Методические пособия
Бизнес-планы

Методическое пособие по написанию бизнес-плана, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Как составить бизнес план

Бизнес-план представляет собой ценнейший документ, помогающий начинающим и опытным предпринимателям четко сформулировать задачи, проанализировать все вероятные сложности и проблемы, а также эффективные методы их решения. Известный английский ученый и философ Эрнст фон Фейхтерслебен утверждал, «планы – это мечты выдающихся и успешных людей». Благодаря правильно составленной бизнес-схеме, вы сможете определить, стоит ли вкладывать капитал в задуманное дело и будет ли оно приносить желаемую прибыль. Ещё один основополагающий нюанс: если вы планируете брать кредит или найти частных инвесторов, они непременно захотят изучить данный документ для уверенности в том, что их финансовые вложения не пропадут зря. Бизнес-план составляется на перспективу и демонстрирует развитие фирмы на 3-6 вперёд.

Конечно, планирование делопроизводства можно заказать в соответствующих консалтинговых компаниях, однако помните, что такое удовольствие не из дешёвых: за разработку хорошего бизнес-плана специалисты берут примерно от 2000 до 420000 долларов. Идеальным вариантом для создания подобного документа станет работа будущих лидеров предприятия, которые в итоге будут нести ответственность за реализацию запланированных целей.При составлении бизнес плана вы должны понимать, что в одном документе необходимо собрать и раскрыть все свои мысли, идеи и предложения. Чтобы выполнить такое задание, ваша работа должна иметь чёткую и однозначную структуру.

Общие нормы и требования к документу Единой системы и пошаговой инструкции, чтобы создать и рассчитать бизнес-план, не существует. Поэтому порядок и наличие включенных в схему разделов может устанавливаться вами лично. Однако эксперты определили наиболее оптимальный и эффективный вариант структуры данного документа. Итак, чтобы грамотно спланировать ведение бизнеса необходимо:

составить ясный и понятный план, без сложных и длинных формулировок; рекомендуемый объем – 30-35 страниц; в документе должна быть представлена вся требуемая потенциальному инвестору информация в полной мере; бизнес план непременно необходимо выстроить на реальных фактах, который обоснованы рациональными предложениями; структура текста должна быть представлена в стратегическом формате: очерченный, конкретный и завершенный материал; комплексность, взаимосвязанность и периодичность – основные особенности в процессе составления бизнес плана; будущий вкладчик должен видеть перспективы и будущее развития идеи проекта; гибкость документа – существенный плюс.

Возможность внесения поправок и корректировок – это дополнительный бонус для инвестора; режимы и условия контроля за работой компании должны стать основной частью бизнес-плана. Сделать и внедрить в деятельность предприятия схему построения бизнеса с нуля без помощи эксперта не просто, но возможно. Необходимо следовать указанным советам, особенностям построения и не допускать ошибок. Как правильно составить бизнес план самому: основные разделы Резюме является первым и самым главным разделом документа, где необходимо указать лаконичную характеристику деятельности будущей компании, цели формирования и планы по развитию на 2-5 лет, особенности целевой аудитории. Не лишним будет также написать, какой изначально был стартовый капитал предприятия и куда были потрачены эти деньги. После этого можно смело приступать к составлению основных разделов плана бизнеса. Ниже будут представлены основные критерии, которые должны быть в вашем документе:

Стратегия, задачи и цели. Здесь следует описать, что именно и в какой последовательности вы планируете делать, с конкретными ограничениями по времени и денежным затратам. То есть какая продукция будет изготавливаться, в каком количестве и когда, посредством каких каналов начнет реализовываться и так далее. Хорошо, если вы на начальном этапе планирования документа впишете вероятные угрозы и методы решения таких ситуаций. Описание услуги или товара. Думая о том, как разработать бизнес-план самостоятельно, что его читать будут не специалисты, а простые люди. В связи с этим, важно выражать мысли простым и доступным языком. В этом разделе вы должны поведать о своём продукте и его использовании, чем он отличается от подобной продукции, какие технологии необходимы для успешного ведения бизнеса, а также ответить вопросы, непосредственно связанные с патентами и лицензиями. Анализ и мониторинг рынка. Это одна из самых ключевых и сложных частей бизнес плана. Понадобится тщательно проведенная работа: поиск и сбор «черновых» данных, анализ конкурентоспособных компаний и целевой аудитории, социальные опросы. Вы должны предоставить информацию о потенциальных покупателях, товарах и услугах конкурентов, их слабые и сильные стороны, исследовать объемы и перспективы рынка. Менеджмент и кадровый состав. В этом разделе важно указать состав рабочей команды, их личные и профессиональные качества, трудовой стаж и так далее. Постарайтесь максимально корректно описать задачи каждого работника, а также особенности формы отчетности, связанной с заработной платой и премиями. План будущего маркетинга. Для того, чтобы ваше дело стало успешно и приносило приличную прибыль, необходимо научиться рекламировать собственные услуги и продукты. Решив написать бизнес-план, непременно укажите положительные стороны вашей компании, что поможет в итоге стимулировать продажи. Подробная схема производства. Здесь можно описать, где и какие здания вы намерены снимать, оборудование, которое необходимо приобрести, источники поставки сырья и так далее. Финансовый детальный анализ. К написанию данного раздела следует отнестись как к самому основополагающему этапу всей деятельности. Именно по этому критерию вас будут оценивать будущие инвесторы, и именно от того, насколько корректно он составлен, будет зависеть доход. Проведите и укажите все важные расчеты для стандартного, благоприятного и неблагоприятного развития дел.

3 золотых правила, помогающие сделать бизнес план самому Специалисты выделяют 3 действенных метода, которые были определены посредством нескольких чужих успешных бизнес-планов. Не обязательно даже, чтобы они имели отношение к той сфере бизнеса, в которой вы намерены работать. Главное – понять, на каких этапах предприниматели делали самый основный акцент, как изучали и ликвидировали разные проблемы или конфликтные ситуации, что сделали для комплексного анализа рынка.

Всегда и при любых обстоятельствах следите за чётко обозначенной структурой документа. В вашем плане не должно быть различных «перескоков» с одной тематики на другую – всё понятно и доступно. В основном, аннотация должна занимать одну страницу (письменное обращение к начальству – покупателям), 1-3 страницы – резюме самого проекта, а сама бизнес схема – от 20 до 45 страниц. Любую дополнительную информацию можно указать в приложениях.

Будьте объективны и честны. Если вы правильно оцените все возможные риски и трудности, которые могут случиться, постараетесь продумать все нюансы заранее, это только добавит вам преимуществ в глазах потенциальных инвесторов. Даже если вы знаете и не боитесь составить подобный документ самостоятельно, лучше обратиться к специалистам, которые могут сделать необходимые корректировки и перечитать представленные вами материал. Сотрудники биржи Автор24 проверят ваш бизнес план быстро и «свежим взглядом» увидят то, на что вы раньше не обращали внимание.