Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология подростка

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой психологии подростка: С. Холл, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, А. Валлон, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже, Дж. Локк и др.

Далее рассмотрим понятие подросткового возраста, основные подходы к его изучению и его специфику.

Понятие подросткового возраста

Определение

Подростковый возраст или отрочество представляет собой определенный период онтогенеза, который является переходным между детством и взрослостью.

Подходы к изучению подросткового возраста

  1. С. Холл, теория рекапитуляции. Холл говорил о том, что подросткам присуща амбивалентность: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость. С. Холл называл этот период периодом "бури и натиска", описывая его содержание как кризис самосознания, только преодолев который человек приобретал чувство индивидуальности.
  2. З. Фрейд, психоанализ. Подростковый возраст здесь связан с возрождением конфликтов эдипова комплекса.
  3. А. Валлон. Основная движущая сила перехода ребенка на новые стадии развития - его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями бытия.
  4. Р. Бенедикт, теория непрерывного и дискретного обусловливания. Целью данной концепции стало объяснение различия психического развития подростка организацией социальной стимуляции разностью обществ.
  5. М. Мид, социогенетическое направление. Мид, исследую образ жизни девочек-подростков с острова Самоа, доказала, что этот период может происходить вполне бесконфликтно и гармонично. В ее работах можно найти подробное описание условий жизни детей, их воспитание, также обряды инициации.
  6. Э. Шпрангер, культурно-историческая концепция. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
  7. Э. Штерн. Он считал, что наиболее важным звеном в формировании личности является переживание определенной ценности. Так, Штерн выделяет 6 типов ценностей и соответствующих типов личностей:
    1. теоретический тип (стремления направлены на объективное познание реальности);
    2. эстетический тип (стремления к целостному познанию единичного случая);
    3. экономический тип (стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата);
    4. социальный тип (смысл жизни составляется из общения, любви и жизни для других людей);
    5. политический тип (стремление к господству, власти и влиянию);
    6. религиозный тип (соотнесение единичного явления с общим смыслом жизни).
  8. Э. Эриксон, эпигенетическая теория. Главное понятие теории – «идентичность» - субъективное ощущение тождества и целостности. В период отрочества для индивида становится актуальной задача первого целостного осознания себя и своего места в мире.

Специфика подросткового возраста

Рассмотрев несколько теорий, касающихся подросткового возраста, обратимся непосредственно к его характеристике. Традиционно описание любого возраста в психологии начинают с социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований. Последуем этому примеру.

ССР (социальная ситуация развития)

Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком. Подросток, с одной стороны, стремится стать автономным, показать то, что он уже не ребенок, а, с другой, он еще не настолько взрослый, чтобы действовать в одиночку и быть полностью независимым от родителей. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений.

Ведущая деятельность

Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится интимно-личное общение со сверстниками (это деятельность, в процессе которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней также формируется самосознание).

Другая точка зрения принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он говорит, что ведущей является общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Главной особенностью этой деятельности будет то, что подросток воспринимает ее как реально значимую. Мотив общественно полезной деятельности подростка - быть лично ответственным, самостоятельным.

Новообразования:

  1. повышенная возбудимость, частая смена настроения (плаксивость, агрессивность, негативизм, апатия);
  2. чувство взрослости – потребность подростка в отношении к себе как к взрослому;
  3. склонность к рефлексии (как правило, самопознание происходит за счет сравнения себя с другими людьми, из-за чего нередко возможно развитие кризиса);
  4. развитие волевых качеств;
  5. интерес к противоположному полу и начало романтических отношений;
  6. развитие самосознания и формирование идеала личности;
  7. самоопределение.

Кроме вышеназванных новообразований можно отметить также и переоценку ценностей (разрушение старой системы ценностей и переход к новой), повышенную познавательную и творческую активность.

Также рассмотри уровни взросления подростка (рис. 1).

Уровни взросления подростка

Рисунок 1. «Уровни взросления подростка»

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot