Принцип «лучше всего запоминается последняя фраза» полностью справедлив для контрольных. Преподаватели внимательнее всего читают введение и заключение. Если вы написали прекрасное заключение, которое откладывается в памяти, то ваше введение никто и не вспомнит.
Рисунок 1. Заключение – финальный штрих
Как писать заключение контрольной
Прежде чем перейти к заключению контрольной, вам потребуется собрать всю информацию, которую использовали при написании контрольной работы, обобщить ее и сделать вывод. Это совсем не просто. Чтобы научиться систематизировать мысли и строить выводы, требуется много времени. Понадобится терпение, время и практика. Чем больше вы практикуетесь, тем быстрее вы научитесь это делать. Все дело в опыте.
Следует понимать, что контрольные отличаются от всех остальных учебных работ (рефератов, курсовых, дипломов и др.) тем, что структура контрольной на 90% зависит от предмета и темы. Конечно, заключение преследует только одну цель – сделать выводы по работе. То, как вы будете делать вывод в своей работе, зависит только от вас. В требованиях к контрольным работам нет ничего на этот счет.
Что написать в заключении
Чтобы приступить, вам нужно перечитать вашу работу полностью и требования к контрольным работам. После этого можно приступать к написанию:
- Начните с вступительного слова, чтобы читатель понял, что работа заканчивается.
- Дальше пройдитесь по введению – в нем много того, что должно быть и в заключении (актуальность темы, цель заботы, задачи, методы исследования).
- Расскажите, удалось ли вам достигнуть цели. Сделайте вывод.
Вообще введение – главное подспорье при написании заключения. На его основании можно сформулировать вступительное слово (главное – не копировать дословно). Список задач из введения задает структуру самой контрольной, по нему же как по плану можно строить заключение, посвящая по 1-2 абзаца каждой из задач.
Все это не должно быть описано на десяти листах. Размер заключения должен быть пропорционален размеру самой работы. Согласитесь, было бы неуместно делать заключение на три печатных листа, когда сама работа занимает два листа. Поэтому главное, о чем следует помнить, это логика. Старайтесь оценивать свою работу с точки зрения логики, и тогда все получится.
Виды заключений в контрольных
Понятие «контрольная работа» объединяет в себе множество разновидностей трудов. Объединяют их такие признаки:
- Работу пишут сами студенты. В отличие от курсовой, участие руководителя не предусмотрено. Конечно, хороший преподаватель не откажет в ответе на возникший вопрос или подсказке по решению, но специальных консультационных часов учебный план не предусматривает.
- За работу выставляется оценка. Это может быть как зачтено или не зачтено, так и числовой балл (по любой шкале – пятибалльной, десятибалльной, стобалльной).
- Объем сравнительно небольшой. Хотя встречаются исключения, стандартная контрольная занимает не более 20 листов.
Содержание контрольной может быть совершенно разным:
- Один теоретический вопрос – наподобие реферата. Это самый простой для написания выводов вариант. Текст посвящен одной теме, образует логическое единство. Достаточно собрать в завершающем разделе все промежуточные выводы. Сложность может состоять только в том, чтобы выбрать главное, отбросив второстепенное. Важно не упустить значимые выводы, но в то же время не перегрузить заключение излишними подробностями.
Рисунок 2. Пример заключения
- Несколько несвязанных теоретических вопросов. Здесь придется писать отдельные краткие выводы по каждому из них, и соединять логической связкой.
Можно действовать «в лоб»: «В первой части рассмотрен вопрос о … Вторая часть посвящена …».
- Теория и практические задания. Основное внимание уделяется теоретическим ответам (выводам по ним), вкратце упоминаются решенные задачи.
- Сквозная задача. По ней можно сделать единый вывод.
Например, если проводился финансовый анализ предприятия, можно сделать выводы о его состоянии, о выявленных проблемах.
- Небольшие задачи на разные темы. В таких работах чаще всего разрешают не писать заключение, но если ваш преподаватель настаивает, придется перечислять, чему были посвящены задания, чему вы научились в ходе их решения.