Особенности образования и педагогической мысли в Западной Европе и США в XIX веке
Крупнейшие страны Западной Европы и Соединённых Штатов Америки характеризуются становлением национальной системы образования, которые имеют свою специфику в каждой из стран.
В данный временной промежуток происходит промышленный рост и развитие педагогики как науки, что являлось стимулом к созданию новых систем в образовании.
Выделим характерные особенности, присущие странам Европы и США.
Одной из характерных особенностей в образовании в $XIX$ в. является управление и финансирование образования на уровне государства. Основой данного процесса послужило введение законов, направленных на:
- регуляцию,
- порядка организации,
- управления,
- решение других вопросов государственной политики в сфере образования.
Образование в прусских школах опиралось на изданное в 1794 году «Общее положение о школе». В данном документе школа признавалась государственным образовательным учреждением, чуть позднее, в 1798 году и в 1808 году создаются специальные органы, в задачи которых входило осуществление контроля за деятельностью школ. Первая четверть $XIX$ в. характеризуется повторным принятием в ряде стран Западной Европы (Пруссия, Бавария, Саксония) законов об обязательности начального образования. Государственные органы осуществляли контроль за деятельностью учебных заведений, правительственными распоряжениями шло назначение учителей начальной школы.
В школах Франции в рассматриваемый период создавалось законодательство, регулирующее финансирование разных типов школ (государственные начальные школы, средние школы – лицеи и колледжи). В 1801 году были сформированы школьные округа по числу университетов (16 округов), в 1824 году произошло учреждение Министерства духовных дел и просвещенья.
Становление законодательства в области образования в Англии происходило несколько позже, чем в других странах Западной Европы. 1830 год – начало финансирования школ на уровне государства, 1847 год – создание системы инспектирования школ. Вторая половина $XIX$ в. характеризуется становлением законодательства в области образования, в частности, были приняты законы об обязательном начальном образовании, в 1891 году – закон о бесплатности начального образования.
Для образовательной системы США характерно разрозненное принятие законов в разных штатах, общенациональное законодательство тормозилось в связи со становлением США как государства.
Особенностью образования Западной Европы и США в $XIX$ веке является наличие частной инициативы. Одним из видов школ на Западе являлись частные школы, которые в разной степени контролировались государственной системой. В частности, в Пруссии на уровне государства контроль осуществлялся во всех без исключения школах, во Франции осуществлялось систематическое инспектирование частных школ, В США создание частных школ осуществлялось на основе религиозных конфессий.
Начальное образование
В Западной Европе и США начальное образование происходило без каких-либо изменений. В качестве важных достижений можно указать следующие:
- обязательное бесплатное семилетнее начальное образование;
- появление новых типов начальных школ (например, вечерних и воскресных);
- раздельность обучения в странах Западной Европы и совместность – в школах США;
- использование классно-урочной системы.
Наибольшее различие в начальном обучении в разных странах было в содержании обучения. В английских школах детей учили письму, чтению, арифметике, рисованию, рукоделию (девочек), в прусских школах – основам религии, чтению, письму, арифметике, пению, давали начальные географические представления, изучали историю и естествознание, во французских школах обучали чтению, письму, правилам счёта, дети изучали также религию, естествознание, географию, широко был распространён сельскохозяйственный труд, в США обучали чтению, письму, арифметике.
Среднее и высшее образование
Среднее образование в Англии дети получали в грамматических школах, которые характеризуются классической направленностью обучения и закрытым характером обучения. Кроме того, для этих школ была характерна высокая оплата, на бесплатной основе обучались только одарённые дети из малообеспеченных семей. В задачи школ входило формирование личностных качеств и формирование готовности к обучению в элитарных университетах (Оксфорд, Кембридж). В содержание обучения входило получение классического образования, изучение математики, естественно-научных дисциплин, иностранных языков.
Основной тип средних школ Пруссии – гимназии, обучение в которых строилось в соответствии с классическим направлением с расширением содержания образования изучением математики, немецкого языка, литературы. Кроме того, образование осуществлялось в реальных училищах, где происходило обучение:
- религии,
- немецкому языку,
- математике,
- физике,
- географии,
- истории,
- французскому языку,
- рисованию,
- пению,
- гимнастике.
Французское среднее образование осуществлялось в течение шести лет по одинаковым программам в лицеях (государственное финансирование) и колледжах (муниципальное финансирование), после чего сдавался экзамен и получалась степень бакалавра.
В США среднее образование получали в академии, которые являлись частными заведениями, либо в государственных средних школах на протяжении 3-5 лет.
В $XIX$ в. В Западной Европе и США среднее образование получали и девушки.