Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Роман «Идиот» одно из величайших произведений Федора Михайловича Достоевского, открывающих читателю мир современного писателю общества, наполненного погоней за властью, деньгами, обладанием красотой и любовью как вещью, где потерялась истинность чувства, а искренность и невинность граничит в сознании людей с сумасшествием.
Каждый персонаж роман открывает читателю определенный образ греховного человека, который либо потерял веру в Бога вообще, либо находиться на распутии. Главным героем романа становится «идиот», по мнению многих героев, князь Мышкин, подобно Христу спустившегося с гор Швейцарии в Россию, дабы спасти потерянные во мраке души.
Роман «Идиот» считается одной из самых противоречивых и мрачных книг в мировой литературе. Критики и исследователи отмечают нестройность в сюжетном построении, однако восторгаются вплетению евангельских мотивов в композиционную структуру произведения.
Достоевский в своих «Дневниках писателя» говорил: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком». Роман «Идиот» - это роман о человеке, а именно о человеке идеальном, «положительно прекрасном», «о князе-Христе». Главным в создании романа для Достоевского стало создание положительно прекрасного человека, именно человека, а не Божественного сына.
«Прекрасное есть идеал, а идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы - еще далеко не выработался», - писал Федор Михайлович Достоевский своей племяннице Софье Александровне Ивановой о своем романе. Страсти, метания человеческой души, доверчивость, непосредственность, любовь, ненависть, обидчивость, предательство - все это сплелось на страницах романа воедино, так же, как сплетается и в жизни.
В романе «Идиот» Достоевский продолжает искать истинный путь спасения души человека, его нравственной составляющей, а также утверждает свое убеждение в следовании христианской вере в достижении этой цели. По мнению Достоевского спасти может только добро, искреннее покаяние, страдания, очищающие душу.
В романе писатель также обращается к теме всеобъемлющей любви к человечеству, как у князя Мышкина, к женщине, к детям, которая свойственна матерям, чистой и бесспорной. Любовь здесь предстает в разных вариантах: как страсть, жалость, желание обладать, ревность. Практически любая любовь убивает своей эгоистичностью, и лишь некоторые герои способны отдать себя в жертву любви взамен на счастье другого. Сопряжена с темой любви, тема красоты, которая воплощается в прекрасных обликах Аглаи и Настасьи Филипповны, и выражается в самой прекрасной душевной красоте князя Мышкина, Веры Лебедевой, Коли Иволгина. Их чистота и бескорыстность помогает и остальным разглядеть свою душу, открыть для любви, но это лишь временное желание, которое не перерождается во всеобъемлющую любовь к человечеству.
В романе поднимается одна из центральных проблем искусства - проблема соотношения идеала и действительности. Достоевский попытался в образе главного героя представить свой идеал совершенно прекрасного человека. Детски чистая душа князя Мышкина вызывает восхищение, но в то же время мы осознаем абсолютную беспомощность героя в окружающем жестоком мире, следовательно, ложность утверждаемой с помощью этого образа идеи христианского всепрощения. Достоевский пишет: «Красота присуща всему здоровому, то есть наиболее живущему, и есть необходимая потребность организма человеческого. Она есть гармония; в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству его идеалы». Со времен Христа и до наших дней перед человечеством стоит вопрос: может ли “положительно прекрасный человек” спасти людей рядом с ним, достаточно ли людям увидеть прекрасную личность, чтобы быть спасенными?
Вся история, рассказанная в романе, - краткий период просветления, ремиссии болезни героя. Болезнь князя Мышкина - не причина и не следствие происходящих событий. Она - необходимое художественное обстоятельство, без которого созданный Достоевским «положительно прекрасный человек» оказался бы невозможен даже как литературный герой.
Тема спасения души, искание нового пути нравственного и духовного развития человечества актуальна и по сей день. Все образы и персонажи, представленные в романе можно встретить в действительность, где также царит жажда денежного обогащения, власти, признания, обладание всем, что заблагорассудиться. Общество, описанное в романе, существует и по сей день, также потерянное, грешное, ищущее и сомневающееся. Любовь и страсть, красота духовная и физическая несет за собой трагические исходы. Современное общество, как и общество времен Достоевского ищет свой путь и ему необходимо найти спасение, поэтому произведение «Идиот» отражает во многом нашу действительность и не может оставить равнодушным людей.
Таким образом, объектом данного исследования является творчество Ф.М.Достоевского, в частности, роман «Идиот», предметом – образ положительно прекрасного человека.
Целью нашей работы является анализ романа «Идиот» и выявление черт положительно прекрасного человека. Для достижения данной целей, нам необходимо решить ряд задач:
1. Изучить историю создания романа;
2. Проанализировать систему образов романа;
3. Выявить основные черты и особенности положительно прекрасного человека;
4. Определить автобиографические сходства писателя и главного героя;
5. Проанализировать тему красоты и нравственности в романе.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: обработка и анализ научных, научно-публицистических и публицистических источников.
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Ф.М.Достоевского 1
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. История создания романа «Идиот» 6
Глава 2. Образ положительно прекрасного человека в романе «Идиот» 11
2.1. Система второстепенных персонажей в романе «Идиот» 11
2.2. Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» 18
3.1. Красота спасет мир 35
3.2. Связь нравственной проблематики с проблематики в других произведениях Ф.М.Достоевского 38
Заключение 42
Список литературы 44
Достоевский Федор Михайлович - один из величайших русских писателей, создавший уникальные произведения, затрагивающие человеческие отношения, глубинную психологию людей, нравственные темы, решая вечные вопросы о смысле жизни и бытия, предназначении человека.
Одним из ключевых произведения писателя стал роман «Идиот», написанный в пору его пребывания за границей, где он смог найти ответ на свой вопрос о выборе духовно-нравственного ориентира, способного спасти душу человека. Он отмечал, что Россию может спасти лишь следование христианству, во что сам истинно уверовал.
Его роман наполнен разными и многогранными образами, создающими картину общества современников Достоевского. Наблюдая за развитием культурно-социальной жизнью общества, писатель приходил в ужас от отсутствия нравственных ориентиров, идеалов, идей, способных привести человечество к новому этапу духовного восприятия мира.
Так, главным в написании романа для него становится создание положительно прекрасного человека, как изначально он писал, князя-Христоса. Человека, способного подобно Иисусу верить в доброе начало каждого человека, способного к состраданию и всеобъемлющей любви, искренности чувств и веры в спасение грешной души. Автор сделал своего героя многослойным, в нем сочетаются различные ипостаси, которые отвечают лишь одной цели – раскрытию его прекрасной души. Так, в романе можно увидеть князя-ребенка, князя-идиота, князя-Христа. С ребенком князя Мышкина роднит его наивность и искренность чувств, идиотом его считает общество, ведь он отличается от них, к тому же болеет эпилепсией, что в их глазах подтверждает мысль об идиотизме. С Христом же князя сближает его вера и любовь, он верит в добро и ищет его в каждом человеке, хочет спасти страдающих и подарить им счастье, возможно в ущерб себе. Он открыт каждому и ищет душевные порывы в людях, дабы помочь им идти верным путем. Как отмечают исследователи, мотивы евангельского писания можно увидеть во многих произведениях Достоевского, но именно здесь оно становится основополагающим в сюжете. Мышкин подобно Христу ищет вместе с людьми свой путь, проходит муки и казнь (покушение Рогожина) и, как итог, воскресение. Он вновь попадает в больницу в Швейцарию, но при этом, его пребывание в России перерождает души, соприкоснувшихся с ним людей. Таким образом, Достоевский оставляет надежду читателю на спасение, через страдание и веру.
Создавая образ главного героя, Достоевский наделил его автобиографичными фактами, для сближения его с реальностью, ведь его идеей было создания именно человека положительно прекрасного.
Здесь же автор раскрывает тему красоты, красоты духовной в первую очередь и несоответствия красоты физической и внутренней. Ведь прекрасные Аглая и Настасья Филипповна были невероятно красивы, но одна была поглощена своим самолюбием, а другая была исстрадавшейся, гордой, с некоторой презрительностью женщиной, что не могло стать истинной красотой и лишь знакомство с князем позволило раскрыть их души и показать истинность.
Роман «Идиот» решает множество духовно-нравственных вопросов, которые затрагивают человека и сегодня. Несмотря на то, что прогресс шагнул далеко вперед, а времена изменились, человек остался все тем же потерянным, слабым существом, нуждающемся в любви и исцелении.
1. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского // Ф.М. Достоевский и Православие.- М., 1997.- 156 с.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского- М.: Художественная литература,1972. – 434 с.
3. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.[Электронный ресурс] — Н.Бердяев - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn008.htm
4. Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. 1881-1931гг. - М., 1990. – 240 с.
5. Богданов Н. Священная болезнь князя Мышкина - morbus sacer Федора Достоевского. //Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения //Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т.А. Касаткиной. - Москва, 2001.- С. 340.
6. Власкин А.П. Евангелия // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник/Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск: ЧелГУ; Металл,1997.-С.15-16.
7. Гачева А.Г. Философия истории Ф.М. Достоевского в контексте русской философской мысли XIX-XX вв. // «Русская словесность». -№ 5, 2002, - С.35-36
8. Гуревич A.M. Динамика реализма.- М.:ГИТИС, 1994. – 215 с.
9. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М.: Современник, 1989.- 880 с.
10. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В XXX томах. Т. XVI. Л.: Наука, 1972 – 1990. - 440 с.
11. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. IV. М.: Полиграфресурсы, 1999.- 615 с.
12. Иванов В.В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Петрозаводск, 1994.
13. Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание.- Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1953.-225 с.
14. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. - М.:РГГУ, 2001.-190 с.
15. Наседкин Н.Н. Достоевский. Энциклопедия. - М.:Алгоритм, 2003.- 425 с.
16. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф.М. Достоевского. - М.: МАКС Пресс, 2001.- 372 с.
17. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 305 с.
18. Селезнев Ю. Достоевский. -М.: Молодая гвардия, 1981. - 298 с.
19. Фридлендер Г.М. Роман «Идиот» Творчество Ф.М. Достоевского. Сб. Статей. - М.: Наука, 1959. - 390 с.
20. Фудель С.И. Собрание сочинений. Т. 3 // Наследство Достоевского.- М.: Русский путь, 2005. - 440 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Роман «Идиот» одно из величайших произведений Федора Михайловича Достоевского, открывающих читателю мир современного писателю общества, наполненного погоней за властью, деньгами, обладанием красотой и любовью как вещью, где потерялась истинность чувства, а искренность и невинность граничит в сознании людей с сумасшествием.
Каждый персонаж роман открывает читателю определенный образ греховного человека, который либо потерял веру в Бога вообще, либо находиться на распутии. Главным героем романа становится «идиот», по мнению многих героев, князь Мышкин, подобно Христу спустившегося с гор Швейцарии в Россию, дабы спасти потерянные во мраке души.
Роман «Идиот» считается одной из самых противоречивых и мрачных книг в мировой литературе. Критики и исследователи отмечают нестройность в сюжетном построении, однако восторгаются вплетению евангельских мотивов в композиционную структуру произведения.
Достоевский в своих «Дневниках писателя» говорил: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком». Роман «Идиот» - это роман о человеке, а именно о человеке идеальном, «положительно прекрасном», «о князе-Христе». Главным в создании романа для Достоевского стало создание положительно прекрасного человека, именно человека, а не Божественного сына.
«Прекрасное есть идеал, а идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы - еще далеко не выработался», - писал Федор Михайлович Достоевский своей племяннице Софье Александровне Ивановой о своем романе. Страсти, метания человеческой души, доверчивость, непосредственность, любовь, ненависть, обидчивость, предательство - все это сплелось на страницах романа воедино, так же, как сплетается и в жизни.
В романе «Идиот» Достоевский продолжает искать истинный путь спасения души человека, его нравственной составляющей, а также утверждает свое убеждение в следовании христианской вере в достижении этой цели. По мнению Достоевского спасти может только добро, искреннее покаяние, страдания, очищающие душу.
В романе писатель также обращается к теме всеобъемлющей любви к человечеству, как у князя Мышкина, к женщине, к детям, которая свойственна матерям, чистой и бесспорной. Любовь здесь предстает в разных вариантах: как страсть, жалость, желание обладать, ревность. Практически любая любовь убивает своей эгоистичностью, и лишь некоторые герои способны отдать себя в жертву любви взамен на счастье другого. Сопряжена с темой любви, тема красоты, которая воплощается в прекрасных обликах Аглаи и Настасьи Филипповны, и выражается в самой прекрасной душевной красоте князя Мышкина, Веры Лебедевой, Коли Иволгина. Их чистота и бескорыстность помогает и остальным разглядеть свою душу, открыть для любви, но это лишь временное желание, которое не перерождается во всеобъемлющую любовь к человечеству.
В романе поднимается одна из центральных проблем искусства - проблема соотношения идеала и действительности. Достоевский попытался в образе главного героя представить свой идеал совершенно прекрасного человека. Детски чистая душа князя Мышкина вызывает восхищение, но в то же время мы осознаем абсолютную беспомощность героя в окружающем жестоком мире, следовательно, ложность утверждаемой с помощью этого образа идеи христианского всепрощения. Достоевский пишет: «Красота присуща всему здоровому, то есть наиболее живущему, и есть необходимая потребность организма человеческого. Она есть гармония; в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству его идеалы». Со времен Христа и до наших дней перед человечеством стоит вопрос: может ли “положительно прекрасный человек” спасти людей рядом с ним, достаточно ли людям увидеть прекрасную личность, чтобы быть спасенными?
Вся история, рассказанная в романе, - краткий период просветления, ремиссии болезни героя. Болезнь князя Мышкина - не причина и не следствие происходящих событий. Она - необходимое художественное обстоятельство, без которого созданный Достоевским «положительно прекрасный человек» оказался бы невозможен даже как литературный герой.
Тема спасения души, искание нового пути нравственного и духовного развития человечества актуальна и по сей день. Все образы и персонажи, представленные в романе можно встретить в действительность, где также царит жажда денежного обогащения, власти, признания, обладание всем, что заблагорассудиться. Общество, описанное в романе, существует и по сей день, также потерянное, грешное, ищущее и сомневающееся. Любовь и страсть, красота духовная и физическая несет за собой трагические исходы. Современное общество, как и общество времен Достоевского ищет свой путь и ему необходимо найти спасение, поэтому произведение «Идиот» отражает во многом нашу действительность и не может оставить равнодушным людей.
Таким образом, объектом данного исследования является творчество Ф.М.Достоевского, в частности, роман «Идиот», предметом – образ положительно прекрасного человека.
Целью нашей работы является анализ романа «Идиот» и выявление черт положительно прекрасного человека. Для достижения данной целей, нам необходимо решить ряд задач:
1. Изучить историю создания романа;
2. Проанализировать систему образов романа;
3. Выявить основные черты и особенности положительно прекрасного человека;
4. Определить автобиографические сходства писателя и главного героя;
5. Проанализировать тему красоты и нравственности в романе.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: обработка и анализ научных, научно-публицистических и публицистических источников.
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Ф.М.Достоевского 1
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. История создания романа «Идиот» 6
Глава 2. Образ положительно прекрасного человека в романе «Идиот» 11
2.1. Система второстепенных персонажей в романе «Идиот» 11
2.2. Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» 18
3.1. Красота спасет мир 35
3.2. Связь нравственной проблематики с проблематики в других произведениях Ф.М.Достоевского 38
Заключение 42
Список литературы 44
Достоевский Федор Михайлович - один из величайших русских писателей, создавший уникальные произведения, затрагивающие человеческие отношения, глубинную психологию людей, нравственные темы, решая вечные вопросы о смысле жизни и бытия, предназначении человека.
Одним из ключевых произведения писателя стал роман «Идиот», написанный в пору его пребывания за границей, где он смог найти ответ на свой вопрос о выборе духовно-нравственного ориентира, способного спасти душу человека. Он отмечал, что Россию может спасти лишь следование христианству, во что сам истинно уверовал.
Его роман наполнен разными и многогранными образами, создающими картину общества современников Достоевского. Наблюдая за развитием культурно-социальной жизнью общества, писатель приходил в ужас от отсутствия нравственных ориентиров, идеалов, идей, способных привести человечество к новому этапу духовного восприятия мира.
Так, главным в написании романа для него становится создание положительно прекрасного человека, как изначально он писал, князя-Христоса. Человека, способного подобно Иисусу верить в доброе начало каждого человека, способного к состраданию и всеобъемлющей любви, искренности чувств и веры в спасение грешной души. Автор сделал своего героя многослойным, в нем сочетаются различные ипостаси, которые отвечают лишь одной цели – раскрытию его прекрасной души. Так, в романе можно увидеть князя-ребенка, князя-идиота, князя-Христа. С ребенком князя Мышкина роднит его наивность и искренность чувств, идиотом его считает общество, ведь он отличается от них, к тому же болеет эпилепсией, что в их глазах подтверждает мысль об идиотизме. С Христом же князя сближает его вера и любовь, он верит в добро и ищет его в каждом человеке, хочет спасти страдающих и подарить им счастье, возможно в ущерб себе. Он открыт каждому и ищет душевные порывы в людях, дабы помочь им идти верным путем. Как отмечают исследователи, мотивы евангельского писания можно увидеть во многих произведениях Достоевского, но именно здесь оно становится основополагающим в сюжете. Мышкин подобно Христу ищет вместе с людьми свой путь, проходит муки и казнь (покушение Рогожина) и, как итог, воскресение. Он вновь попадает в больницу в Швейцарию, но при этом, его пребывание в России перерождает души, соприкоснувшихся с ним людей. Таким образом, Достоевский оставляет надежду читателю на спасение, через страдание и веру.
Создавая образ главного героя, Достоевский наделил его автобиографичными фактами, для сближения его с реальностью, ведь его идеей было создания именно человека положительно прекрасного.
Здесь же автор раскрывает тему красоты, красоты духовной в первую очередь и несоответствия красоты физической и внутренней. Ведь прекрасные Аглая и Настасья Филипповна были невероятно красивы, но одна была поглощена своим самолюбием, а другая была исстрадавшейся, гордой, с некоторой презрительностью женщиной, что не могло стать истинной красотой и лишь знакомство с князем позволило раскрыть их души и показать истинность.
Роман «Идиот» решает множество духовно-нравственных вопросов, которые затрагивают человека и сегодня. Несмотря на то, что прогресс шагнул далеко вперед, а времена изменились, человек остался все тем же потерянным, слабым существом, нуждающемся в любви и исцелении.
1. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского // Ф.М. Достоевский и Православие.- М., 1997.- 156 с.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского- М.: Художественная литература,1972. – 434 с.
3. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.[Электронный ресурс] — Н.Бердяев - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn008.htm
4. Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. 1881-1931гг. - М., 1990. – 240 с.
5. Богданов Н. Священная болезнь князя Мышкина - morbus sacer Федора Достоевского. //Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения //Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т.А. Касаткиной. - Москва, 2001.- С. 340.
6. Власкин А.П. Евангелия // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник/Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск: ЧелГУ; Металл,1997.-С.15-16.
7. Гачева А.Г. Философия истории Ф.М. Достоевского в контексте русской философской мысли XIX-XX вв. // «Русская словесность». -№ 5, 2002, - С.35-36
8. Гуревич A.M. Динамика реализма.- М.:ГИТИС, 1994. – 215 с.
9. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М.: Современник, 1989.- 880 с.
10. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В XXX томах. Т. XVI. Л.: Наука, 1972 – 1990. - 440 с.
11. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. IV. М.: Полиграфресурсы, 1999.- 615 с.
12. Иванов В.В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Петрозаводск, 1994.
13. Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание.- Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1953.-225 с.
14. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. - М.:РГГУ, 2001.-190 с.
15. Наседкин Н.Н. Достоевский. Энциклопедия. - М.:Алгоритм, 2003.- 425 с.
16. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф.М. Достоевского. - М.: МАКС Пресс, 2001.- 372 с.
17. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 305 с.
18. Селезнев Ю. Достоевский. -М.: Молодая гвардия, 1981. - 298 с.
19. Фридлендер Г.М. Роман «Идиот» Творчество Ф.М. Достоевского. Сб. Статей. - М.: Наука, 1959. - 390 с.
20. Фудель С.И. Собрание сочинений. Т. 3 // Наследство Достоевского.- М.: Русский путь, 2005. - 440 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую