Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  • 75 страниц
  • 2013 год
  • 2226 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

BezNika

преподаватель вуза

500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях модернизации современной казахстанской экономики одной из ведущих задач образования является формирование социально активной личности с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной компетентности, охватывающей всю совокупность физических, интеллектуальных и деловых навыков и функций специалиста.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения.
Развитие человеческого потенциала должно обеспечить экономический рост страны в средне- и долгосрочной перспективе. Основным условием реализации такой задачи является повышение качества общего среднего образования.
Общее среднее образование сегодня - это базис социально - экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования конкурентоспособной личности. В качестве одного из важных средств повышения его эффективности в научно-педагогической литературе рассматривается применение современных образовательных технологий, основанных на применении активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен: решение изобретательских задач, дискуссии, «круглые столы», «мозговой штурм», деловые игры и др.
Однако, как показывает проведенный нами анализ теоретических источников и передовой педагогической практики, целостного представления о системе формирования навыков и функций современного специалиста средствами активных методов обучения в педагогической науке не разработано, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий:
- между возрастающим интересом педагогической науки к пробле-мам формирования профессиональных навыков и функций специалиста и отсутствием адекватных технологий реализации данного процесса в системе среднего общего образования;
- между значительным потенциалом игровых технологий и недостаточной разработанностью организационно-содержательных условий их применения в процессе формирования профессиональных навыков и функций специалиста в системе среднего общего образования;
- между объективной потребностью современной системы среднего общего образования в высокоэффективных педагогических технологиях, в том числе игровых, и преобладанием у большинства преподавателей традиционных, не отвечающих современным требованиям методов обучения.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в научном обосновании процесса использования современных методов обучения на занятиях по экономике в общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация системы формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы средствами современных образовательных технологий и методов обучения.
Объект исследования - формирование экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия ис-пользования современных методов обучения на занятиях по экономике в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: формирование экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения будет эффективным, если:
- данный процесс строится на основе современных научных подхо-дов к активным методам обучения;
- учитываются особенности современных методов обучения в системе среднего общего образования;
- проектирование содержания современных методов обучения ориентировано на основные профессиональные навыки и функции специалиста - выпускника школы;
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы методов обучения;
2. Изучить характерные черты некоторых методов обучения в совре-менной школе;
3. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения;
4. Определить критерии эффективности формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся на основе современных методов обучения;
5. Выявить и научно обосновать особенности организации и содержания современных методов обучения как средства формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся;
6. Разработать модель управления формированием экономических знаний, умений и навыков учащихся на основе современных методов обучения.
Методологическую основу исследования составляют положения диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о развитии личности как субъекта познания, общения и трудовой деятельности; об активной роли личности в познании, о диалектической взаимосвязи содержания и формы, структуры и функций; о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании; современные теории методов обучения. В рамках методологии системного анализа использован структурно-номинативный подход к разработке структуры и содержания теории формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся на основе современных методов обучения.
Методы исследования. Для реализации поставленной цели и решения задач исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение школьной документации и результатов деятельности), эксперимент;
- статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Восходская общеобразовательная средняя школа п. Аксугум Теректинского района Западно-Казахстанской области.
Организация и этапы исследования: Исследование включало три этапа.
На первом этапе (декабрь 2012 г. – январь 2013 г.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально - педагогической, научно - методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, теоретически разработать комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения.
На втором этапе (февраль – март 2013 г.) проводилась работа по внедрению указанной модели на экспериментальной базе; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке и совершенствовании организации системы управления процессом формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения.
На третьем этапе (апрель 2013 г.) осуществлялись анализ и обработка результатов исследования и оформление их в виде дипломной работы.

Введение 3
Глава_1. Теоретические аспекты современных технологий и методов обучения экономике в общеобразовательной школе 6
1.1 Краткий обзор традиционных и современных интерактивных методов обучения в общеобразовательной школе 6
1.2 Современные технологии обучения и их роль в образовательном процессе средней школы 27
Глава_2. Особенности организационных форм и современных методов обучения на занятиях по экономике в общеобразовательной школе 42
2.1 Организация деловой игры в учебном процессе на основе интеграции науки, образования и бизнеса 42
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию экономических знаний, умений и навыков школьников на основе современных методов обучения 55
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения 73

В организационном плане использование современных методов обучения как процесса стимулирования и управления внутренней и внешней активностью обучающегося, в результате которой происходит формирование экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы, в действительность требует от конкретного образовательного учреждения целостности педагогического процесса, характеризующий высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов образовательного процесса. Она обеспечивается при условии единства:
1) процесс освоения и конструирования (дидактического адаптирова-ния) содержания образования и материальной базы (содержательно - конструктивная, материально - конструктивная и операционно - конструктивная деятельность педагога);
2) процесса делового взаимодействия педагогов и обучающихся по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;
3) процесса, взаимодействия педагогов и обучающихся на уровне личных отношений (неформальное общение);
4) процесса освоения обучающимися содержания образования без не-посредственного участия педагога (самообразования и самовоспитания).
При этом первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственного педагогические, а третий - взаимные, а следовательно охватывающие педагогический процесс в его целостности.
Названное условие единства реализуется (достигается), по нашему мнению, наилучшим образом при использовании в процессе подготовки специалиста комплексных деловых игр, позволяющих педагогу успешно перейти от управления операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью обучаемых. Организация подобного перехода требует соблюдения ряда закономерностей, среди которых можно выделить в качестве основных следующие:
1. Все виды деятельности, имеющие общественные и личностные цели, потенциально обладают определенными развивающими возможностями в области формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы. Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей присущих (соответствующих) знаний, переживаний. Вместе с тем одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в своем исследовании мы делаем акцент на использовании деловых игр комплексного характера.
2. Наряду с этим даже объективно ценная для формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы деятельность может не повлиять положительно на обучающегося, если она не имеет для него личностного смысла. В этом случае комплексная деловая игра обеспечивает адекватность смыслообразующего мотива деятельности личному отношению к ней обучающегося.
3. В результате педагогических воздействий у обучающихся формируется готовность к выбору цели и способов профессиональной деятельности, которые, в свою очередь, определяют характер конкретных действий.
4. По отношению к формированию личности специалиста деятельность остается нейтральным процессом, если не реализуется соответствующий педагогический инструментарий. В этом инструментарии должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждения, приучения и упражнения обучающихся, формирования у них опыта профессионального поведения.
Анализ теоретических и эмпирических материалов нашего исследования позволил выявить и обосновать возможности эффективного формирования экономических знаний, умений и навыков посредством использования современных методов обучения (в частности, комплексных деловых игр). В дальнейшем это позволило нам разработать организационную модель профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы школы.
В ходе экспериментальной апробации названной модели мы отслеживали динамику таких показателей, как:
1) познавательная активность обучающихся;
2) мотивация к освоению профессиональных и инновационных знаний;
3) развитость навыков сотрудничества (совместной деятельности);
4) чувство коллективной ответственности;
5) развитость презентационных умений и навыков обучающихся;
6) самооценка обучающихся;
7) развитость коммуникативных умений и навыков обучающихся;
8) развитость коммуникативных умений преподавателя (преподавате-лей).
Динамика названных показателей доказывает эффективность разрабо-танной нами организационной модели формирования экономических знаний, умений и навыков общеобразовательной школы на основе комплексных деловых игр.
Все вышесказанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать ряд следующих выводов.
1. Комплексная деловая игра, рассматриваемая как психолого-педагогический, дидактико-технологический феномен, выражающийся в имитации в игровой форме учебно-познавательной, практико-ориентированной си-туации, обладает значительным потенциалом в качестве средства формирования профессиональных навыков и функций специалистов в системе среднего общего образования.
2. Эффективность использования деловых игр в системе подготовки специалистов в учреждении среднего общего образования определяется их комплексным характером, предполагающим комплексность решаемых в ходе игры дидактических задач, интеграцию учебных дисциплин (курсов, модулей, тематических разделов), этапность организации и содержания игры, а также органическое единство всей совокупности компонентов игры.
3. Методологическую основу комплексной деловой игры как средства формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы составляет теория игровых технологий, определяющая такие ключевые характеристики игры, как имитация, творение, система воспроизведения процессов, групповое упражнение, устройство, анализ ситуации, определенный вид управленческой деятельности.
4. Важнейшим средством повышения эффективности экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы является разработанная нами организационная модель формирования основ профессиональных навыков и функций специалистов на основе комплексных деловых игр.
5. Педагогическими средствами эффективного формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе комплексных деловых игр являются:
- создание специального игрового (коммуникативного) поля;
- формирование позитивной игровой мотивации обучающихся;
- налаживание системы обратной связи между участниками деловой игры;
- повышение компетентности педагогов в области игрового моделирования.
6. В качестве показателей эффективности формирования экономических знаний, умений и навыков учеников общеобразовательной школы на основе комплексных деловых игр могут выступать следующие критерии: познавательная активность обучающихся; мотивация к освоению профессиональных и инновационных знаний; развитость навыков сотрудничества и чувства коллективной ответственности; развитость презентационных умений и навыков обучающихся; самооценка обучающихся; развитость коммуникативных умений и навыков обучающихся; развитость коммуникативных умений учителя (учителей).

1. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в экономическом вузе: Научно-метод. сб. - Л.: ЛФЭИ, 1990. - 165 с.
2. Бадаев, А.А. Активные методы обучения. - М.: Педагогика, 1986.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Педагогика, 1988.
4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. «Дидактические и психологические основания образовательной технологии», М., 2003
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Пе-дагогика, 1989. - 192 с.
6. Борисова, С.Е. Деловая игра как метод социально - психологического тренинга // Вопросы психологии. - 1999. - № 4.
7. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. - Псков: ПГПИ, 2003.
8. Васютин, Ю.С. Активные формы учебных занятий: вопросы, ме-тодики и познания. - Орловская РАГС, 1996.
9. Вербицкий, А.А. Игровые формы контекстного обучения. - М.: Знание, 1983.-96 с.
10. Вернадский, В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. - Дубна: Феникс, 1997.
11. Галеева, Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса // Завуч, №2, 2003
12. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2002. - 512 с.
13. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М., 1995.
14. Габрусевич, С.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству: Учеб.-метод. пособие. - Мн.: Университетское, 1989. - 125 с.
15. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика. - М.: Знание, 1989. -208 с.
16. Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 61-77.
17. Гойхман, М.М. Деловые игры по рыночной экономике и бизнесу // Рыночная экономика: учебник в 3-х т. М.: "СОМИНТЭК", 1992. - Т. 3. -Часть 1.
18. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии. - М.: Знание, 1995г
19. Деловые игры и методы активного обучения: Сб. науч. тр. -Челябинск, 1992. - 184 с.
20. Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в общеобразовательной школе. - М.: Педагогика, 1990. — 278 с.
21. Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980.
22. Ильина, Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. - М., 1985.
23. Исламшин, Р.А. Что надо знать учителю о педагогической технологии? - Казань,1997
24. Кохановский, В.П. Философия и методология науки. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.-576 с.
25. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003. - 256 с.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. -345 с.
27. Новые методы и средства обучения. - М.: Изд-во "Знание", 1989. -118с.
28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М: Академия, 2001.
29. Новикова, Т.Г. Использование портфолио учащегося в предпро-фильной подготовке и профильном обучении. - М: «Сентябрь», 2009.
30. Основы педагогики и психологии высшей школы / А.А. Вербиц-кий и др.; под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
31. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: «Академия», 2006. - 368 с.
32. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведе-ние: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
33. Пейп, С.Дж. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. - 1998. - № 3.
34. Рогинский, М.Ю. Игровые элементы активного обучения: соци-ально-психологический аспект. - Л.: Знание, 1991. - 16 с.
35. Спирина, Т.А. Использование технологий активного обучения в профессионально-педагогической подготовке студентов // Вестн. Хакас, ун-та. Сер. 2, Психология. Педагогика. - 1997. -Вып. 2. -С. 91-92.
36. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. – М.: 1998
37. Теория и практика развития интенсивных методов обучения: Сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПб ИЭИ, 1992. - 62 с.
38. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. - М: Высш. шк., 1991.-320 с.
39. Хуторский, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004
40. Янушкевич, Ф. Технологии обучения в системе высшего образо-вания. - М., 1986.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях модернизации современной казахстанской экономики одной из ведущих задач образования является формирование социально активной личности с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной компетентности, охватывающей всю совокупность физических, интеллектуальных и деловых навыков и функций специалиста.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения.
Развитие человеческого потенциала должно обеспечить экономический рост страны в средне- и долгосрочной перспективе. Основным условием реализации такой задачи является повышение качества общего среднего образования.
Общее среднее образование сегодня - это базис социально - экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования конкурентоспособной личности. В качестве одного из важных средств повышения его эффективности в научно-педагогической литературе рассматривается применение современных образовательных технологий, основанных на применении активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен: решение изобретательских задач, дискуссии, «круглые столы», «мозговой штурм», деловые игры и др.
Однако, как показывает проведенный нами анализ теоретических источников и передовой педагогической практики, целостного представления о системе формирования навыков и функций современного специалиста средствами активных методов обучения в педагогической науке не разработано, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий:
- между возрастающим интересом педагогической науки к пробле-мам формирования профессиональных навыков и функций специалиста и отсутствием адекватных технологий реализации данного процесса в системе среднего общего образования;
- между значительным потенциалом игровых технологий и недостаточной разработанностью организационно-содержательных условий их применения в процессе формирования профессиональных навыков и функций специалиста в системе среднего общего образования;
- между объективной потребностью современной системы среднего общего образования в высокоэффективных педагогических технологиях, в том числе игровых, и преобладанием у большинства преподавателей традиционных, не отвечающих современным требованиям методов обучения.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в научном обосновании процесса использования современных методов обучения на занятиях по экономике в общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация системы формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы средствами современных образовательных технологий и методов обучения.
Объект исследования - формирование экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия ис-пользования современных методов обучения на занятиях по экономике в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: формирование экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения будет эффективным, если:
- данный процесс строится на основе современных научных подхо-дов к активным методам обучения;
- учитываются особенности современных методов обучения в системе среднего общего образования;
- проектирование содержания современных методов обучения ориентировано на основные профессиональные навыки и функции специалиста - выпускника школы;
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы методов обучения;
2. Изучить характерные черты некоторых методов обучения в совре-менной школе;
3. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения;
4. Определить критерии эффективности формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся на основе современных методов обучения;
5. Выявить и научно обосновать особенности организации и содержания современных методов обучения как средства формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся;
6. Разработать модель управления формированием экономических знаний, умений и навыков учащихся на основе современных методов обучения.
Методологическую основу исследования составляют положения диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о развитии личности как субъекта познания, общения и трудовой деятельности; об активной роли личности в познании, о диалектической взаимосвязи содержания и формы, структуры и функций; о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании; современные теории методов обучения. В рамках методологии системного анализа использован структурно-номинативный подход к разработке структуры и содержания теории формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся на основе современных методов обучения.
Методы исследования. Для реализации поставленной цели и решения задач исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение школьной документации и результатов деятельности), эксперимент;
- статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Восходская общеобразовательная средняя школа п. Аксугум Теректинского района Западно-Казахстанской области.
Организация и этапы исследования: Исследование включало три этапа.
На первом этапе (декабрь 2012 г. – январь 2013 г.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально - педагогической, научно - методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, теоретически разработать комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения.
На втором этапе (февраль – март 2013 г.) проводилась работа по внедрению указанной модели на экспериментальной базе; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке и совершенствовании организации системы управления процессом формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе современных методов обучения.
На третьем этапе (апрель 2013 г.) осуществлялись анализ и обработка результатов исследования и оформление их в виде дипломной работы.

Введение 3
Глава_1. Теоретические аспекты современных технологий и методов обучения экономике в общеобразовательной школе 6
1.1 Краткий обзор традиционных и современных интерактивных методов обучения в общеобразовательной школе 6
1.2 Современные технологии обучения и их роль в образовательном процессе средней школы 27
Глава_2. Особенности организационных форм и современных методов обучения на занятиях по экономике в общеобразовательной школе 42
2.1 Организация деловой игры в учебном процессе на основе интеграции науки, образования и бизнеса 42
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию экономических знаний, умений и навыков школьников на основе современных методов обучения 55
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения 73

В организационном плане использование современных методов обучения как процесса стимулирования и управления внутренней и внешней активностью обучающегося, в результате которой происходит формирование экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы, в действительность требует от конкретного образовательного учреждения целостности педагогического процесса, характеризующий высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов образовательного процесса. Она обеспечивается при условии единства:
1) процесс освоения и конструирования (дидактического адаптирова-ния) содержания образования и материальной базы (содержательно - конструктивная, материально - конструктивная и операционно - конструктивная деятельность педагога);
2) процесса делового взаимодействия педагогов и обучающихся по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;
3) процесса, взаимодействия педагогов и обучающихся на уровне личных отношений (неформальное общение);
4) процесса освоения обучающимися содержания образования без не-посредственного участия педагога (самообразования и самовоспитания).
При этом первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственного педагогические, а третий - взаимные, а следовательно охватывающие педагогический процесс в его целостности.
Названное условие единства реализуется (достигается), по нашему мнению, наилучшим образом при использовании в процессе подготовки специалиста комплексных деловых игр, позволяющих педагогу успешно перейти от управления операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью обучаемых. Организация подобного перехода требует соблюдения ряда закономерностей, среди которых можно выделить в качестве основных следующие:
1. Все виды деятельности, имеющие общественные и личностные цели, потенциально обладают определенными развивающими возможностями в области формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы. Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей присущих (соответствующих) знаний, переживаний. Вместе с тем одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в своем исследовании мы делаем акцент на использовании деловых игр комплексного характера.
2. Наряду с этим даже объективно ценная для формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы деятельность может не повлиять положительно на обучающегося, если она не имеет для него личностного смысла. В этом случае комплексная деловая игра обеспечивает адекватность смыслообразующего мотива деятельности личному отношению к ней обучающегося.
3. В результате педагогических воздействий у обучающихся формируется готовность к выбору цели и способов профессиональной деятельности, которые, в свою очередь, определяют характер конкретных действий.
4. По отношению к формированию личности специалиста деятельность остается нейтральным процессом, если не реализуется соответствующий педагогический инструментарий. В этом инструментарии должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждения, приучения и упражнения обучающихся, формирования у них опыта профессионального поведения.
Анализ теоретических и эмпирических материалов нашего исследования позволил выявить и обосновать возможности эффективного формирования экономических знаний, умений и навыков посредством использования современных методов обучения (в частности, комплексных деловых игр). В дальнейшем это позволило нам разработать организационную модель профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы школы.
В ходе экспериментальной апробации названной модели мы отслеживали динамику таких показателей, как:
1) познавательная активность обучающихся;
2) мотивация к освоению профессиональных и инновационных знаний;
3) развитость навыков сотрудничества (совместной деятельности);
4) чувство коллективной ответственности;
5) развитость презентационных умений и навыков обучающихся;
6) самооценка обучающихся;
7) развитость коммуникативных умений и навыков обучающихся;
8) развитость коммуникативных умений преподавателя (преподавате-лей).
Динамика названных показателей доказывает эффективность разрабо-танной нами организационной модели формирования экономических знаний, умений и навыков общеобразовательной школы на основе комплексных деловых игр.
Все вышесказанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать ряд следующих выводов.
1. Комплексная деловая игра, рассматриваемая как психолого-педагогический, дидактико-технологический феномен, выражающийся в имитации в игровой форме учебно-познавательной, практико-ориентированной си-туации, обладает значительным потенциалом в качестве средства формирования профессиональных навыков и функций специалистов в системе среднего общего образования.
2. Эффективность использования деловых игр в системе подготовки специалистов в учреждении среднего общего образования определяется их комплексным характером, предполагающим комплексность решаемых в ходе игры дидактических задач, интеграцию учебных дисциплин (курсов, модулей, тематических разделов), этапность организации и содержания игры, а также органическое единство всей совокупности компонентов игры.
3. Методологическую основу комплексной деловой игры как средства формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы составляет теория игровых технологий, определяющая такие ключевые характеристики игры, как имитация, творение, система воспроизведения процессов, групповое упражнение, устройство, анализ ситуации, определенный вид управленческой деятельности.
4. Важнейшим средством повышения эффективности экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы является разработанная нами организационная модель формирования основ профессиональных навыков и функций специалистов на основе комплексных деловых игр.
5. Педагогическими средствами эффективного формирования экономических знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы на основе комплексных деловых игр являются:
- создание специального игрового (коммуникативного) поля;
- формирование позитивной игровой мотивации обучающихся;
- налаживание системы обратной связи между участниками деловой игры;
- повышение компетентности педагогов в области игрового моделирования.
6. В качестве показателей эффективности формирования экономических знаний, умений и навыков учеников общеобразовательной школы на основе комплексных деловых игр могут выступать следующие критерии: познавательная активность обучающихся; мотивация к освоению профессиональных и инновационных знаний; развитость навыков сотрудничества и чувства коллективной ответственности; развитость презентационных умений и навыков обучающихся; самооценка обучающихся; развитость коммуникативных умений и навыков обучающихся; развитость коммуникативных умений учителя (учителей).

1. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в экономическом вузе: Научно-метод. сб. - Л.: ЛФЭИ, 1990. - 165 с.
2. Бадаев, А.А. Активные методы обучения. - М.: Педагогика, 1986.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Педагогика, 1988.
4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. «Дидактические и психологические основания образовательной технологии», М., 2003
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Пе-дагогика, 1989. - 192 с.
6. Борисова, С.Е. Деловая игра как метод социально - психологического тренинга // Вопросы психологии. - 1999. - № 4.
7. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. - Псков: ПГПИ, 2003.
8. Васютин, Ю.С. Активные формы учебных занятий: вопросы, ме-тодики и познания. - Орловская РАГС, 1996.
9. Вербицкий, А.А. Игровые формы контекстного обучения. - М.: Знание, 1983.-96 с.
10. Вернадский, В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. - Дубна: Феникс, 1997.
11. Галеева, Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса // Завуч, №2, 2003
12. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2002. - 512 с.
13. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М., 1995.
14. Габрусевич, С.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству: Учеб.-метод. пособие. - Мн.: Университетское, 1989. - 125 с.
15. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика. - М.: Знание, 1989. -208 с.
16. Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 61-77.
17. Гойхман, М.М. Деловые игры по рыночной экономике и бизнесу // Рыночная экономика: учебник в 3-х т. М.: "СОМИНТЭК", 1992. - Т. 3. -Часть 1.
18. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии. - М.: Знание, 1995г
19. Деловые игры и методы активного обучения: Сб. науч. тр. -Челябинск, 1992. - 184 с.
20. Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в общеобразовательной школе. - М.: Педагогика, 1990. — 278 с.
21. Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980.
22. Ильина, Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. - М., 1985.
23. Исламшин, Р.А. Что надо знать учителю о педагогической технологии? - Казань,1997
24. Кохановский, В.П. Философия и методология науки. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.-576 с.
25. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003. - 256 с.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. -345 с.
27. Новые методы и средства обучения. - М.: Изд-во "Знание", 1989. -118с.
28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М: Академия, 2001.
29. Новикова, Т.Г. Использование портфолио учащегося в предпро-фильной подготовке и профильном обучении. - М: «Сентябрь», 2009.
30. Основы педагогики и психологии высшей школы / А.А. Вербиц-кий и др.; под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
31. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: «Академия», 2006. - 368 с.
32. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведе-ние: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
33. Пейп, С.Дж. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. - 1998. - № 3.
34. Рогинский, М.Ю. Игровые элементы активного обучения: соци-ально-психологический аспект. - Л.: Знание, 1991. - 16 с.
35. Спирина, Т.А. Использование технологий активного обучения в профессионально-педагогической подготовке студентов // Вестн. Хакас, ун-та. Сер. 2, Психология. Педагогика. - 1997. -Вып. 2. -С. 91-92.
36. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. – М.: 1998
37. Теория и практика развития интенсивных методов обучения: Сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПб ИЭИ, 1992. - 62 с.
38. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. - М: Высш. шк., 1991.-320 с.
39. Хуторский, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004
40. Янушкевич, Ф. Технологии обучения в системе высшего образо-вания. - М., 1986.

Купить эту работу

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 октября 2013 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
BezNika
4.5
преподаватель вуза
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе BezNika 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе BezNika 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе BezNika 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе BezNika 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽