Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Механизмы развивающего обучения

Механизмы в процессе развивающего обучения

Выготский Л. С. сформулировал в тридцатые годы двадцатого века один из принципов современного обучения. Он говорит о том, что обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой. В этом принципе говорится о том, что развитие и обучение связаны между собой, а также каковы на самом деле психологические механизмы, которые обеспечивают роль обучения. Заложили психологические основы концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский и В.В. Давыдов.

Развивающее обучение в современном мире имеет два направления:

  1. Л.В. Занков (представляет творчески переработанный и критически осмысленный опыт всех педагогических и психологических достижений). Однако сам Л.В. Занков скептически относился к этому опыту и при начале, и при завершении своей экспериментальной системы. Занков Л.В. считал, что возможности психологии и педагогики не расширились по сравнению с предыдущим периодом и поэтому на них нельзя опереться.
  2. В.В. Давыдова (основывается на положениях А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского).

Развивающее обучение по системе Занкова

Л.В. Занков ставил перед собой задачу интенсивного развития обучающихся, но при этом оценивал неправомерное. Он считал, что учебный материал очень скуден и, таким образом, мы лишь прививает навыки детям. Занков Л. В. Был против облегчения учебного материала, а также медленного темпа его изучения и однообразного повторения. Таким образом, развивающее обучение Л.В. Занкова направлено на решение проблем в обучении, описанных выше. Занков Л. В. Разработал принципы развивающего обучения:

  1. принцип осознания обучающимися собственного учения. Этот принцип направлен на осознание школьниками самих себя как субъекта учения, а также на развитие рефлексии у них.
  2. принцип обучения на высоком уровне трудности. Этот принцип направлен на преодоление препятствий в обучении, на осмысление взаимосвязи и систематизации изучаемых явлений, а также на соблюдение меры трудности. Кроме этого, этот принцип называют принципом ведущей роли теоретических знаний. Согласно данному принципу отработка отношений, понятий и связей внутри учебного предмета, а также между предметами важна так же, как отработка навыков.
  3. принцип работы над развитием всех учащихся. Этот принцип гласит, что при обучении должны быть учтены индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако при этом обучение должно развивать всех и каждого, так как это и есть, собственно, следствие обучения. Кроме того, содержание данного принципа может быть соотнесено с гуманизацией в образовательном процессе.
«Механизмы развивающего обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Система Л. В. Занкова имеет некоторые отличительные черты:

  • высокий уровень трудности. На нем и ведется обучение.
  • Направленность на высокое общее развитие школьников (это самая важная характеристика системы Л. В. Занкова)
  • резкое повышение удельного веса теоретических знаний
  • быстрый темп прохождения учебного материала
  • Система Л. В. Занкова развивает эмоциональную сферу учащихся, мышление, а также учит выявлять и понимать общий смысл и содержание материала.

Механизмы развивающего обучения

Целостная система обучения по Л. В. Занкова приводится в трудах Н. Я. Дмитриевой, И.И. Аргинской, А. В. Поляковой и других. При этом подчеркивается, что в начале обучения, например, при обучении чтению в начальных классах, должно быть «целостное эмоционально-эстетическое переживание». Целостность создаваемого образа, целостность восприятия, целостность понимания текста есть основа и исходная точка для последующего углубления и дифференцирования предметов освоения.

Развивающее обучение по системе Давыдова

Противопоставлением существующей системе обучения по принципиальному направлению познавательной деятельности учащегося и познания является система развивающего обучения В. В. Давыдова. Мышление ребенка, в основном, по существующему обучению, развивается от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от случая к системе. Такое мышление, которое развивается в процессе такого обучения, В. В. Давыдов назвал эмпирическим.

В. В. Давыдов в общем теоретическом контексте трудов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, которое будет обратно традиционному, то есть от общего к частному, от системного к единичному, от абстрактного к конкретному. В. В. Давыдов такое мышление ребенка назвал теоретическим. А само обучение, при котором формируется такое мышление ребенка назвал развивающим.

Однако через содержание усваиваемых знаний, производным от которых являются способы и методы организации обучения выражается главная значимость обучения в умственном развитии. На это положение Д. Б. Эльконина и Л. С. Выготского опирался В. В. Давыдов. Он приводит существенные различия между эмпирическим и теоретическим мышлением ребенка.

В результате содержательного обобщения и абстрагирования В.В. Давыдов получает теоретические знания и приводит их характеристику. Оно и составляет основы развивающего обучения. В. В. Давыдов подчеркивает, что мыслительные действия анализа и синтеза очень важны, а не только преобразования и сравнения для установки генетически исходного основания, а также связи тех свойств, которые необходимы для выявления обобщённого способа умственной деятельности.

Кроме этого, есть еще одно важное отличие теоретического знания от эмпирического. Оно состоит в том, что при формировании теоретического знания устанавливаются и вскрываются связи единичного и общего, понимание сущности целостной системы, связи внутри нее. А это предполагает не только представление, но и активную мыслительную деятельность. Также существуют особые формы теоретического знания и его существования. Как считал В. В. Давыдов, это обобщенные способы действий и способы умственной деятельности.

Основой такого понимания теоретического знания как восхождения от абстрактного к конкретному служит психологическая интерпретация дидактических принципов, которые существуют в настоящее время.

В.В. Давыдов рассмотрел следующие общие дидактические принципы:

  1. принцип преемственности. Этот принцип переходит в принцип качественного различия стадий обучения. Каждая из этих стадий соотносится с различными этапами психического развития.
  2. принцип доступности. Этот принцип переходит в принцип развивающего обучения, при этом он наполняется все новым содержанием, которое заключается в том, что можно закономерно управлять содержанием развития и его темпами посредством организации обучающего воздействия.
  3. Механизмы развивающего обучения

  4. принцип сознательности. Этот принцип имеет свое новое содержание, как принцип деятельности. Но при том, школьники получают материал не в готовом виде, а только выясняя и устанавливая условия его происхождения как определенных способов его деятельности. Принцип сознательности служит основой для формирования новейшей модели обучения при деятельности обучающихся.
  5. принцип наглядности. Этот принцип В. В. Давыдов фиксирует как принцип предметности. При реализации данного принципа ребенок должен выявить предмет и затем представить его в виде модели.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot