Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дополнительные формы организации педагогического процесса

Урок, как известно, является главной формой организации учебного процесса в рамках классно-урочной системы. Однако он органично дополняется иными формами обучения. Часть из них развивалась вместе с уроком (экскурсии, консультации, домашняя работа), другие же взяты из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Дополнительные формы организации педагогического процесса включают в себя многообразные занятия, расширяющие и развивающие систему обучения в целом.

Экскурсии

Определение

Экскурсия - это своеобразное учебно-воспитательное занятие, имеющее определенную образовательную или воспитательную цель и проводимое на каком-либо объекте (предприятие, музей, выставочный зал, ферма, город, село и т.д.).

Так же, как и полноценный урок, она предполагает организацию тесного взаимодействия воспитателя и учащихся. На экскурсии вместе с наблюдениями применяются такие методы, как повествование, беседа, демонстрация.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они способствуют накоплению знаний, расширению кругозора учащихся, обогащению их эмоционального опыта, установлению связи теории с практикой, а также содействуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

В зависимости от объектов исследования экскурсии можно разделить на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические. В зависимости от поставленной цели они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса выделяют вводные, текущие и итоговые экскурсии.

Цель любого вида экскурсии не обособлена, она обязательно согласована с целостной системой учебно-воспитательной работы, уроками конкретного предмета и прочими организационными формами. Экскурсия – весьма значимое звено в обучении, поэтому воспитатель обязан заблаговременно определить, при исследовании каких тем, рассмотрении каких вопросов она более целесообразна. Кроме того, следует составить ее подробный план с полной характеристикой этапов, определить цели, задачи и методы проведения, подобрать необходимые материалы и оборудование.

Дополнительные формы организации педагогического процесса

Экскурсию может проводить сам воспитатель или же специальный экскурсовод, получивший инструктаж. При этом педагог остается руководителем познавательной деятельности ребят в течении всего времени. Длительность экскурсии зависит от ее характера, она может занимать от 40-50 минут до 2-2,5 часов. Заключительным этапом экскурсии считается подведение ее итогов в процессе беседы с целью закрепления полученной информации.

Дополнительные занятия и консультации

Дополнительные занятия ведутся с отдельными учащимися или же группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе сначала нужно понять причины этого, для того чтобы в последующем правильно выбрать форму занятий, методы и приемы работы с учащимися. Среди наиболее частых причин отставания могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, потеря интереса к предмету, общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют разные виды помощи: объяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в некоторых случаях потребуется наибольшее внедрение наглядности, а в других, например, увеличение словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более подробного изучения отдельных предметов с учащимися ведутся занятия, на которых решаются более сложные задачи, дискутируются научные проблемы, что выходит за рамки основной учебной программы. Также педагог дает рекомендации по самостоятельному изучению интересующих вопросов.

Дополнительные формы организации педагогического процесса

С дополнительными занятиями плотно соединены консультации, отличающиеся кратковременностью и нерегулярностью. Это связано с тем, что они, как правило, организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации. Они могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. Зачастую практикуется выделение специального дня для консультаций, хотя в этом и нет особой надобности, так как учителя и учащиеся имеют довольно тесное ежедневное взаимодействие, регулярно общаются и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.

Нестандартные формы обучения

Одним из путей формирования интереса к учебному предмету считается правильная организация процесса обучения, внедрение разнообразных форм и методов, стимулирующих самостоятельность и активность учащихся на всех этапах, проведение всевозможных интеллектуальных и творческих мероприятий.

Занимательность на уроке содействует общим задачам развивающего обучения. Нестандартные формы обучения развивают память, мышл

ение, фантазию, самостоятельность, инициативность ребят, вносят в урок оживление и позитив, увеличивают интерес к знаниям. Учитель должен сделать нелегкий учебный труд увлекательным и продуктивным.

Наиболее известны следующие нестандартные формы обучения:

  • соревнование и игра (конкурс, викторин, турнир, деловая игра);
  • общественное общение (аукцион, круглый стол, конференция, диспут, телемост, дискуссия);
  • занятие, опирающееся на фантазию (сюрприз, сказка);
  • комбинированное занятие с другой формой организации (урок-практикум, урок-консультация);
  • занятие, построенное на имитационной деятельности (заочная экскурсия, путешествие, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж);
  • занятие по мотивам известных передач и игр (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?»);
  • интегрированный урок (связь двух учебных предметов на одном уроке).

Подобные формы обучения позволяют проводить действенную диагностику интеллектуального и личностного развития учащихся, являющегося основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Однако все организуемые занятия должны быть адаптированы с учетом возраста детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot