Методические пособия
Бизнес-планы

Методическое пособие по написанию бизнес-плана, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Бизнес план для чайников

Между мечтами о собственном деле и действующим бизнесом на самом деле существует большая разница, ведь в своих мечтах мы видим лишь результат, а любой бизнес-процесс требует тщательного планирования. Какой бы успешной не казалась бизнес-идея, добиться желаемого результата невозможно в случае отсутствия четкого плана действий.

Что такое бизнес план

Бизнес план является своеобразным руководством, которому необходимо следовать при ведении бизнеса. В нем описывается идея предпринимательской деятельности, производственные процессы, а также механизм достижения поставленных целей.

Именно описание определенной идеи имеет немаловажную роль, ведь благодаря этому шагу можно создать четкое видение того, в каком положении находится бизнес на сегодняшний момент, какой результат должен получиться и что нужно предпринимать в целях развития и продвижения предпринимательской деятельности.

Написание бизнес плана является обязательным условием для открытия любого бизнеса, независимо от его специфики. Однако начинающему предпринимателю бизнес-план может оказать огромную услугу в следующих ситуациях:

  1. Для получения финансовой поддержки от инвесторов. В данном случае именно с помощью бизнес-плана удастся подтвердить состоятельность идеи, а также показать, что вложенные финансы будут использованы разумно, что в дальнейшем принесет прибыль. Предоставленные в документе данные должны быть детально описаны, а также быть правдивыми и выложенными в логической последовательности. Для достижения большего эффекта, новичкам также рекомендуется использовать во время защиты своего бизнес плана презентацию, состоящую из слайдов с основной информацией.
  2. Бизнес-план для внутреннего использования. В данном случае содержание документа будет отличаться от бизнес-плана для инвесторов, ведь он не требует такого детального описания, достаточно отразить положение вещей на сегодняшний момент. Такое планирование необходимо для составления видения предполагаемого результата проекта. С его помощью еще на этапе планирования можно увидеть возможные ошибки, которые в дальнейшем могли бы привести к непоправимым последствиям.

Начальный этап составления бизнес плана

Как бы это странно не звучало, но приступать к составлению бизнес-плана необходимо с конца, а именно с раздела «резюме». Полноценное составление этого пункта возможно лишь после написания всех остальных разделов, а также привлечения квалифицированных консультантов. Однако приступить к написанию резюме можно еще в самом начале написания бизнес-плана, ведь оно подразумевает описание его идеи в сжатом виде.

Резюме – это та часть документа, которая представляет для инвесторов особую ценность, ведь благодаря нему можно увидеть полную картину будущего дела, которое нуждается в финансировании. Именно по этой причине краткое описание основной информации имеет такое большое значение и требует серьезного подхода. Если вы новичок и впервые занимаетесь написанием бизнес плана, на составление резюме можно сравнить с тем, что вы пытаетесь доказать эффективность своей идеи первому встречному. А именно кратко, без лишней воды, простыми словами и без использования профессиональных терминов.

В резюме, независимо от того в каких целях составляется бизнес план, должны быть представлены ответы на следующие вопросы:

  • что можно получить в результате успешной реализации плана?
  • какие риски потери инвестиционных вложений существуют?

Когда можно начинать составлять бизнес план новичку

Лишь немногие начинающие предприниматели осознают необходимость составления бизнес плана. Они придерживаются мнения, что деятельность предприятия можно начать и без него, а заняться его написанием можно потом и лишь в том случае, если он понадобится.

Зачастую с необходимостью планирования предприниматели сталкиваются в случае возникновения потребности в поддержке со стороны инвесторов. Без грамотно составленного бизнес-плана шансы получить финансовую помощь от банков или физических лиц значительно снижаются, ведь все они требуют предоставления концепции бизнеса. Однако в случае, если будущий бизнесмен не планировал использовать заемные средства, зачастую написанием данного документа он пренебрегает, что является не самым лучшим решением. Именно с помощью бизнес-плана можно дать объективную оценку перспективности проекта, возможным рискам и способам их предупреждения. Для новичков эта информация имеет особую ценность, даже если вы планируете начинать с малого бизнеса.

Уделив внимание составлению алгоритма действий для организации собственного дела, вы одновременно решаете несколько проблем: готовите документ, который поможет в поиске финансовой помощи и детально продумаете каждый этап развития своей предпринимательской деятельности.

На сегодняшний момент не существует четких временных ограничений для составления данного документа. Зачастую предприниматели планируют свою деятельность на ближайшие пять лет, однако особое внимание уделяется именно первому году функционирования бизнеса. Следует подробно описывать ожидаемые ежемесячные показатели экономических результатов, рисков и т.д. Настолько же подробно описать результаты деятельности в последующие годы крайне сложно, поэтому уместно ограничиться квартальными показателями для второго года деятельности с годовыми для всех последующих.

Структура бизнес плана

Для того чтобы написать бизнес-план, следует придерживаться общепринятой структуры:

  1. Резюме. Как говорилось выше, оно необходимо для обозначения бизнес-идеи и результатов, которые можно получить в случае эффективной реализации проекта в реальной жизни. Размер резюме не должен быть больше одной страницы.
  2. Характеристика организации. В данном разделе приводятся данные произведенного анализа рынка, а также конкурентные преимущества компании. Здесь также следует привести перечень услуг, оказываемых предприятием, или же ассортимент реализуемых товаров.
  3. Маркетинговый план. Без него невозможно обойтись даже самому опытному и успешному предпринимателю. На данном этапе необходимо произвести глубокий анализ рынка и тщательно подобрать инструменты, необходимые для продвижения бизнеса. В данном блоке должен быть дан четкий ответ на вопрос касательно того, что вы реализуете и каким образом планируете организовать сбыт. При составлении маркетингового плана рекомендуется опираться на опыт своих конкурентов: проанализировать их слабые стороны и понять, как они поступали и каких результатов достигли.
  4. Производственный план. При планировании собственного бизнеса, необходимо уделить внимание не только вопросам сбыта продукции, но и его производства. В данном разделе следует привести информацию о поставщиках, с которыми планируется сотрудничества, о необходимых производственных мощностях и о способах воплощения идеи в настоящий продукт. В конце этого раздела также должна находиться смета, включающая ежемесячные затраты.
  5. Организационный план. В нем зачастую описывается организационная структура будущего предприятия, его организационно-правовая форма и перечень всех необходимых документов.
  6. Финансовый план необходим для того, чтобы можно было наглядно увидеть экономическую эффективность бизнеса. В нем приводятся расчеты по необходимым инвестиционным вложением, доходной части, а также рентабельности и окупаемости.

Для того чтобы заняться самостоятельным написанием бизнес-плана, недостаточно будет исключительно тех знаний, которые касаются выбранной сферы деятельности. Для правильного планирования, предприниматель должен иметь базовые знания и навыки в маркетинге, экономике и юриспруденции. Однако на сегодняшний момент у предпринимателей появилась возможность значительно облегчить решение данного вопроса. Для этого достаточно обратиться за помощью к опытным специалистам биржи Автор24, которые быстро и качественно напишут бизнес-план на заказ по доступной цене.