Методические пособия
Выпускные квалификационные работы

Методическое пособие по написанию выпускные квалификационные работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Методы исследования в ВКР

С понятием «методы исследования в ВКР» студент университета сталкивается в процессе написания дипломного проекта, курсовой работы и других научных трудов. Это те способы исследования, которые были использованы при создании ВКР. В данной статье вы узнаете значение этого понятия, а также специфику использования каждого метода при написании дипломных работ разных тематик.

Что такое методологическая основа ВКР

Методологическая основа ВКР – это использование мировоззренческих принципов по отношению к процессам познания. Если говорить проще, то это соотнесение данных исследования с другими науками, основной из которых является философия.

Выбор методов исследования, используемых в дипломной работе, зависит от того, какие задачи и цели были в ней поставлены. Исходя из этого выпускник вуза определяет, какие методы дипломного проектирования ему нужно применить.

Каждый из методов преследует единую цель – найти правильное понимание, истину и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях методы необходимы для того, чтобы ее изменить.

Классификация

Методика исследования, используемая при написании дипломной работы, классифицируется на:

  • общие методы – теоретические и универсальные;
  • частные методы – практические или эмпирические.

Студент должен четко понимать, какой метод использовать и для чего. Определение методов исследования выборочным путем недопустимо.

Теоретические методы исследования

Они являются универсальными и применяются для систематизации научных фактов в дипломной работе. При написании ВКР преподаватели института рекомендуют использовать следующие из них.

Анализ

Это наиболее используемый метод. Он применяется для разложения описываемого явления или предмета на признаки и свойства с целью более конкретного их изучения. В качестве примера можно привести сравнения автомобильных характеристик разных марок, художественных стилей, а также стилей выражения мыслей писателей.

Классификация

Этот метод подразумевает деление явления или предмета на группы по определенным признакам. Главная задача этого метода – структурировать информацию и сделать ее более понятной для усвоения.

Классифицировать можно по разным признакам:

  • материалу (дерево, пластик, металл);
  • физическим свойствам (объему, размеру, весу);
  • жанрам (живопись, литература, скульптура);
  • архитектурным стилям.

Проводить классификацию можно по хронлогическим и геополитическим факторам и пр.

Абстрагирование

В его основе лежит конкретизация отдельно взятого свойства или предмета, которое нужно изучить в процессе исследования. Суть абстрагирования заключается в изучение единого свойства рассматриваемого явления, не беря во внимание его другие характеристики.

Метод абстрагирования является одним из самых важных при написании ВКР гуманитарного уклона. Благодаря ему удалось выделить важнейшие закономерности в таких науках, как психология, педагогика, философия. Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на жанры и стили.

Формализация

Его суть заключается в передаче сущности объекта или явления путем использования математических схем, программ, формул, символов.

Конкретизация

Это детальное изучение явления или предмета в реально существующих условиях.

Аналогия

При аналогии выполняется поиск сходств явлений и предметов по определенным признакам, зная которые можно провести некую грань к схожему с исследуемым объектом, предметом или явлением.

Этот метод не всегда дает надежные результаты, но в целом его эффективность достаточно высокая. Чаще всего он используется, когда определенные явления невозможно изучить напрямую. В разных науках применяются различные методы исследования, но в любой специальности при написании ВКР будет использоваться аналитический метод и анализ.

Синтез

Данный метод необходим для соединения отдельных элементов в единое целое для более подробного изучения. Он связан с методом анализа, поскольку всегда присутствует в качестве элемента, объединяющего отдельные аналитические результаты.

Моделирование

При использовании данного метода объект исследования, который существует в реальности, переносится на искусственно созданную модель. Делается этого для того, чтобы смоделировать ситуацию более успешно, а также получить результаты, которые в действительности достигаются с трудом.

Дедукция

Этот метод исследования позволяет сделать выводы об определенных предметах и явлениях, основываясь на данных о большом количестве частных признаков.

Индукция

Это противоположность метода дедукции, поскольку индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным признакам.

Обобщение

Он схож с методом дедукции, поскольку подразумевает формирование общего вывода о предметах или явлениях на основе многих частных признаков.

Различают:

  • эмпирическое обобщение – переход от конкретных характеристик предмета к более общим;
  • аналитическое обобщение – переход в ходе мыслительного процесса от одного явления к другому без применения эмпирической действительности.

Практические методы исследования

Наравне с теоретическими методами в дипломной работе используются и практические методы исследования. Их особенность заключается в особом способе получения информации, ее сборе и обработке, а также в проведении исследований.

Практические методы исследования в ВКР используются для сбора конкретных данных о явлении. Они помогают выявить и описать новые предметы и явления, найти закономерности и доказать гипотезы.

Наиболее распространенными практическими методами при написании дипломной работы являются следующие.

Наблюдение

В его основе лежит объективное восприятие действительности с целью сбора информации о свойствах и отношениях объектов исследования. При проведении исследовании он является ключевым. Суть состоит в том, чтобы наблюдать за объектом и фиксировать важные изменения или положения.

Моделирование

Данный метод подразумевает уменьшенный структурированный образ одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным – воспроизводится отдельная часть объекта;
  • знаковым – используются формулы, чертежи, схемы;
  • мысленным – проводятся виртуальные операции.

При конструировании автомобилей, сооружений или разработке новейших технологий без метода конструирования не обойтись.

Беседа и интервью

Суть этих методов заключается в поиске человека, который обладает ценной информацией об исследуемом объекте. Многие не видят разницы между этими методами. Но, например, интервью отличается более регламентированными и структурированными этапами исследования: в ходе его проведения собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Свое мнение в данном случае не высказывается.

Беседа же имеет непринужденный характер, где оба участника высказывают собственное мнение, часто даже спонтанно.

Опрос и анкетирование

Суть их заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые нужно получить ответ. Отличие анкетирования от опроса состоит в форме их проведения. Опрос может быть письменным и устным, а анкетирование – возможно только в письменной или печатной форме. Достоинством этих методов считается большой охват аудитории. Ведь если опросить больше людей, то шанс получить более точную информацию намного выше.

Описание

Он схож с методом наблюдения. Но метод описания подразумевает фиксацию не только явления и поведения предмета, но также его внешнего вида и признаков.

Сравнение

Этот метод считается одним из самых популярных. Он используется для сопоставления нескольких объектов исследования по определенному признаку.

Измерение

Данный метод достаточно точный. В его основе поиск числовых значений определенных показателей и фиксация физических параметров объекта исследования посредством единиц измерения. Он считается самым эффективным.

Эксперимент

Метод эксперимента подразумевает воспроизведение явления или наблюдения в определенных условиях. Экспериментом может быть опыт, задачей которого является опровержение или подтверждение имеющихся положений. Важно, чтобы в процессе проведения эксперимента присутствовали доказательность и повторяемость.

Дело в том, что задача эксперимента – это не только открытие нового свойства или его наглядная демонстрация, но и способность грамотного воспроизведения. Хороший пример эксперимента – опыт Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком при установлении скорости падения.

Другие частные методы

В зависимости от специализации студента, можно использовать и другие методы исследования в ВКР:

  1. Экономика. Анализ: позитивный, статический, нормативный, функциональный, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод проектов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод финансовых коэффициентов.
  2. Психология и педагогика. Беседа. Интервью. Анкетирование. Шкалирование. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение.
  3. Филология. Биографический метод. Семиотический метод. Дихотомия. Контент-анализ. Лексикографическая статистика.

Другая методология

Академиком Андреем Яковлевичем Флиером была выделена иная методика исследования, разделяющаяся на гуманитарные и социально-научные методы.

Гуманитарные методологии

  1. Историческая. Описывается история культуры в соответствии с выстраиванием хронологической последовательности событий.
  2. Герменевтическая. Изучение культуры посредством раскрытия смысла культурных явлений.
  3. Феноменологическая. Тут нужно писать об исторических культурных фактах с точки зрения их ясности исследователю.
  4. Историко-психологическая. Изучение исторической динамики культуры с точки зрения выявления в ней цивилизационных типов социально обусловленного сознания.
  5. Культурный символизм. Это эклектическая методология, которая интерпретирует материал в контекстуальных рамках, что установлены самими авторами исследований.

Социально-научные методологии

  1. Эволюционизм. Изучение истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее элементов.
  2. Циклические модели культурной динамики. Описание культур как отдельных цивилизаций, а также происходящих в них процессов как замкнутых циклов.
  3. Структурный функционализм. Интерпретация культурных и исторических процессов как решающих социальные проблемы по удовлетворению потребностей людей.
  4. Структурализм. Анализ структуры культуры как системы знаков.
  5. Пограничные методологии, которые определяют новые проблемные направления культурно-исторической науки.

Образец исследований.

Рисунок 1. Образец исследований.