Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дифференцированное обучение

Что понимается под понятие дифференцированное обучение?

Слово дифференциация было заимствованного из иностранного словаря и означает, как расслоение, разделение, расчленение единого целого на несколько частей, ступеней или форм. Идентичное определение имеется и в русском словаре, но именно термин дифференциация является наиболее полным, поскольку под этим термином подразумевается это разделение при том, что в этот момент будет происходить процесс изучения какого-либо объекта. Дифференциация в процессе обучения предполагает, что будет также использоваться разделение обучающихся на группы, на основании некоторых особенностей, которое будет осуществляться для следующего группирования, таким образом можно предположить, что в дифференциации имеет место интеграция, которая выражается в процессе объединения обучающихся. При всём при этом, следует также учесть, что разделение учащихся, а также последующее их объединение может быть явным, т.е. каждая группа будет четко определена и отделены друг от друга, но и не явным, т.е. когда границы будут стерты или размыты, что позволит участникам групп свободно перемещаться.

Разделение обучающихся на группы – это один из самых существенных признаков дифференциации, но как оказалось на практике, не единственный. Другим не менее значимым моментом является также различия в построении процесса обучения в некоторых группах. При дифференциации обязательным условием является то, что процесс обучения обязательно должен меняться. Это положение подтверждается фактами практики в педагогике, когда были созданы классы разных уровней подготовки детей без каких-либо изменений в образовательном процессе, что в свою очередь не привело ни к какому результату, поскольку у учеников отсутствовала мотивация к усвоению новых знаний.

И для того, чтобы, наконец, таки дать четкое понятие определению «дифференциация», требуется решить один важнейший вопрос – о признаках, которые будут положены в основу разделения учеников на группы. Это особенности каждого учащегося, на основании которых и будет происходить группировка в условиях дифференциации.

Определение

Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.

«Дифференцированное обучение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дифференцированное <a href=обучение">

Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, где предполагается дифференциация в различных формах и видах. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», предполагается предъявление неординарных требований к разным группам учеников в овладении ими содержанием образования.

Классификация форм дифференцированного обучения

После организации в школе дифференцированного обучения, может возникнуть проблема: какие формы выбрать. Для начала, нужно знать, какой у нас имеется выбор, то есть должны представить себе совокупность форм дифференцированного обучения.

Отбирая индивидуальные и типологические особенности учащихся, которые могут служить основанием дифференциации, можно руководствоваться следующим:

  • Значимость типологических и индивидуальных особенностей для процесса обучения;
  • Выявление и учет особенностей в образовательной школе;
  • Распространения среди учащихся.

На основании этого исключаются следующие особенности: особенности функционирования внутренних органов, конституциональные особенности личности, состояние здоровья, задатки способностей (из-за отсутствия специальной аппаратуры и специалистов, способных выявить данные особенности), не оказывающие явного влияния на процесс обучения, особенности нервной системы, половые различия, возраст учеников (из-за современной организации классно-урочной системы), темперамента, дефекты физического развития.

В результате дифференциации выявились: интересы, психофизиологические особенности личности, профессиональные ориентации, религиозная принадлежность личности, способности, этнокультурные особенности, обученность.

Виды дифференциации

Кратко охарактеризуем основные формы на уровне класса. Начнем с дифференциации по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: памяти, мышления, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, заданий на развитие логической памяти и т.д. При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предлагается не идти след в след за индивидуально-типологическими особенностями личности, а учитывать их и развивать развитые недостаточно.

Дифференциации по обученности предусматривает задания, устраняющие пробелы в знаниях. На уровне школы к дифференциации по обученности можно отнести классы, сформированные по успеваемости, однако такую форму дифференцированного обучения считают неэффективной, так как обученность является гибкой.

Данный вид дифференциации сопутствует другим педагогическим технологиям: модульной, полного усвоения знаний. В последней после изучения темы и сдачи итогового норматива ученики разделяются на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, само собой, будет строиться иначе. Ученики, усвоившие материал, получат возможность углубить и расширить свои знания. С учениками другой группы организуется работа по коррекции изученного.

В дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным, художественным и т.п., например, изобразить что-либо на листе бумаги к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя и т.п.

В дифференциации по познавательным способностям разделяют академические (общие) способности к любой деятельности в любой сфере познания и специальные способности (к изучению биологии, или языков). К этому виду дифференциации может быть и отнесена уровневая дифференциация.

Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по склонностям и интересам учеников. Данный вид дифференциации проявляется в выполнении творческих заданий, а также заданий другого рода в соответствии с интересами. Основанием данного вида, наряду с интересами учеников, являются их непосредственные способности к определенным областям. Такие способности чаще всего совпадают с интересами и склонностями детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot