Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

  • 102 страниц
  • 2016 год
  • 1286 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Развитие связного высказывания является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, его социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связном высказывании реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопо-нимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [35].
Связная речь - это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский [10], Н.И. Жинкин [20], А.А. Леонтьев [27], С.Л. Рубинштейн [31] и др.).
Изучение формирования связной речи привлекает внимание специалистов различных областей: психологов, лингвистов, дефектологов, логопедов. Связано это с тем, что высшей формой речемыслительной деятельности является творческий рассказ (А.Н. Гвоздев [13], Т.А. Ткаченко [41] и др.). По данным ряда исследователей А.Н. Гвоздева [13], А.М. Максакова [29], О.С. Ушаковой [42], С.Н. Цейтлин [45], при нормальном развитии элементы монологической речи появляются у детей на третьем году жизни, а к шести годам у дошкольников развивается умение строить связное высказывание. Именно уровень развития связной монологической речи является одним из наиболее важных показателей подготовки ребёнка к обучению в школе, поскольку именно с ней связано адекватное восприятие и воспроизведение текстов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения.
Овладение связным устным высказыванием, то есть речью - составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского [11], С.Л. Рубинштейна [31] и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев [27], Л.В. Щерба [48]). Основной составляющей связной речи являются связные высказывания, представляющие собой единицу речи, общения. Такое общение может быть реализовано в форме диалога (беседа о чем- или о ком-либо) и в форме монолога (например пересказ текста, событий, описание какого-либо объекта и т.п.). Как отмечают исследователи, высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл [26]. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Актуальность и значимость проблемы нарушения устной речи у дошкольников с ОНР определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельностью ребенка. На современном этапе центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи, которая вбирает в себя все достижения ребенка в овладение родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством.
В работах многих авторов (Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, Л.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов и др.) отмечается, что становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний умственно отсталые дошкольники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи. Ситуативная речь, т.е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими гораздо легче.
Одной из причин задержки формирования связной речи детей с ОНР является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком.
Недостатки связной речи дошкольников с ОНР имеют негативное влияние на общее психическое развитие ребенка, становление его личности, и в дальнейшем способствуют более худшему усвоению грамоты в школьный период обучения. Поэтому проведения диагностической работы является важнейшим этапом в общей системе коррекционно – логопедической помощи.
Проблема исследования: — уточнение и расширение представлений об особенностях формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, совершенствование логопедической работы по формированию связной речи у детей данной категории.
В связи с актуализацией вышеизложенной проблемы необходимо выделить:
Объект исследования: состояние связной речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: нарушения связной монологической речи у стар-ших дошкольников с ОНР.
Цель: изучение особенностей нарушений связной речи и определение оптимальных путей их коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: у детей – дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдаются нарушения смыслового программирования и языкового оформления высказывания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста.
3. По результатам констатирующего исследования разработать коррекционно-педагогическую деятельность по совершенствованию связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: систематизирована специальная литература по проблеме изучения и преодоления нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: на основе результатов констатирующего эксперимента разработаны методические рекомендации по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня с учётом выявленных нарушений. Предложенная система логопедической работы может быть использована воспитателями и логопедами с детьми, страдающими ОНР.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
- эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
- биографические (анализ амнестических данных, изучение до-кументации);
- организационные методы (комплексный, сравнительный);
- интерпретационные методы (метод логического анализа)
Положения, выносимые на защиту
1. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности монологической речи.
2. У детей с ОНР III уровня имеются особенности формирования и развития связной монологической речи.
3. Для развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня необходима специальная коррекционная работа.
Структура и объём дипломной работы Диплом состоит из введения, трёх глав, заключения. Объём исследования включает 2 диаграммы, 3 гистограммы и 2 таблицы. Список литературы составляет 50 источников. Диплом имеет приложение.
В I главе диплома были определены: понятие связной речи, дано определение монологической речи с позиции психолингвистического и лингвистических подходов; рассмотрен вопрос формирования монологической речи в онтогенезе, приведены особенности монологической речи дошкольников по данным литературы. Рассмотрены психолого-педагогические особенности детей с ОНР.
Во II главе приведены цели, задачи и организация констатирующего исследования. Дана характеристика детей, участвующих в эксперименте, а также представлена методика исследования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных экспериментальных данных представлен в III главе. Выявлены особенности монологической речи дошкольников с ОНР.
В IV главе на основе полученных результатов представлены методические рекомендации к проведению коррекционной работы по формированию монологической речи старших дошкольников c ОНР. Рассмотрены принципы, а также направления и содержание коррекционной работы. Приведён комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.


Введение
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования состояния связной
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе
1.3. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
Глава II. Организация и методика исследования монологической речи у дошкольников
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Характеристика детей
2.3. Методика исследования монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Глава 3. Особенности монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием реанализ (анализ экспериметальных данных)
Выводы по главе 3
Глава 4. Методические рекомендации по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
4.1. Цель, задачи, методы и организация коррекционной работы по формированию связной монологической речи у дошкольников
4.2. Методика коррекционной работы по совершенствованию связной монологической речи дошкольников
Выводы по главе 4
Заключение
Список литературы
Приложение


Анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме нарушения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Актуальность и значимость проблемы нарушения устной речи у дошкольников с ОНР определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельностью ребенка. Р.И. Лалаева, Л.С. Волкова и др. отмечают, что становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется _кчественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний дошкольники с ОНР нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого. Проведение диагностической работы является важнейшим этапом в общей системе коррекционно – логопедической помощи.
Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей диалогической речи и монологической речи детей дошкольного возраста, а именно языкового оформления и смыслового программирования высказывания.
У дошкольников с ОНР имеются средний и низкий уровень сформированности диалогической речи. Наблюдаются нарушения языкового оформления и смыслового программирования: дошкольники строили свои фразы в виде словосочетаний, или односложно, грамматическое оформление текста нарушено, рассказ часто не совпадал с ситуацией. Коммуникативное поведение было сформировано лишь у части дошкольников этой группы. Монологическая речь у большинства дошкольников с ОНР сформировано на низком уровне. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Дети не могут строить композиционной законченный текст, используют в речи предложения, состоящее из 2-3 слов. Большей частью дошкольники пользуются словосочетанием, употребляя преимущественно существительные, глаголы и реже прилагательные. Языковые средства речи сформированы слабо. Грамматическое оформление связной речи имеет ряд нарушений, среди которых выделяется несогласование частей речи в падеже, числе и роде. Практически все дошкольники с ОНР использовали помощь экспериментатора в виде наводящих и организующих вопросов.
Исследование диалогической речи дошкольников в норме показало высокий уровень сформированности данного показателя связной речи у большинства детей этой группы. При этом дети в ответах часто используются предложение, реже – словосочетания. Предложения в речи дошкольников чаще неполные и нераспространенные. Однако у некоторых детей встречаются и распространенные, полные предложения. Исследование монологической речи у детей в норме показало, что в данной группе наблюдается достаточно высокий уровень сформированности данного показателя. Дошкольники достаточно хорошо справились с заданием описания картинки, при этом в речи преобладали предложения и словосочетания, часто требовалась стимуляция активности дошкольников. Задание на повествование событий было несколько сложнее для детей, у большинства наблюдается средний уровень сформированности повествования. Дети использовали предложения в описании событий, однако предложения характеризовались как неполные, состоящие из 3-4 слов. Данное задание у некоторых требовало помощи экспериментатора в виде стимуляции активности и наводящих вопросов.
Полученные результаты позволяют установить уровень сформированности связной речи детей с ОНР. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности связной речи. Высокий уровень был отмечен только у 1 дошкольника. 6 дошкольников показали средний уровень сформированности связной речи. Низкий уровень был отмечен у 8 детей с ОНР.
Сравнительный анализ показал, что уровень сформированности монологической речи дошкольников с ОНР имеет существенные отличия от возрастной нормы. Данные отличия заключаются в недостаточном формировании и низком уровне развития монологической речи. Связная речь дошкольников с нарушением речи имеет нарушения в языковом оформлении и смысловом программировании; невозможность подчинить речевую деятельность замыслу; имеется отставание в планирующей функции речи; соскальзывание на побочные ассоциации. Бедность содержания, низкий уровень используемой фразовой речи, грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие рассказа. Высказывания дошкольников экспериментальной группы отличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т.е. по основным критериям оценки связной речи.
На основании данных проведенного исследования мы составили методические рекомендации по работе с детьми с ОНР, которые предусматривают тематическую последовательность. Дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, является наглядность, при помощи которой происходит речевой акт. В качестве вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания.
Использование схем при составлении описательных рассказов облегчают детям овладение связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Коррекционная работа должна проводиться в следующем направлении:
- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
- формирование у детей практических навыков словоизменения;
- упражнения в правильном построении фраз;
- формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные в ходе нашей работы задачи были выполнены. Проведённое исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы.

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 292 с.
3. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук. – М.- 1996. – 177 с.
4. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.М. Богуславская. - М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
6. Вальчук, Е.В. Развитие связной речи детей 6 – 7 лет [Текст] / Е.В. Вальчук. – Воронеж: Издательский центр « Учитель», 2011. – 127 с.
7. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н.Н. Васильева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
9. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание – 1991. – № 2. – С. 43 – 50.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96 с.
11. Выготский, Л.С. Детская психология: Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Аудиокнига, 1982. – 200 с.
12. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] – М.: КомКнига, 2006. 144 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – пресс, 2007. – 472 с.
14. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. [Текст] / С.И. Гин. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с
16. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М.: Союз, 1992. – С. 10 - 24
17. Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст] / А.М. Дементьева. – М.: Эксмо – 2000. - С. 415-420
18. Деркунская, В.А., Рындина, А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2013 – 112 с.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР) [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
20. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
21. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С.Жукова, Е. М.Мастюкова, Т. Б. Филичева – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
22. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: НПО «Модек», 2001.- 320 с.
23. Илькова, А.П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками; Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. [Текст] / А.П. Илькова. - М., 2001. - 22 с.
24. Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации [Текст]. / Сост. Е.Л. Трусова – Киев: РМК дошкольного воспитания, 1991. – 36 с.
25. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
26. Левина, Р.Е. Уровни недоразвития речи // Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1998. – 242 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.
28. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
29. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова. – М.: Просвещение, 1984 – 223с.
30. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия // Под ред. Е.Д Хомской. – М.: Моск.ун-т, 1979. – 320 с.
31. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьёва.- М., 2006. - 256 с.
32. Павлов, И.П. Избранные произведения [Электронный ресурс] / И.П. Павлов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=42041212
33. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова // Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 184 с.
34. Петрова, Т.И., Петрова, Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2009. – 128 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
36. Сеченов, И.М. Физиология нервной системы [Электронный ресурс] / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский //Избранные труды, вып. 1. – М., Медгиз, 1952. - http://www.studmed.ru/sechenov-im-refleksy-golovnogo-mozga_2a31e253d62.html
37. Сидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. Методическое пособие для педагогических дошкольных учреждений [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Белый ветер, 2004. – 304 с.
38. Смолянинова Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика [Текст] / Е.Н. Смолянинова. – СПб.: Питер, 2003. – 232 с.
39. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду [Текст] // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф.А. Сохин. – М.: Центр педагогического образования, 1988. – С. 37—45
40. Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 144 - 148
41. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос, 2006. – 47с.
42. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
43. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2000.-314 с.
44. Флерина, Е.А. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2000. – С. 409 – 415.
45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 450 с.
46. Цейтлин С.Н. Язык. Речь. Коммуникация: Словарь [Текст] / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб.: Каро, 2006. – 64 с.
47. Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок //Художественное творчество в детском саду [Текст] / А.Е. Шибицкая. – М.: Педагогика, 2000. – С. 134 - 139
48. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
50. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эдьконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Развитие связного высказывания является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, его социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связном высказывании реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопо-нимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [35].
Связная речь - это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский [10], Н.И. Жинкин [20], А.А. Леонтьев [27], С.Л. Рубинштейн [31] и др.).
Изучение формирования связной речи привлекает внимание специалистов различных областей: психологов, лингвистов, дефектологов, логопедов. Связано это с тем, что высшей формой речемыслительной деятельности является творческий рассказ (А.Н. Гвоздев [13], Т.А. Ткаченко [41] и др.). По данным ряда исследователей А.Н. Гвоздева [13], А.М. Максакова [29], О.С. Ушаковой [42], С.Н. Цейтлин [45], при нормальном развитии элементы монологической речи появляются у детей на третьем году жизни, а к шести годам у дошкольников развивается умение строить связное высказывание. Именно уровень развития связной монологической речи является одним из наиболее важных показателей подготовки ребёнка к обучению в школе, поскольку именно с ней связано адекватное восприятие и воспроизведение текстов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения.
Овладение связным устным высказыванием, то есть речью - составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского [11], С.Л. Рубинштейна [31] и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев [27], Л.В. Щерба [48]). Основной составляющей связной речи являются связные высказывания, представляющие собой единицу речи, общения. Такое общение может быть реализовано в форме диалога (беседа о чем- или о ком-либо) и в форме монолога (например пересказ текста, событий, описание какого-либо объекта и т.п.). Как отмечают исследователи, высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл [26]. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Актуальность и значимость проблемы нарушения устной речи у дошкольников с ОНР определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельностью ребенка. На современном этапе центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи, которая вбирает в себя все достижения ребенка в овладение родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством.
В работах многих авторов (Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, Л.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов и др.) отмечается, что становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний умственно отсталые дошкольники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи. Ситуативная речь, т.е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими гораздо легче.
Одной из причин задержки формирования связной речи детей с ОНР является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком.
Недостатки связной речи дошкольников с ОНР имеют негативное влияние на общее психическое развитие ребенка, становление его личности, и в дальнейшем способствуют более худшему усвоению грамоты в школьный период обучения. Поэтому проведения диагностической работы является важнейшим этапом в общей системе коррекционно – логопедической помощи.
Проблема исследования: — уточнение и расширение представлений об особенностях формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, совершенствование логопедической работы по формированию связной речи у детей данной категории.
В связи с актуализацией вышеизложенной проблемы необходимо выделить:
Объект исследования: состояние связной речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: нарушения связной монологической речи у стар-ших дошкольников с ОНР.
Цель: изучение особенностей нарушений связной речи и определение оптимальных путей их коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: у детей – дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдаются нарушения смыслового программирования и языкового оформления высказывания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста.
3. По результатам констатирующего исследования разработать коррекционно-педагогическую деятельность по совершенствованию связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: систематизирована специальная литература по проблеме изучения и преодоления нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: на основе результатов констатирующего эксперимента разработаны методические рекомендации по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня с учётом выявленных нарушений. Предложенная система логопедической работы может быть использована воспитателями и логопедами с детьми, страдающими ОНР.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
- эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
- биографические (анализ амнестических данных, изучение до-кументации);
- организационные методы (комплексный, сравнительный);
- интерпретационные методы (метод логического анализа)
Положения, выносимые на защиту
1. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности монологической речи.
2. У детей с ОНР III уровня имеются особенности формирования и развития связной монологической речи.
3. Для развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня необходима специальная коррекционная работа.
Структура и объём дипломной работы Диплом состоит из введения, трёх глав, заключения. Объём исследования включает 2 диаграммы, 3 гистограммы и 2 таблицы. Список литературы составляет 50 источников. Диплом имеет приложение.
В I главе диплома были определены: понятие связной речи, дано определение монологической речи с позиции психолингвистического и лингвистических подходов; рассмотрен вопрос формирования монологической речи в онтогенезе, приведены особенности монологической речи дошкольников по данным литературы. Рассмотрены психолого-педагогические особенности детей с ОНР.
Во II главе приведены цели, задачи и организация констатирующего исследования. Дана характеристика детей, участвующих в эксперименте, а также представлена методика исследования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных экспериментальных данных представлен в III главе. Выявлены особенности монологической речи дошкольников с ОНР.
В IV главе на основе полученных результатов представлены методические рекомендации к проведению коррекционной работы по формированию монологической речи старших дошкольников c ОНР. Рассмотрены принципы, а также направления и содержание коррекционной работы. Приведён комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.


Введение
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования состояния связной
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе
1.3. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
Глава II. Организация и методика исследования монологической речи у дошкольников
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Характеристика детей
2.3. Методика исследования монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Глава 3. Особенности монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием реанализ (анализ экспериметальных данных)
Выводы по главе 3
Глава 4. Методические рекомендации по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
4.1. Цель, задачи, методы и организация коррекционной работы по формированию связной монологической речи у дошкольников
4.2. Методика коррекционной работы по совершенствованию связной монологической речи дошкольников
Выводы по главе 4
Заключение
Список литературы
Приложение


Анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме нарушения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Актуальность и значимость проблемы нарушения устной речи у дошкольников с ОНР определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельностью ребенка. Р.И. Лалаева, Л.С. Волкова и др. отмечают, что становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется _кчественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний дошкольники с ОНР нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого. Проведение диагностической работы является важнейшим этапом в общей системе коррекционно – логопедической помощи.
Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей диалогической речи и монологической речи детей дошкольного возраста, а именно языкового оформления и смыслового программирования высказывания.
У дошкольников с ОНР имеются средний и низкий уровень сформированности диалогической речи. Наблюдаются нарушения языкового оформления и смыслового программирования: дошкольники строили свои фразы в виде словосочетаний, или односложно, грамматическое оформление текста нарушено, рассказ часто не совпадал с ситуацией. Коммуникативное поведение было сформировано лишь у части дошкольников этой группы. Монологическая речь у большинства дошкольников с ОНР сформировано на низком уровне. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Дети не могут строить композиционной законченный текст, используют в речи предложения, состоящее из 2-3 слов. Большей частью дошкольники пользуются словосочетанием, употребляя преимущественно существительные, глаголы и реже прилагательные. Языковые средства речи сформированы слабо. Грамматическое оформление связной речи имеет ряд нарушений, среди которых выделяется несогласование частей речи в падеже, числе и роде. Практически все дошкольники с ОНР использовали помощь экспериментатора в виде наводящих и организующих вопросов.
Исследование диалогической речи дошкольников в норме показало высокий уровень сформированности данного показателя связной речи у большинства детей этой группы. При этом дети в ответах часто используются предложение, реже – словосочетания. Предложения в речи дошкольников чаще неполные и нераспространенные. Однако у некоторых детей встречаются и распространенные, полные предложения. Исследование монологической речи у детей в норме показало, что в данной группе наблюдается достаточно высокий уровень сформированности данного показателя. Дошкольники достаточно хорошо справились с заданием описания картинки, при этом в речи преобладали предложения и словосочетания, часто требовалась стимуляция активности дошкольников. Задание на повествование событий было несколько сложнее для детей, у большинства наблюдается средний уровень сформированности повествования. Дети использовали предложения в описании событий, однако предложения характеризовались как неполные, состоящие из 3-4 слов. Данное задание у некоторых требовало помощи экспериментатора в виде стимуляции активности и наводящих вопросов.
Полученные результаты позволяют установить уровень сформированности связной речи детей с ОНР. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности связной речи. Высокий уровень был отмечен только у 1 дошкольника. 6 дошкольников показали средний уровень сформированности связной речи. Низкий уровень был отмечен у 8 детей с ОНР.
Сравнительный анализ показал, что уровень сформированности монологической речи дошкольников с ОНР имеет существенные отличия от возрастной нормы. Данные отличия заключаются в недостаточном формировании и низком уровне развития монологической речи. Связная речь дошкольников с нарушением речи имеет нарушения в языковом оформлении и смысловом программировании; невозможность подчинить речевую деятельность замыслу; имеется отставание в планирующей функции речи; соскальзывание на побочные ассоциации. Бедность содержания, низкий уровень используемой фразовой речи, грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие рассказа. Высказывания дошкольников экспериментальной группы отличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т.е. по основным критериям оценки связной речи.
На основании данных проведенного исследования мы составили методические рекомендации по работе с детьми с ОНР, которые предусматривают тематическую последовательность. Дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, является наглядность, при помощи которой происходит речевой акт. В качестве вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания.
Использование схем при составлении описательных рассказов облегчают детям овладение связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Коррекционная работа должна проводиться в следующем направлении:
- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
- формирование у детей практических навыков словоизменения;
- упражнения в правильном построении фраз;
- формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные в ходе нашей работы задачи были выполнены. Проведённое исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы.

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 292 с.
3. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук. – М.- 1996. – 177 с.
4. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.М. Богуславская. - М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
6. Вальчук, Е.В. Развитие связной речи детей 6 – 7 лет [Текст] / Е.В. Вальчук. – Воронеж: Издательский центр « Учитель», 2011. – 127 с.
7. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н.Н. Васильева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
9. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание – 1991. – № 2. – С. 43 – 50.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96 с.
11. Выготский, Л.С. Детская психология: Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Аудиокнига, 1982. – 200 с.
12. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] – М.: КомКнига, 2006. 144 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – пресс, 2007. – 472 с.
14. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. [Текст] / С.И. Гин. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с
16. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М.: Союз, 1992. – С. 10 - 24
17. Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст] / А.М. Дементьева. – М.: Эксмо – 2000. - С. 415-420
18. Деркунская, В.А., Рындина, А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2013 – 112 с.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР) [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
20. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
21. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С.Жукова, Е. М.Мастюкова, Т. Б. Филичева – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
22. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: НПО «Модек», 2001.- 320 с.
23. Илькова, А.П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками; Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. [Текст] / А.П. Илькова. - М., 2001. - 22 с.
24. Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации [Текст]. / Сост. Е.Л. Трусова – Киев: РМК дошкольного воспитания, 1991. – 36 с.
25. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
26. Левина, Р.Е. Уровни недоразвития речи // Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1998. – 242 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.
28. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
29. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова. – М.: Просвещение, 1984 – 223с.
30. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия // Под ред. Е.Д Хомской. – М.: Моск.ун-т, 1979. – 320 с.
31. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьёва.- М., 2006. - 256 с.
32. Павлов, И.П. Избранные произведения [Электронный ресурс] / И.П. Павлов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=42041212
33. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова // Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 184 с.
34. Петрова, Т.И., Петрова, Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2009. – 128 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
36. Сеченов, И.М. Физиология нервной системы [Электронный ресурс] / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский //Избранные труды, вып. 1. – М., Медгиз, 1952. - http://www.studmed.ru/sechenov-im-refleksy-golovnogo-mozga_2a31e253d62.html
37. Сидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. Методическое пособие для педагогических дошкольных учреждений [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Белый ветер, 2004. – 304 с.
38. Смолянинова Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика [Текст] / Е.Н. Смолянинова. – СПб.: Питер, 2003. – 232 с.
39. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду [Текст] // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф.А. Сохин. – М.: Центр педагогического образования, 1988. – С. 37—45
40. Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 144 - 148
41. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос, 2006. – 47с.
42. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
43. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2000.-314 с.
44. Флерина, Е.А. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2000. – С. 409 – 415.
45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 450 с.
46. Цейтлин С.Н. Язык. Речь. Коммуникация: Словарь [Текст] / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб.: Каро, 2006. – 64 с.
47. Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок //Художественное творчество в детском саду [Текст] / А.Е. Шибицкая. – М.: Педагогика, 2000. – С. 134 - 139
48. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
50. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эдьконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Купить эту работу

формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

11 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽