Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь уровня эмпатии и стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте

  • 54 страниц
  • 2016 год
  • 318 просмотров
  • 2 покупки
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы.Актуальность проблематики эмпатии и ее развития в юношеском возрасте детерминирована в первую очередь, тем, что, эмпатия в значительном числе исследований рассматривается как условие, которое необходимо для успешной реализации процесса межличностного и бесконфликтного взаимодействия, а во вторую, тем, что эмпатия, как психическое личностное образование, достигая своей выраженности в период половозрелости, впоследствии является стимулятором альтруизма и просоциального поведения. Собственно, индивидуальные особенности эмпатии и представления о ней впервые начинают обнаруживаться в подростковом возрасте. Без эмпатии, такой исключительной способности скорее с «полувзгляда», а не с полуслова не представляется возможным понимание людьми друг друга. С отсутствием эмпатии уйдут в небытие альтруистические поступки, борьба за справедливость, а также многие великие чувства, включая товарищество и любовь.
На протяжении многих лет проблема эмпатии привлекала внимание многих зарубежных ученых (Н. Айзенберг, А. Валлон, П. Массен, Л. Мерфи, М. Хоффман) и отечественных специалистов (В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова, В.А. Ташлыков, А.Э. Штейнмец, В.В Зеньковский, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, М.В. Осорина, Л.А. Сивицкая, И.М. Юсупов). Особенности подросткового и юношеского развития были подробно изучены в работах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной и др.
На сегодняшний день в социуме наблюдается тенденция увеличения напряженности, усиления конфликтности и агрессивности в поведении молодого поколения. Молодые люди часто вступают в неформальные объединения, переживают изменение ценностных ориентаций, которые приводят к конфликтам, а также происходит ломка общепринятых стереотипов поведения. Проблематика изменения поведения у юношей и девушек основательно описана в работах отечественных и зарубежных исследователей (И.А. Агеева, Д.В. Адамчук, Е.В. Змановская, В.В. Ковалев, В.Т. Кондратенко, А.Е. Личко, В.Г. Степанов, В.С. Собкин, О.Д. Сосюкало, А.А. Реан, М. Korenblum; S.K.Smith, R.G. Meyes, А. Гюггенбюль и др.).
Эмпирические данные, полученные в последнее время, говорят о том, что на процесс выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации оказывают влияние многие факторы, среди которых следует выделить такие личностные качества как акцентуации характера, темперамент, эмпатические способности. Знание особенностей личности, которые лежат в основе формирования выбора нерациональных стратегий поведения в конфликте, оказало бы помощь в разработке более целенаправленных программ по профилактике нарушения поведения в юношеском возрасте и выработке продуктивных стратегий поведения.
Стремление найти пути разрешения этой проблемы и определило проблему нашего исследования.
Целью исследования являлось изучение уровня эмпатии испытуемых, диагностика поведения испытуемых в конфликте и выявление взаимосвязи.
Объектом исследования выступает уровень эмпатии и стратегия поведения в конфликте.
Предмет исследования: уровень эмпатии в юношеском возрасте и стратегия поведения в конфликте в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: чем ниже уровень эмпатии, тем выше человек ставит свои интересы выше интересов собеседника (использует стратегию соперничества).
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по проблематике исследования.
2. Подобрать методы и методики исследования уровня эмпатии в юношеском возрасте;
3. Подобрать методы и методики исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации;
4. Провести диагностику;
5. Проанализировать результаты;
6. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
7. Определить наличие взаимосвязи уровня эмпатии и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Испытуемые: в эксперименте приняло участие 22 человека, 5 мужчин и 17 женщин, в возрасте от 19 до 23 лет.
В нашем эмпирическом исследовании были применены следующие методы исследования:
1) Теоретико-познавательный метод: анализ научной литературы;
2) Психодиагностическийметод:
«Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)».
«Опросник для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
«Методика диагностики уровня эмпатических способностей» - автор В. Бойко.
«Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
3) Методы статистической обработки: качественный и количественный анализ результатов исследования, описательная статистика.
Теоретическая значимость: существующие на сегодня материалы незначительно раскрывают проблему эмпатических способностей в юношеском возрасте и ее взаимосвязи с выбором стиля поведения в ситуации конфликта. Наше исследование призвано восполнить определенные пробелы в психолого-педагогической сфере, посвященные исследованию взаимосвязи уровня эмпатии и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
Практическая значимость: эмпирические данные помогут разработать эффективные способы модификации конфликтного поведения в юношеском возрасте.
База эмпирического исследования: организация, где проводилось исследование.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИРОДЫ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 34
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

На протяжении многих лет проблема эмпатии привлекала внимание многих зарубежных ученых и отечественных специалистов. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.
Эмпатия является формой рационально-эмоционально-интуитивного отображения человека человеком, позволяющей преодолевать психологическую защиту человека и постигать причины и следствия самопроявлений — реакций, состояний, свойств — в целях осуществления прогноза и соответствующего воздействия на его поведение.
Осознать причины и следствия самопроявлений окружающих значит осознать когда, почему, с кем (чем) и для чего он:
это говорит, делает, воспринимает, думает, запоминает, вспоминает;
хочет сделать, подумать, сказать;
проявляет собственные потребности, интересы, способности.
Спрогнозировать поведение другого означает осознать когда, как, почему и с какой целью он:
подумает, сделает, скажет по определенному поводу;
сможет реализовать собственные желания, мотивы, потребности.
В психолого-педагогической науке в качестве особенных форм эмпатии выделяются:
сопереживание - это переживание субъектом таких же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним,
сочувствие - это переживание своих эмоциональных состояний в отношении чувств другого.
На сегодняшний день в социуме наблюдается тенденция увеличения напряженности, усиления конфликтности и агрессивности в поведении молодого поколения. Молодые люди часто вступают в неформальные объединения, переживают изменение ценностных ориентаций, которые приводят к конфликтам, а также происходит ломка общепринятых стереотипов поведения.
Конфликт – это неотъемлемая часть жизни современного общества. Любое общество, любая социальная группа может в той или иной мере поддаваться конфликтам. По словам Р. Дарендорфа общества отличаются не наличием или отсутствием конфликтов, а различным к ним отношением со стороны власти. Конфликты возникают и в демократическом обществе, но методы их урегулирования носят цивилизованный характер. Это позволяет не доводить их до взрывоопасного состояния для общества. Согласно вышеизложенному можно сделать вывод, что ни одна из охарактеризованных стратегий поведения в конфликтном взаимодействии не может считаться лучшей — каждая из этих стратегий в отдельности способна привести к позитивному результату, в случае применения в соответствии с конкретными обстоятельствами. Человек, который владеет всеми стратегиями и умеет применять их по назначению, будет максимально успешным в жизни и в общении. Напротив, в случае, когда индивидуум использует преимущественно лишь несколько из стратегий, то у него могут возникнуть серьезные затруднения, так как не существует универсального способа реагирования.
Особенности подросткового и юношеского развития были подробно изучены в работах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной и др.
Юность - это период завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юношеском возрасте расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировоззренческий поиск в юношеском возрасте детерминирует социальную ориентацию человека, способствует познанию себя частью, элементом социума, выбору своего будущего положения в социуме и способов его достижения. Становление социальной зрелости предполагает формирование полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в социальных и семейных отношениях.
Также следует учитывать юношеский максимализм, который остался от подросткового возраста, нетерпимость к окружающим и категоричность, затрудняющих формирование у них адекватной самооценки. В юношеской среде зачастую наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности трудоустройства в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а впоследствии и на путь правонарушений.
Следовательно, максимально важно вовремя направить конфликтное поведение личности в юношеский период в сторону конструктивного начала, поиска взаимоприемлемых решений в конфликте, тем самым научить их правильному выходу из конфликтных ситуаций и социальному становлению в обществе.

1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- 5-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2013. - 512 с. : ил - ISBN 978-5-496-00113-7.
2. Багратиони К. А. Причины конфликтов между сотрудниками: психологический подход : управление командой проекта: практический междисциплинарный подход к решению конфликтологических проблем молодых специалистов / Багратиони К.А. // Российское предпринимательство, 2010. - N 12, вып. 2. - С. 77-82. - Библиогр.: с. 81-82.
3. Баныкина С. Как разрешить конфликт / С. Баныкина // Директор школы, 2011. - N 4. - С. 48-53.
4. Барсукова С. А. Взаимосвязь совести и эмпатии // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко / М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2010. -472 с.
6. Бохард А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии / А.К. Бохард // Иностранная психология. - 2013. -№1.- С. 27-29.
7. Былкина Т. Г., Пустобаева Е. И., Суслякова К. В. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: sibac.info/archive/humanities/12.pdf (дата обращения: 04.12.2016)
8. Вересов Н. Технология разрешения группового конфликта / Н. Вересов // Директор школы, 2012. - N 6. - С. 30-36.
9. Двуликий янус: Е. Я. Басин — Санкт-Петербург, Гуманитарий, 2009 г.- 240 с.
10. Денисова А.А. Взаимосвязи толерантности, склонности к конформизму и стиля поведения в конфликте // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3 (7) - С.33-36.
11. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов) / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2012.
12. Евтягина А.А., Евтягина Л.Х. Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/652790/
13. Елеференко И. О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учетом рациональности эмпатии // Фундаментальные исследования. 2010. №12 С.11-19.
14. Елизаров А. Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа взаимоотношений родителей с детьми подросткового и юношеского возраста // Педагогика и психология образования.- 2011. - №3 - С.79-89.
15. Епихин В.П. Устранение конфликта интересов как форма борьбы с коррупцией // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2012. №1 С.211-213.
16. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков - М.: Изд-во Инта психологии РАН, 2014.-240 с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций СПб.: Питер, 2010. - 464с.
18. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2012. - 752с.
20. Искусство и эмпатия: Е. Я. Басин — Москва, Филологическое общество, 2010 г.- 294 с.
21. Карташов Я. П. Конфликтология [Электронный ресурс] – Режим доступа: / Карташов Я. П. - Лаборатория книги, 2010.
22. Королева Н.Н., Богдановская А.Б., Богдановская И.М. Метафорические модели социального поведения современных подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина.- 2015. - №4 - С.79-89.
23. Кулагин И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб.пособие для вузов / И. Ю. Кулагина В. Н. Колюцкий. - М. : Акад. проект : Трикста, 2011. - 420 с. : ил. - (Gaudeamus) - ISBN 978-5-8291-1257-8.
24. Курносова С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников, из опыта работы // Сибирский педагогический журнал. 2007. №14. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-mladshih-shkolnikov-iz-opyta-raboty (дата обращения: 04.12.2016).
25. Куртумерова С. С. Анализ понятия конфликт в современной научной литературе // [Электронный ресурс] – режим доступа: https://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=136
26. Магомедов Г. М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. - 2014. - №8-1 - С. 233-239.
27. Медведева И. А., Евграфова Ю. А. Представления современных студентов о гендерных стереотипах и полоролевых установках в семье // Наука и современность. 2013. №25-1 С.180-185.
28. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. (Тест на эмпатию Бойко) [Электронный ресурс] – режим доступа: Источник: http://psycabi.net/testy/229-metodika-diagnostiki-urovnya-empaticheskikh-sposobnostej-v-v-bojko-test-na-empatiyu-bojko
29. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/976014/
30. Носс И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров по направлению «Психология» / И. Н. Носс.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2014. - 500 с. - (Бакалавр.Углубленный курс) - ISBN 978-5-9916-3173-0.
31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. - М. :Юрайт : МГППУ, 2010. - 460 с. - (Основы наук) - ISBN 978-5-9916-0633-2.
32. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/03.html
33. Понятийная схема описания конфликта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/ponyatiynaya-shema-opisaniya-konflikta-529.htm
34. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия: Е. П. Ильин — Москва, Питер, 2013 г.- 304 с.
35. Психология юношеского возраста // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vprosvet.ru/biblioteka/kon-psihologiya-yunosheskogo-vozrasta/
36. Рассел Дж. Эмпатия /Москва, Книга по требованию, 2012 г.- 104с.
37. Самсонова Н.В.. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. - Калининград: Изд-во КГУ,2002. - 308 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://scicenter.online/konfliktologiya/metodologicheskie-osnovyi-formirovaniya.html
38. Сафиуллина З. А. Конфликтное поведение в юношеском возрасте и социальное становление [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/1667.pdf
39. Словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovari-online.ru/cat/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/0.htm
40. Сокальский Э.А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее // Педагогика и психология образования. - 2013. - №2 -С.97-108.
41. Степанов С. Проникновенное сопереживание. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200202118
42. Степанова Н.В., Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.-2012. - №3 - С.207-209.
43. Терехова А.Ю., Смирнова О. Б. Взаимосвязь личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/12/3326
44. Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%B0
45. Толстых Н. Н. Развитие индивидуальногохронотопа в детстве и юности / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии, 2010. - N 2. - С. 30-46. - Библиогр.: с. 43-45 (67 назв. ).
46. Цой Л. И. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности / Л. И. Цой // Мир психологии, 2011. - N 2. - С. 96-108. - Библиогр.: с. 107-108 (41 назв. ).
47. Шакуров Х., Алишев Б. С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://voppsy.ru/issues/1986/866/866067.htm
48. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2012. - 567 с. - (Бакалавр) - ISBN 978-5-9916-1748-2.
49. Экман П. Психология эмоций / П. Экман.- 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 240 с. - (Мастера психологии) - ISBN 978-5-459-00971-2.
50. Юдин И.И., Юдина Т.Н. Конфликты в педагогическом коллективе и проблемы их решения - [Электронный ресурс] – режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/584546/


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы.Актуальность проблематики эмпатии и ее развития в юношеском возрасте детерминирована в первую очередь, тем, что, эмпатия в значительном числе исследований рассматривается как условие, которое необходимо для успешной реализации процесса межличностного и бесконфликтного взаимодействия, а во вторую, тем, что эмпатия, как психическое личностное образование, достигая своей выраженности в период половозрелости, впоследствии является стимулятором альтруизма и просоциального поведения. Собственно, индивидуальные особенности эмпатии и представления о ней впервые начинают обнаруживаться в подростковом возрасте. Без эмпатии, такой исключительной способности скорее с «полувзгляда», а не с полуслова не представляется возможным понимание людьми друг друга. С отсутствием эмпатии уйдут в небытие альтруистические поступки, борьба за справедливость, а также многие великие чувства, включая товарищество и любовь.
На протяжении многих лет проблема эмпатии привлекала внимание многих зарубежных ученых (Н. Айзенберг, А. Валлон, П. Массен, Л. Мерфи, М. Хоффман) и отечественных специалистов (В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова, В.А. Ташлыков, А.Э. Штейнмец, В.В Зеньковский, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, М.В. Осорина, Л.А. Сивицкая, И.М. Юсупов). Особенности подросткового и юношеского развития были подробно изучены в работах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной и др.
На сегодняшний день в социуме наблюдается тенденция увеличения напряженности, усиления конфликтности и агрессивности в поведении молодого поколения. Молодые люди часто вступают в неформальные объединения, переживают изменение ценностных ориентаций, которые приводят к конфликтам, а также происходит ломка общепринятых стереотипов поведения. Проблематика изменения поведения у юношей и девушек основательно описана в работах отечественных и зарубежных исследователей (И.А. Агеева, Д.В. Адамчук, Е.В. Змановская, В.В. Ковалев, В.Т. Кондратенко, А.Е. Личко, В.Г. Степанов, В.С. Собкин, О.Д. Сосюкало, А.А. Реан, М. Korenblum; S.K.Smith, R.G. Meyes, А. Гюггенбюль и др.).
Эмпирические данные, полученные в последнее время, говорят о том, что на процесс выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации оказывают влияние многие факторы, среди которых следует выделить такие личностные качества как акцентуации характера, темперамент, эмпатические способности. Знание особенностей личности, которые лежат в основе формирования выбора нерациональных стратегий поведения в конфликте, оказало бы помощь в разработке более целенаправленных программ по профилактике нарушения поведения в юношеском возрасте и выработке продуктивных стратегий поведения.
Стремление найти пути разрешения этой проблемы и определило проблему нашего исследования.
Целью исследования являлось изучение уровня эмпатии испытуемых, диагностика поведения испытуемых в конфликте и выявление взаимосвязи.
Объектом исследования выступает уровень эмпатии и стратегия поведения в конфликте.
Предмет исследования: уровень эмпатии в юношеском возрасте и стратегия поведения в конфликте в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: чем ниже уровень эмпатии, тем выше человек ставит свои интересы выше интересов собеседника (использует стратегию соперничества).
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по проблематике исследования.
2. Подобрать методы и методики исследования уровня эмпатии в юношеском возрасте;
3. Подобрать методы и методики исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации;
4. Провести диагностику;
5. Проанализировать результаты;
6. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
7. Определить наличие взаимосвязи уровня эмпатии и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Испытуемые: в эксперименте приняло участие 22 человека, 5 мужчин и 17 женщин, в возрасте от 19 до 23 лет.
В нашем эмпирическом исследовании были применены следующие методы исследования:
1) Теоретико-познавательный метод: анализ научной литературы;
2) Психодиагностическийметод:
«Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)».
«Опросник для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
«Методика диагностики уровня эмпатических способностей» - автор В. Бойко.
«Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
3) Методы статистической обработки: качественный и количественный анализ результатов исследования, описательная статистика.
Теоретическая значимость: существующие на сегодня материалы незначительно раскрывают проблему эмпатических способностей в юношеском возрасте и ее взаимосвязи с выбором стиля поведения в ситуации конфликта. Наше исследование призвано восполнить определенные пробелы в психолого-педагогической сфере, посвященные исследованию взаимосвязи уровня эмпатии и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
Практическая значимость: эмпирические данные помогут разработать эффективные способы модификации конфликтного поведения в юношеском возрасте.
База эмпирического исследования: организация, где проводилось исследование.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИРОДЫ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 34
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

На протяжении многих лет проблема эмпатии привлекала внимание многих зарубежных ученых и отечественных специалистов. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.
Эмпатия является формой рационально-эмоционально-интуитивного отображения человека человеком, позволяющей преодолевать психологическую защиту человека и постигать причины и следствия самопроявлений — реакций, состояний, свойств — в целях осуществления прогноза и соответствующего воздействия на его поведение.
Осознать причины и следствия самопроявлений окружающих значит осознать когда, почему, с кем (чем) и для чего он:
это говорит, делает, воспринимает, думает, запоминает, вспоминает;
хочет сделать, подумать, сказать;
проявляет собственные потребности, интересы, способности.
Спрогнозировать поведение другого означает осознать когда, как, почему и с какой целью он:
подумает, сделает, скажет по определенному поводу;
сможет реализовать собственные желания, мотивы, потребности.
В психолого-педагогической науке в качестве особенных форм эмпатии выделяются:
сопереживание - это переживание субъектом таких же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним,
сочувствие - это переживание своих эмоциональных состояний в отношении чувств другого.
На сегодняшний день в социуме наблюдается тенденция увеличения напряженности, усиления конфликтности и агрессивности в поведении молодого поколения. Молодые люди часто вступают в неформальные объединения, переживают изменение ценностных ориентаций, которые приводят к конфликтам, а также происходит ломка общепринятых стереотипов поведения.
Конфликт – это неотъемлемая часть жизни современного общества. Любое общество, любая социальная группа может в той или иной мере поддаваться конфликтам. По словам Р. Дарендорфа общества отличаются не наличием или отсутствием конфликтов, а различным к ним отношением со стороны власти. Конфликты возникают и в демократическом обществе, но методы их урегулирования носят цивилизованный характер. Это позволяет не доводить их до взрывоопасного состояния для общества. Согласно вышеизложенному можно сделать вывод, что ни одна из охарактеризованных стратегий поведения в конфликтном взаимодействии не может считаться лучшей — каждая из этих стратегий в отдельности способна привести к позитивному результату, в случае применения в соответствии с конкретными обстоятельствами. Человек, который владеет всеми стратегиями и умеет применять их по назначению, будет максимально успешным в жизни и в общении. Напротив, в случае, когда индивидуум использует преимущественно лишь несколько из стратегий, то у него могут возникнуть серьезные затруднения, так как не существует универсального способа реагирования.
Особенности подросткового и юношеского развития были подробно изучены в работах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной и др.
Юность - это период завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юношеском возрасте расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировоззренческий поиск в юношеском возрасте детерминирует социальную ориентацию человека, способствует познанию себя частью, элементом социума, выбору своего будущего положения в социуме и способов его достижения. Становление социальной зрелости предполагает формирование полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в социальных и семейных отношениях.
Также следует учитывать юношеский максимализм, который остался от подросткового возраста, нетерпимость к окружающим и категоричность, затрудняющих формирование у них адекватной самооценки. В юношеской среде зачастую наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности трудоустройства в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а впоследствии и на путь правонарушений.
Следовательно, максимально важно вовремя направить конфликтное поведение личности в юношеский период в сторону конструктивного начала, поиска взаимоприемлемых решений в конфликте, тем самым научить их правильному выходу из конфликтных ситуаций и социальному становлению в обществе.

1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- 5-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2013. - 512 с. : ил - ISBN 978-5-496-00113-7.
2. Багратиони К. А. Причины конфликтов между сотрудниками: психологический подход : управление командой проекта: практический междисциплинарный подход к решению конфликтологических проблем молодых специалистов / Багратиони К.А. // Российское предпринимательство, 2010. - N 12, вып. 2. - С. 77-82. - Библиогр.: с. 81-82.
3. Баныкина С. Как разрешить конфликт / С. Баныкина // Директор школы, 2011. - N 4. - С. 48-53.
4. Барсукова С. А. Взаимосвязь совести и эмпатии // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко / М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2010. -472 с.
6. Бохард А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии / А.К. Бохард // Иностранная психология. - 2013. -№1.- С. 27-29.
7. Былкина Т. Г., Пустобаева Е. И., Суслякова К. В. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: sibac.info/archive/humanities/12.pdf (дата обращения: 04.12.2016)
8. Вересов Н. Технология разрешения группового конфликта / Н. Вересов // Директор школы, 2012. - N 6. - С. 30-36.
9. Двуликий янус: Е. Я. Басин — Санкт-Петербург, Гуманитарий, 2009 г.- 240 с.
10. Денисова А.А. Взаимосвязи толерантности, склонности к конформизму и стиля поведения в конфликте // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3 (7) - С.33-36.
11. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов) / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2012.
12. Евтягина А.А., Евтягина Л.Х. Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/652790/
13. Елеференко И. О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учетом рациональности эмпатии // Фундаментальные исследования. 2010. №12 С.11-19.
14. Елизаров А. Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа взаимоотношений родителей с детьми подросткового и юношеского возраста // Педагогика и психология образования.- 2011. - №3 - С.79-89.
15. Епихин В.П. Устранение конфликта интересов как форма борьбы с коррупцией // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2012. №1 С.211-213.
16. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков - М.: Изд-во Инта психологии РАН, 2014.-240 с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций СПб.: Питер, 2010. - 464с.
18. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2012. - 752с.
20. Искусство и эмпатия: Е. Я. Басин — Москва, Филологическое общество, 2010 г.- 294 с.
21. Карташов Я. П. Конфликтология [Электронный ресурс] – Режим доступа: / Карташов Я. П. - Лаборатория книги, 2010.
22. Королева Н.Н., Богдановская А.Б., Богдановская И.М. Метафорические модели социального поведения современных подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина.- 2015. - №4 - С.79-89.
23. Кулагин И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб.пособие для вузов / И. Ю. Кулагина В. Н. Колюцкий. - М. : Акад. проект : Трикста, 2011. - 420 с. : ил. - (Gaudeamus) - ISBN 978-5-8291-1257-8.
24. Курносова С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников, из опыта работы // Сибирский педагогический журнал. 2007. №14. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-mladshih-shkolnikov-iz-opyta-raboty (дата обращения: 04.12.2016).
25. Куртумерова С. С. Анализ понятия конфликт в современной научной литературе // [Электронный ресурс] – режим доступа: https://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=136
26. Магомедов Г. М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. - 2014. - №8-1 - С. 233-239.
27. Медведева И. А., Евграфова Ю. А. Представления современных студентов о гендерных стереотипах и полоролевых установках в семье // Наука и современность. 2013. №25-1 С.180-185.
28. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. (Тест на эмпатию Бойко) [Электронный ресурс] – режим доступа: Источник: http://psycabi.net/testy/229-metodika-diagnostiki-urovnya-empaticheskikh-sposobnostej-v-v-bojko-test-na-empatiyu-bojko
29. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/976014/
30. Носс И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров по направлению «Психология» / И. Н. Носс.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2014. - 500 с. - (Бакалавр.Углубленный курс) - ISBN 978-5-9916-3173-0.
31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. - М. :Юрайт : МГППУ, 2010. - 460 с. - (Основы наук) - ISBN 978-5-9916-0633-2.
32. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/03.html
33. Понятийная схема описания конфликта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/ponyatiynaya-shema-opisaniya-konflikta-529.htm
34. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия: Е. П. Ильин — Москва, Питер, 2013 г.- 304 с.
35. Психология юношеского возраста // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vprosvet.ru/biblioteka/kon-psihologiya-yunosheskogo-vozrasta/
36. Рассел Дж. Эмпатия /Москва, Книга по требованию, 2012 г.- 104с.
37. Самсонова Н.В.. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. - Калининград: Изд-во КГУ,2002. - 308 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://scicenter.online/konfliktologiya/metodologicheskie-osnovyi-formirovaniya.html
38. Сафиуллина З. А. Конфликтное поведение в юношеском возрасте и социальное становление [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/1667.pdf
39. Словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovari-online.ru/cat/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/0.htm
40. Сокальский Э.А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее // Педагогика и психология образования. - 2013. - №2 -С.97-108.
41. Степанов С. Проникновенное сопереживание. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200202118
42. Степанова Н.В., Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.-2012. - №3 - С.207-209.
43. Терехова А.Ю., Смирнова О. Б. Взаимосвязь личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/12/3326
44. Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%B0
45. Толстых Н. Н. Развитие индивидуальногохронотопа в детстве и юности / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии, 2010. - N 2. - С. 30-46. - Библиогр.: с. 43-45 (67 назв. ).
46. Цой Л. И. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности / Л. И. Цой // Мир психологии, 2011. - N 2. - С. 96-108. - Библиогр.: с. 107-108 (41 назв. ).
47. Шакуров Х., Алишев Б. С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://voppsy.ru/issues/1986/866/866067.htm
48. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2012. - 567 с. - (Бакалавр) - ISBN 978-5-9916-1748-2.
49. Экман П. Психология эмоций / П. Экман.- 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 240 с. - (Мастера психологии) - ISBN 978-5-459-00971-2.
50. Юдин И.И., Юдина Т.Н. Конфликты в педагогическом коллективе и проблемы их решения - [Электронный ресурс] – режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/584546/


Купить эту работу

Взаимосвязь уровня эмпатии и стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽