все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
По мнению исследователей (Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и др.), связная речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Одним из важнейших условий успешной подготовки к обучению в школе является овладение связной устной речью. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. рассматривается психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.).
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Формирование связной речи детей с ОНР осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности связной речи старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: пути изучения и развития связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе театрализованных игр.
Цель исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение общей и специальной литературы по программе исследования.
2. Выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР в процессе театрализованных игр.
4. Определение эффективности коррекционного обучения.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели, задач и гипотезы исследования.
анализ психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы;
беседы, наблюдения за детьми в повседневной жизни и на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности;
разработка, проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение и формирование связной речи у дошкольников с ОНР;
качественно-количественная обработка данных.
База исследования: ГБОУ СОШ № 1234. В эксперименте участвовали дети старшей группы 5-6 лет (10 детей с ОНР III уровня).
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3
1.1. Теоретические основы связной речи 3
1.2. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи 3
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3
2.1 Организация и методика эксперимента 3
2.2 Результаты эксперимента 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
ЛИТЕРАТУРА 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность развития связной речи у дошкольников с ОНР определяется связью речи с другими психическими процессами.
Исследователи в области детской речи (Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филчева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что формирование и развитие связной речи у детей с ОНР замедлено и характеризуется своеобразием.
В процессе формирования речевых высказываний дошкольники с ОНР постоянно нуждаются в помощи взрослых: от уточняющих, побуждающих вопросов до возможности полностью повторить за взрослым фразу.
Поэтому первым этапом в организации и проведении коррекционной работы считается диагностика уровня развития связной речи.
Проведенное исследование было направлено на выявление уровня связной речи.
У дошкольников с ОНР отмечается средне низкий и низкий уровень сформированности связной речи. Наблюдаются нарушения языкового оформления и смыслового программирования: дошкольники строили свои фразы в виде словосочетаний, или односложно, грамматическое оформление текста нарушено, рассказ часто не совпадал с ситуацией. Коммуникативное поведение было сформировано лишь у части дошкольников этой группы. Монологическая речь у большинства дошкольников с ОНР сформировано на низком уровне. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Дети не могут строить композиционной законченный текст, используют в речи предложения, состоящее из 2-3 слов. Большей частью дошкольники пользуются словосочетанием, употребляя преимущественно существительные, глаголы и реже прилагательные. Языковые средства речи сформированы слабо. Грамматическое оформление связной речи имеет ряд нарушений, среди которых выделяется несогласование частей речи в падеже, числе и роде. Практически все дошкольники с ОНР использовали помощь экспериментатора в виде наводящих и организующих вопросов.
Полученные результаты позволяют установить уровень сформированности связной речи детей с ОНР. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности связной речи. Высокий уровень не был отмечен ни у одного дошкольника.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные в ходе нашей работы задачи были выполнены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 1992
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед. .- 2004.№2 с 43-51.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.
4. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 17
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – СПб., 1997
6. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994
7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
8. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. №1 с. 27-34.
9. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
10. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967
11. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983 Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983
12. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.
13. Моисеенко Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 31
14. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
15. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989
17. Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., 1980
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
19. Туманова Т.В. экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 21
20. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004
21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
22. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.
23. Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
По мнению исследователей (Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и др.), связная речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Одним из важнейших условий успешной подготовки к обучению в школе является овладение связной устной речью. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. рассматривается психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.).
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Формирование связной речи детей с ОНР осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности связной речи старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: пути изучения и развития связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе театрализованных игр.
Цель исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение общей и специальной литературы по программе исследования.
2. Выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР в процессе театрализованных игр.
4. Определение эффективности коррекционного обучения.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели, задач и гипотезы исследования.
анализ психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы;
беседы, наблюдения за детьми в повседневной жизни и на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности;
разработка, проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение и формирование связной речи у дошкольников с ОНР;
качественно-количественная обработка данных.
База исследования: ГБОУ СОШ № 1234. В эксперименте участвовали дети старшей группы 5-6 лет (10 детей с ОНР III уровня).
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3
1.1. Теоретические основы связной речи 3
1.2. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи 3
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3
2.1 Организация и методика эксперимента 3
2.2 Результаты эксперимента 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
ЛИТЕРАТУРА 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность развития связной речи у дошкольников с ОНР определяется связью речи с другими психическими процессами.
Исследователи в области детской речи (Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филчева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что формирование и развитие связной речи у детей с ОНР замедлено и характеризуется своеобразием.
В процессе формирования речевых высказываний дошкольники с ОНР постоянно нуждаются в помощи взрослых: от уточняющих, побуждающих вопросов до возможности полностью повторить за взрослым фразу.
Поэтому первым этапом в организации и проведении коррекционной работы считается диагностика уровня развития связной речи.
Проведенное исследование было направлено на выявление уровня связной речи.
У дошкольников с ОНР отмечается средне низкий и низкий уровень сформированности связной речи. Наблюдаются нарушения языкового оформления и смыслового программирования: дошкольники строили свои фразы в виде словосочетаний, или односложно, грамматическое оформление текста нарушено, рассказ часто не совпадал с ситуацией. Коммуникативное поведение было сформировано лишь у части дошкольников этой группы. Монологическая речь у большинства дошкольников с ОНР сформировано на низком уровне. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Дети не могут строить композиционной законченный текст, используют в речи предложения, состоящее из 2-3 слов. Большей частью дошкольники пользуются словосочетанием, употребляя преимущественно существительные, глаголы и реже прилагательные. Языковые средства речи сформированы слабо. Грамматическое оформление связной речи имеет ряд нарушений, среди которых выделяется несогласование частей речи в падеже, числе и роде. Практически все дошкольники с ОНР использовали помощь экспериментатора в виде наводящих и организующих вопросов.
Полученные результаты позволяют установить уровень сформированности связной речи детей с ОНР. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности связной речи. Высокий уровень не был отмечен ни у одного дошкольника.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные в ходе нашей работы задачи были выполнены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 1992
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед. .- 2004.№2 с 43-51.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.
4. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 17
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – СПб., 1997
6. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994
7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
8. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. №1 с. 27-34.
9. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
10. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967
11. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983 Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983
12. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.
13. Моисеенко Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 31
14. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
15. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989
17. Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., 1980
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
19. Туманова Т.В. экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 21
20. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004
21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
22. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.
23. Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую