Бизнес план кафе, столовых и других заведений быстрого питания является одним из наиболее востребованных в наше время. Как бы там ни было, но людям есть хочется всегда. Вообще, проблема отсутствия нормального заведения для того же ланча или обеденного перерыва – весьма распространена в наше время. Здесь важно не прогадать и выбрать правильное место, а также оценить важные нюансы данного бизнеса.Если подойти к этому делу ответственно, хорошо подумать, прежде чем принимать решение и потрудиться над выбором места, типом заведения, набором персонала и оборудования, можно получить неплохую отдачу уже в ближайшем будущем. Для того чтобы правильно оценить все возможные факторы и нюансы данного бизнеса, необходимо составить бизнес план. Именно так вы сможете предусмотреть и оценить все расходы и потери, подсчитать возможную прибыль и необходимый капитал для открытия своего дела.
Первый шаг – выбор места
Пожалуй, один из наиболее важных шагов при открытии практически любого бизнеса – выбрать местоположение вашей точки. Не важно, что это, магазин, салон красоты, суши бар или столовая – именно от места зависит проходимость людей, а значит и количество клиентов. Чем больше это место подходит для вашего бизнеса – тем меньше рекламы вам потребуется для открытия и набора базы клиентов.
Когда речь идет о столовой, здесь следует определить вашу цель. В преимущественном большинстве столовые могут ориентироваться всего на несколько типов людей:
- Студенты.
- Офисные работники.
- Предприниматели и посетители бизнес центров.
Особый подход требует первый тип – студенты. В преимущественном большинстве студенческих столовых для успеха достаточно вкусной, но главное недорогой еды. Если еда устраивает студентов, а цены в вашей столовой не кусаются, они будут возвращаться к вам вновь и вновь. Если говорить о месте для такой столовой, то выбор очевиден – она должна быть на территории учебного заведения или рядом с ней.
Все дело в том, что посещать такое заведение студенты могут только в перерывах или же после пар (что бывает не так часто). Если ваше место находится в пешей доступности и позволяет всего за 20-30 минут пообедать, студенты будут приходить к вам. Если столовая находится вне территории учебного заведения и для ее посещения надо потратить больше времени – количество клиентов будет значительно меньшим.
Офисные работники и предприниматели менее прихотливы к ценам, но здесь намного больше ценится качество еды, ее вкус и расположение самого заведения. Если студентам можно угодить просто низкими ценами и более-менее адекватным вкусом блюд, то здесь также будет учитываться обслуживание, интерьер, подача блюд, ассортимент и порядок. Выбор местоположения такого заведения очевиден – это должен быть район возле офисного здания, а лучше возле большого количества офисных зданий. Чем больше офисов расположено вокруг – тем больше поток клиентов у вас появится, а если у вас еще и нет конкурентов в этом районе, или же вы превосходите их хотя бы по некоторым параметрам – вы будете всегда в плюсе.
Ассортимент товаров
Следующий этап, над которым следует задуматься – это что именно вы будете продавать. Безусловно, если вы нанимаете повара с опытом в данной сфере, есть большая вероятность, что он подскажет что пользуется популярностью, что он уже готовил и сможет предложить большое количество блюд, среди которых нужно лишь выбрать понравившиеся. Важно помнить только некоторые нюансы:
- В наше время в заведениях подобного рода люди отдают предпочтение здоровой и вкусной еде. Это могут быть разные салаты, первые блюда, каши и мясо. Здесь не должно быть много жаренной и жирной еды, как ни крути, но акцент надо делать именно на здоровой пище (особенно если вы ориентируетесь на офисных сотрудников).
- Чем больше у вас выбор, тем больше прихотей клиентов вы сможете удовлетворить и, как итог, удержать у себя и сделать клиентов постоянными. Вам нужно понимать, что могут быть разные клиенты. Кто-то не ест мяса, кому-то не нравятся грибы, кто-то не любит острого – все это важно учитывать и постараться сделать ассортимент таким, чтобы люди смогли самостоятельно выбирать блюда себе по душе и с желаемым составом.
- Старайтесь постоянно что-то менять и улучшать, клиенты оценивают это. Если вы собираетесь работать в районе офисов и бизнес центров, скорее всего, большинство клиентов будут постоянными. Они будут почти каждый день приходить к вам обедать, а значит станут замечать даже самые незначительные изменения как ассортимента, так и того же интерьера.
- Старайтесь предложить людям максимально вкусную и похожую на домашнюю еду. Именно за такой едой приходят в столовую, если люди хотят что-то особенное, необычное или изысканное – они идут в кофейню или ресторан. Поэтому не стоит пытаться заново изобрести велосипед, просто подберите те блюда, которые вы ели бы сами.
Не забывайте о постоянной смене ассортимента. Чтобы понять, что именно нужно изменить, вам следует вести учет ваших продаж и анализировать их. Хотя бы несколько раз в месяц стоит посмотреть, что и как у вас продается и определить наиболее покупаемые блюда, а также определить наименее рентабельные. Если вы видите, что какое-то из блюд покупается крайне редко – исключите его из меню или готовьте не каждый день.
Есть смысл время от времени добавлять новые блюда и смотреть реакцию клиента на них. С большой вероятностью в первый день появления оно будет покупаемым, однако не следует воспринимать это как хороший показатель, это просто интерес потребителя, люди пробуют новое и, не факт, что оно им понравится. Говорить о каких-то результатах можно через несколько дней, а то и неделю, и только тогда следует делать выводы.
Что нужно для открытия столовой
Для того чтобы начинать деятельность в этом бизнесе, необходимо не только выбрать место и ассортимент, но и пройти еще несколько важных этапов. Например:
- Найти оборудование.
- Подобрать персонал.
- Подготовить помещения (зал и кухню).
- Продумать дизайн.
- Закупить мебель.
- Сделать рекламу.
- Оформить документы.
Вопрос оборудования обычно сводится к выбору нового оборудования (качество, цена, количество) или же к покупке уже бывшего в использовании оборудования (важно проверить его состояние, качество, работоспособность). В первом варианте вы выигрываете в плане рисков, так как вы практически ничем не рискуете, и оборудование в большинстве случаев будет работать исправно на протяжении длительного периода времени.
Во втором варианте вы значительно выиграете в цене, с большой вероятностью сможете найти уже готовый комплект оборудования (например, купив его у другой столовой, не придется выбирать, вам просто продадут все, что использовали сами).
В основном потребуется:
- Производственные и разделочные столы.
- Морозильные и холодильные шкафы.
- Варочные и жарочные шкафы.
- Электрические сковороды и плиты.
- Мойки посуды (автоматические).
- Приспособление для варки, шинковки, резки и разделки продуктов.
- Кухонная посуда.
- Шкафы для хранения посуды, полотенца, ложки, стаканы и т.д.
Подбор персонала для заведения такого типа – очень важный этап. Если вы наберете неквалифицированных людей без опыта на кухню, они будут тормозить процесс, портить еду и вкус у нее будет неудовлетворительным. Если вы наберете плохих сотрудников в зал, они будут хамить посетителям, вести себя неуважительно и ваши гости просто разбегутся.
На первых этапах, а лучше и на протяжении всей предпринимательской деятельности, хотя бы частично принимайте участие в подборе персонала. Пообщайтесь с соискателем лично, определите его цели и приоритеты и убедитесь в его адекватности. Это поможет избежать непониманий и конфликтов в будущем.
Подготовка помещения
Подготовка кухни должна соответствовать всем необходимым санитарным нормам. На ней не должно быть насекомых (тараканов и т.д.), там должно быть чисто, вероятность попадания грязи и мусора исключается полностью. Также следует продумать вентиляцию для такого помещения, так как без этого персонал просто не сможет там нормально работать.
Помещения зала, где будут сидеть посетители, также должно соответствовать определенным санитарным нормам, но, кроме этого, оно должно также быть красивым и стильным. Хорошо подходит для заведений такого типа минимализм, ничего лишнего, простой и ненавязчивый дизайн. Следует позаботиться о комфортных столах и стульях, которые рассчитаны на разное количество людей. Нужно учесть такой фактор: к вам может прийти целый офис в составе 10-20 человек и захотеть сесть за один или же несколько близких столов, так и люди, которые предпочитают есть в одиночку. Позаботьтесь о наличии нескольких вариантов столов с разным количеством мест. Для людей, что приходят по одному, подойдет вариант с большим круглым столом с каким-то разделителем в центре (например, большой аквариум, который позволит убрать прямой зрительный контакт и расслабить ваших посетителей).
Перед непосредственным открытием
Когда практически все готово к открытию, остается лишь разместить рекламу. Это очень важный этап, поскольку именно от этого зависит количество посетителей. О вас должны узнать, причем практически все и сразу же. За несколько недель до открытия можно развесить специальные плакаты, рекламные стенды и просто повесить большую вывеску на своем заведении. Обязательно укажите день открытия и подготовьте какую-то акцию для завлечения посетителей.
Вам также следует помнить о необходимости проведения санитарных проверок, о получении необходимых разрешительных документов на открытие столовой. Вообще, для начала работы возможно будет достаточно простого оформления как индивидуальный предприниматель. Но, если вы планируете работать в офисном районе, следует позаботиться о регистрации ООО. Это позволит предпринимателям подписывать с вами договора для питания своих сотрудников, так как фирмы могут вносить оплату только на расчетный счет и при составлении договора.
Если вы всерьез задумались об открытии столовой и хотите получить подробный бизнес план, который учитывает все нюансы и приводит конкретные цифры, вы всегда можете заказать его у квалифицированных специалистов биржи Автор24.