Подходы к пониманию санаторно-курортного комплекса
Стабильный рост экономических показателей, конкурентные преимущества и улучшение уровня жизни напрямую зависит от качественных трудовых ресурсов. Уровень здоровья населения зависит не только от состояния и эффективности качества медицинского обслуживания и социальными программами, но и от работы санаторно-курортного комплекса, главной целью которого является оздоровление населения.
Теория туризма зарубежом дифференцирует индустрию курортов на два элемента: сферу гостеприимства и курортную индустрию как особый вид активности, направленный на реализацию поездок с целью туризма.
Принцип работы предприятий туризма в России несколько другой. В нашей стране понятие санаторно-курортного комплекса (СКК) носит обособленный характер и главной его особенностью считается расположение на пересечении сферы гостеприимства и сферы предоставления лечебно-оздоровительного сервиса населению. Стоит выделить, что СКК на современном этапе приобретает рыночную ориентацию. Его главными характеристиками становятся принцип самоокупаемости, стремление к максимальной прибыли, направленность на удовлетворение потребностей клиентов.
Все вышеизложенное позволяет рассматривать СКК как предпринимательскую деятельность. Что, в свою очередь, приводит к пониманию рациональности такого подхода к изучению предмета, как санаторно-курортного рынка (СКР).
На нынешнем этапе СКР представляет собой большой конкурентный рынок, где обособлено реализуют свои услуги предприниматели, клиенты их приобретают по установленным ценам.
Элементы санаторно-курортного рынка и понятие санаторно-курортной услуги
Санаторно-курортный рынок представляет собой комплексное явление, состоящее из следующих элементов:
- Природно-климатический потенциал региона и территория, на которой находятся помещения СКК;
- Медицинские организации и техническое оснащение;
- Кадровые ресурсы с соответствующей квалификацией;
- Лекарства;
- Транспортное обеспечение;
- Сопутствующая продукция;
- Комплексы услуг и прочее.
В теории СКР принято изучать с точки зрения двух подходов.
Во-первых, СКР – это экономическое понятие, отражающее объединение социальной, экономической, лечебной, оздоровительной и прочих видов деятельности в области разработки, обмена, приобретения санаторно-курортного продукта.
Во-вторых, СКР приобретает значение, отражающее взаимосвязь клиентов, создающих спрос, и изготовителей рекреационных услуг, создающих предложение.
Санаторно-курортная услуга – это элемент рекреационного продукта, который реализуется потребителю и производится специализированными предприятиями на коммерческой основе.
Главной целью данной услуги является удовлетворение рекреационных потребностей клиента при помощи лечебно-оздоровительных процедур, развлечений и отдыха с познавательной целью.
Понятие санаторно-курортного продукта и присущие ему черты
Санаторно-курортный продукт (СКП) – это объединение элементов, носящих как материальный характер (рекреационные ресурсы), так и нематериальный (санаторно-курортные услуги).
Специфические черты СКП выражены взаимосвязью нижеследующих потребительных стоимостей:
- потребительными стоимостями, включающими природную основу и не представляющие собой результаты производительных работ (природно-климатические характеристики, особенности ландшафта, флоры и фауны);
- потребительными стоимостями работ, произведенных ранее, не имеющих товарной формы, а представленные культурными и историческими объектами;
- потребительными стоимостями, доступные для потребления, как населения, так и туристов и не предполагающие издержки для их ремонта (леса, парки, автомобильные дороги, пляжи);
- потребительными стоимостями, являющимися товарами, платными услугами рекреационного назначения.
Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить двойственный характер СКП: первые три группы потребительных стоимостей представляют собой главные критерии выбора клиента, четвертая группа отображает СКП как продукт производственных работ, предполагающий его реализацию как товар на рынке.