Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Условием нормального вхождения ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития — естественного (биологического) и социального (культурного). «Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Выготский Л. С. — Т. 3. — С. 31).
С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы. Посредством игрушки ребенок лучше узнает окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребенка в общении.
Игрушка – важное средство развития активности ребенка дошкольного возраста. Возникновение и развитие активного отношения к окружающему у ребенка ребенка дошкольного возраста, является первым шагом к его участию в коллективной деятельности и достигается включением ребенка с ЗПР в игровую деятельность.
Цель исследования: явилась разработка и апробация программы обучения игровым умениям и коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является эффективность обучения игровым умениям и коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития дошкольников
2. Описать игрушку как средство развития детей старшего дошкольного возраста
3. Провести экспериментальное исследования использования игрушки как средства развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
Методы исследования, позволяющие решить данные задачи:
- анализ и обобщение теоретической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий эксперимент (изучение уровней сформированности игровых умений и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста до проведения формирующего эксперимента);
- формирующий эксперимент (проведение обучения игровым умениям и коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки);
- контрольный эксперимент (изучение уровней сформированности игровых умений и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента);
- статистическая обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении:
- проведение обучения детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки игровым умениям способствует формированию устойчивого интерса к игре и формированию коммуникаивных навыков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме психологии воздействия игрушки и отношения ребенка к ней 5
1.1 Особенности развития ребенка дошкольного возраста 5
1.2 Использование игрушки как средства развития детей дошкольного возраста 9
Глава 2. Экспериментальное исследование игрушки как средства развития игровых умений и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 13
2.1. Организация исследования 13
2.2 Коррекционная программа развития игровых умений и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 17
2.3. Анализ результатов исследования 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка.
Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.
Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки появлением элементов социальной и личностной рефлексии развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.
Общение ребенка со взрослым и сверстником — это две стороны одной и той же коммуникативной деятельности. Общение со взрослым, опережающее общение со сверстниками, во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Старшие дошкольники интенсивнее, чем дети средней группы, ищут сотрудничества с ровесниками, их уважения, а также сопереживания и согласования мнений.
Игрушка является действенным средством развития детей дошкольного возраста, то есть игрушка — действенное средство в коррекции недостатков развития.
С помощью игрушки ребенок знакомится с назначением и способами употребления предметов, действия с которыми ему неизвестны. Игрушка способствует развитию предметных действий ребенка, формированию его игровой деятельности. Специально подобранные игрушки влияют на развитие ориентировки в пространстве, способствуют овладению адекватными, способами познания окружающих предметов и явлений, повышению познавательной активности и развитию мышления ребенка. Игрушки, обладающие определенными свойствами, активизируют и развивают восприятие ребенка.
Игровые ситуации, созданные взрослым, способствуют развитию отношений ребенка со сверстниками, расширяют его информацию об окружающем мире. Рассматриваемые ситуации общения способствуют развитию коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста.
После проведения формирующего эксперимента в экспериментальнй группе у детей изменился уровень сформированности инровых умений и коммуникативных навыков. В контрольной группе все осталось без изменений, в экспериментальной группе высокий уровень присущ 53,6% детей, средний уровень – 42,2% детей, а низкий уровень – 6,7% детей. В целом это свидетельствует о непосредственном влиянии режиссерских игр на формирование игровых умений и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что в процессе формирующего эксперимента у старших дошкольников были сформированы игровые умения и коммуникативные навыки в режиссерских играх по всем рассматриваемым характеристикам.
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
3. Бреслав Г.М. Психология эмоций.-М.: Смысл ,Академия, 2004г.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001.
6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 2003г .
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.
8. Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. -2003. № 2.
9. Запорожец А.В. Психология действия. М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000.
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь,2007.
11. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2001.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер». - 2002.
13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 2006.
14. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
15. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006.
17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000.
18. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Под ред. Е.О. Смирновой М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
20. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004.
21. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 2006.
22. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
23. Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной/. - Москва.: Асток-Пресс, 2006.
24. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2001.
25. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.
26. Реан А. А., Человек от рождения до смерти.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.
28. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. – М., 1996.
29. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 .
30. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., гуманитарный центр «Владос», 2003
31. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М., 1996.
32. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 1995.
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Условием нормального вхождения ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития — естественного (биологического) и социального (культурного). «Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Выготский Л. С. — Т. 3. — С. 31).
С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы. Посредством игрушки ребенок лучше узнает окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребенка в общении.
Игрушка – важное средство развития активности ребенка дошкольного возраста. Возникновение и развитие активного отношения к окружающему у ребенка ребенка дошкольного возраста, является первым шагом к его участию в коллективной деятельности и достигается включением ребенка с ЗПР в игровую деятельность.
Цель исследования: явилась разработка и апробация программы обучения игровым умениям и коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является эффективность обучения игровым умениям и коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития дошкольников
2. Описать игрушку как средство развития детей старшего дошкольного возраста
3. Провести экспериментальное исследования использования игрушки как средства развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
Методы исследования, позволяющие решить данные задачи:
- анализ и обобщение теоретической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий эксперимент (изучение уровней сформированности игровых умений и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста до проведения формирующего эксперимента);
- формирующий эксперимент (проведение обучения игровым умениям и коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки);
- контрольный эксперимент (изучение уровней сформированности игровых умений и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента);
- статистическая обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении:
- проведение обучения детей старшего дошкольного возраста с помощью игрушки игровым умениям способствует формированию устойчивого интерса к игре и формированию коммуникаивных навыков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме психологии воздействия игрушки и отношения ребенка к ней 5
1.1 Особенности развития ребенка дошкольного возраста 5
1.2 Использование игрушки как средства развития детей дошкольного возраста 9
Глава 2. Экспериментальное исследование игрушки как средства развития игровых умений и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 13
2.1. Организация исследования 13
2.2 Коррекционная программа развития игровых умений и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 17
2.3. Анализ результатов исследования 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка.
Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.
Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки появлением элементов социальной и личностной рефлексии развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.
Общение ребенка со взрослым и сверстником — это две стороны одной и той же коммуникативной деятельности. Общение со взрослым, опережающее общение со сверстниками, во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Старшие дошкольники интенсивнее, чем дети средней группы, ищут сотрудничества с ровесниками, их уважения, а также сопереживания и согласования мнений.
Игрушка является действенным средством развития детей дошкольного возраста, то есть игрушка — действенное средство в коррекции недостатков развития.
С помощью игрушки ребенок знакомится с назначением и способами употребления предметов, действия с которыми ему неизвестны. Игрушка способствует развитию предметных действий ребенка, формированию его игровой деятельности. Специально подобранные игрушки влияют на развитие ориентировки в пространстве, способствуют овладению адекватными, способами познания окружающих предметов и явлений, повышению познавательной активности и развитию мышления ребенка. Игрушки, обладающие определенными свойствами, активизируют и развивают восприятие ребенка.
Игровые ситуации, созданные взрослым, способствуют развитию отношений ребенка со сверстниками, расширяют его информацию об окружающем мире. Рассматриваемые ситуации общения способствуют развитию коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста.
После проведения формирующего эксперимента в экспериментальнй группе у детей изменился уровень сформированности инровых умений и коммуникативных навыков. В контрольной группе все осталось без изменений, в экспериментальной группе высокий уровень присущ 53,6% детей, средний уровень – 42,2% детей, а низкий уровень – 6,7% детей. В целом это свидетельствует о непосредственном влиянии режиссерских игр на формирование игровых умений и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что в процессе формирующего эксперимента у старших дошкольников были сформированы игровые умения и коммуникативные навыки в режиссерских играх по всем рассматриваемым характеристикам.
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
3. Бреслав Г.М. Психология эмоций.-М.: Смысл ,Академия, 2004г.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001.
6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 2003г .
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.
8. Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. -2003. № 2.
9. Запорожец А.В. Психология действия. М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000.
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь,2007.
11. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2001.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер». - 2002.
13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 2006.
14. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
15. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006.
17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000.
18. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Под ред. Е.О. Смирновой М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
20. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004.
21. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 2006.
22. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
23. Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной/. - Москва.: Асток-Пресс, 2006.
24. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2001.
25. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.
26. Реан А. А., Человек от рождения до смерти.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.
28. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. – М., 1996.
29. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 .
30. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., гуманитарный центр «Владос», 2003
31. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М., 1996.
32. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 1995.
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую