дипломных работ разных тематик.
Что такое методологическая основа ВКР
Методологическая основа ВКР – это использование мировоззренческих принципов по отношению к процессам познания. Если говорить проще, то это соотнесение данных исследования с другими науками, основной из которых является философия.
Выбор методов исследования, используемых в дипломной работе, зависит от того, какие задачи и цели были в ней поставлены. Исходя из этого выпускник вуза определяет, какие методы дипломного проектирования ему нужно применить.
Каждый из методов преследует единую цель – найти правильное понимание, истину и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях методы необходимы для того, чтобы ее изменить.
Классификация
Методика исследования, используемая при написании дипломной работы, классифицируется на:
- общие методы – теоретические и универсальные;
- частные методы – практические или эмпирические.
Студент должен четко понимать, какой метод использовать и для чего. Определение методов исследования выборочным путем недопустимо.
Теоретические методы исследования
Они являются универсальными и применяются для систематизации научных фактов в дипломной работе. При написании ВКР преподаватели института рекомендуют использовать следующие из них.
Анализ
Это наиболее используемый метод. Он применяется для разложения описываемого явления или предмета на признаки и свойства с целью более конкретного их изучения. В качестве примера можно привести сравнения автомобильных характеристик разных марок, художественных стилей, а также стилей выражения мыслей писателей.
Классификация
Этот метод подразумевает деление явления или предмета на группы по определенным признакам. Главная задача этого метода – структурировать информацию и сделать ее более понятной для усвоения.
Классифицировать можно по разным признакам:
- материалу (дерево, пластик, металл);
- физическим свойствам (объему, размеру, весу);
- жанрам (живопись, литература, скульптура);
- архитектурным стилям.
Проводить классификацию можно по хронлогическим и геополитическим факторам и пр.
Абстрагирование
В его основе лежит конкретизация отдельно взятого свойства или предмета, которое нужно изучить в процессе исследования. Суть абстрагирования заключается в изучение единого свойства рассматриваемого явления, не беря во внимание его другие характеристики.
Метод абстрагирования является одним из самых важных при написании ВКР гуманитарного уклона. Благодаря ему удалось выделить важнейшие закономерности в таких науках, как психология, педагогика, философия. Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на жанры и стили.
Формализация
Его суть заключается в передаче сущности объекта или явления путем использования математических схем, программ, формул, символов.
Конкретизация
Это детальное изучение явления или предмета в реально существующих условиях.
Аналогия
При аналогии выполняется поиск сходств явлений и предметов по определенным признакам, зная которые можно провести некую грань к схожему с исследуемым объектом, предметом или явлением.
Этот метод не всегда дает надежные результаты, но в целом его эффективность достаточно высокая. Чаще всего он используется, когда определенные явления невозможно изучить напрямую. В разных науках применяются различные методы исследования, но в любой специальности при написании ВКР будет использоваться аналитический метод и анализ.
Синтез
Данный метод необходим для соединения отдельных элементов в единое целое для более подробного изучения. Он связан с методом анализа, поскольку всегда присутствует в качестве элемента, объединяющего отдельные аналитические результаты.
Моделирование
При использовании данного метода объект исследования, который существует в реальности, переносится на искусственно созданную модель. Делается этого для того, чтобы смоделировать ситуацию более успешно, а также получить результаты, которые в действительности достигаются с трудом.
Дедукция
Этот метод исследования позволяет сделать выводы об определенных предметах и явлениях, основываясь на данных о большом количестве частных признаков.
Индукция
Это противоположность метода дедукции, поскольку индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным признакам.
Обобщение
Он схож с методом дедукции, поскольку подразумевает формирование общего вывода о предметах или явлениях на основе многих частных признаков.
Различают:
- эмпирическое обобщение – переход от конкретных характеристик предмета к более общим;
- аналитическое обобщение – переход в ходе мыслительного процесса от одного явления к другому без применения эмпирической действительности.
Практические методы исследования
Наравне с теоретическими методами в дипломной работе используются и практические методы исследования. Их особенность заключается в особом способе получения информации, ее сборе и обработке, а также в проведении исследований.
Практические методы исследования в ВКР используются для сбора конкретных данных о явлении. Они помогают выявить и описать новые предметы и явления, найти закономерности и доказать гипотезы.
Наиболее распространенными практическими методами при написании дипломной работы являются следующие.
Наблюдение
В его основе лежит объективное восприятие действительности с целью сбора информации о свойствах и отношениях объектов исследования. При проведении исследовании он является ключевым. Суть состоит в том, чтобы наблюдать за объектом и фиксировать важные изменения или положения.
Моделирование
Данный метод подразумевает уменьшенный структурированный образ одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным – воспроизводится отдельная часть объекта;
- знаковым – используются формулы, чертежи, схемы;
- мысленным – проводятся виртуальные операции.
При конструировании автомобилей, сооружений или разработке новейших технологий без метода конструирования не обойтись.
Беседа и интервью
Суть этих методов заключается в поиске человека, который обладает ценной информацией об исследуемом объекте. Многие не видят разницы между этими методами. Но, например, интервью отличается более регламентированными и структурированными этапами исследования: в ходе его проведения собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Свое мнение в данном случае не высказывается.
Беседа же имеет непринужденный характер, где оба участника высказывают собственное мнение, часто даже спонтанно.
Опрос и анкетирование
Суть их заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые нужно получить ответ. Отличие анкетирования от опроса состоит в форме их проведения. Опрос может быть письменным и устным, а анкетирование – возможно только в письменной или печатной форме. Достоинством этих методов считается большой охват аудитории. Ведь если опросить больше людей, то шанс получить более точную информацию намного выше.
Описание
Он схож с методом наблюдения. Но метод описания подразумевает фиксацию не только явления и поведения предмета, но также его внешнего вида и признаков.
Сравнение
Этот метод считается одним из самых популярных. Он используется для сопоставления нескольких объектов исследования по определенному признаку.
Измерение
Данный метод достаточно точный. В его основе поиск числовых значений определенных показателей и фиксация физических параметров объекта исследования посредством единиц измерения. Он считается самым эффективным.
Эксперимент
Метод эксперимента подразумевает воспроизведение явления или наблюдения в определенных условиях. Экспериментом может быть опыт, задачей которого является опровержение или подтверждение имеющихся положений. Важно, чтобы в процессе проведения эксперимента присутствовали доказательность и повторяемость.
Дело в том, что задача эксперимента – это не только открытие нового свойства или его наглядная демонстрация, но и способность грамотного воспроизведения. Хороший пример эксперимента – опыт Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком при установлении скорости падения.
Другие частные методы
В зависимости от специализации студента, можно использовать и другие методы исследования в ВКР:
- Экономика. Анализ: позитивный, статический, нормативный, функциональный, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод проектов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод финансовых коэффициентов.
- Психология и педагогика. Беседа. Интервью. Анкетирование. Шкалирование. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение.
- Филология. Биографический метод. Семиотический метод. Дихотомия. Контент-анализ. Лексикографическая статистика.
Другая методология
Академиком Андреем Яковлевичем Флиером была выделена иная методика исследования, разделяющаяся на гуманитарные и социально-научные методы.
Гуманитарные методологии
- Историческая. Описывается история культуры в соответствии с выстраиванием хронологической последовательности событий.
- Герменевтическая. Изучение культуры посредством раскрытия смысла культурных явлений.
- Феноменологическая. Тут нужно писать об исторических культурных фактах с точки зрения их ясности исследователю.
- Историко-психологическая. Изучение исторической динамики культуры с точки зрения выявления в ней цивилизационных типов социально обусловленного сознания.
- Культурный символизм. Это эклектическая методология, которая интерпретирует материал в контекстуальных рамках, что установлены самими авторами исследований.
Социально-научные методологии
- Эволюционизм. Изучение истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее элементов.
- Циклические модели культурной динамики. Описание культур как отдельных цивилизаций, а также происходящих в них процессов как замкнутых циклов.
- Структурный функционализм. Интерпретация культурных и исторических процессов как решающих социальные проблемы по удовлетворению потребностей людей.
- Структурализм. Анализ структуры культуры как системы знаков.
- Пограничные методологии, которые определяют новые проблемные направления культурно-исторической науки.
Рисунок 1. Образец исследований.