Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Области выработки и выполнения стратегии

Определение

Стратегия является генеральным направлением действий организации, следование которому должно ее привести в долгосрочной перспективе к цели.

Это понимание стратегии справедливо лишь при рассмотрении на верхнем управленческом уровне организации. Для низшего уровня иерархии стратегия высшего уровня становится целью, хотя в то же время для более высокого уровня она была средством, например, стратегия рыночного поведения, разработанная для фирмы в целом, для маркетинговых служб данной фирмы выступит в виде целевой установки.

При установлении стратегии фирмы руководство ее обычно сталкивается с несколькими ключевыми вопросами, которые связаны с рыночным положением фирмы: какой из бизнесов прекратить, а какой - продолжить, а также в какой бизнес перейти.

Это означает, что стратегия концентрирует внимание на следующем:

  • что делает и чего не делает организация;
  • что более и что менее важно в деятельности, осуществляемой организацией.

Области выработки стратегии

По мнению одного из ведущих теоретиков в области стратегического менеджмента М. Портера, существуют несколько основных областей выработки стратегии рыночного поведения фирмы.

Первую область связывают с лидерством в части минимизации издержек производства. Данный тип стратегии связывают с тем, что компания получает самые низкие издержки производства и реализации для своего товара. В результате чего за счет более низких цен на аналогичные товары она может завоевать большую рыночную долю. Фирмы, которые реализуют этот тип стратегии, должны иметь отлаженную организацию снабжения и производства, систему распределения продукции, поскольку чтобы добиться наименьших издержек, на самом высоком уровне должно осуществляться все то, что с себестоимостью продукции связано. При данной стратегии маркетинг не должен быть высоко развитым.

Вторая область выработки стратегии напрямую связана со специализацией в части производства продукции. В таком случае фирма осуществляет высоко специализированные маркетинг и производство с целью того, чтобы стать лидером в области производства данной продукции. Это может привести к тому, что покупатели выбирают конкретную марку, даже если цена является достаточно высокой. Фирмы, которые реализуют данный тип стратегии, должны иметь достаточно высокий потенциал для проведения научных исследований и разработок, иметь высококвалифицированных дизайнеров, отработанную систему обеспечения высочайшего качества продукции, а также отлаженную маркетинговую систему.

Третья область определения стратегии связана с фиксацией конкретного рыночного сегмента и концентрации усилий фирмы на определенном сегменте рынка. В таком случае фирма может показывать стремления работать на всем рынке, а работает лишь на его четко ограниченном сегменте, выясняя досконально потребности рынка некоторого типа продукции. В этом случае фирма обычно стремится к сокращению издержек или проводит политику специализации на производстве продукта. Возможно совмещение данных двух подходов. Отметим, что обязательное условие для проведения стратегии третьего вида - это то, что фирма должна свою деятельность строить, прежде всего на анализе потребностей клиентов некоторого рыночного сегмента, т.е. в своих намерениях должна исходить не вообще из потребностей рынка, а из потребностей вполне конкретных клиентов.

Этапы выработки стратегии фирмы

Шаги определения стратегии представляют собой уяснение текущей стратегии, осуществление анализа продуктового портфеля, выбор стратегии фирмы и оценка стратегии, которая выбрана. Рассмотрим этапы выработки стратегии фирмы подробнее:

  1. Уяснение текущей стратегии состоит в четком представлении реального состояния фирмы, для чего производится оценка ряда внешних и внутренних факторов:
    1. внешние:
  • размах и диверсифицированность деятельности и уровень разнообразия производимой продукции;
  • общая природа недавних приобретений и продаж фирмы части своей собственности;
  • структура и направление деятельности фирмы за недавний период;
  • возможности, на которые фирма была ориентирована в недавнее время;
  • отношение к угрозам извне.
  • внутренние:
    • цель фирмы;
    • сложившаяся структура затрат по производимой продукции и критерии при распределении ресурсов;
    • отношение к рискам как со стороны руководителей, так и в соответствии с реальной политикой;
    • степень и уровень концентрации усилий фирмы в области НИОКР;
    • стратегия функциональных сфер (производство, маркетинг, кадры, финансы, научные разработки и исследования).
  • Анализ продуктового портфеля дает наглядное представление о том, что некоторые части бизнеса являются взаимосвязанными между собой и что портфель как сумма отличается существенно от простой суммы его частей и важнее гораздо для фирмы, чем состояние отдельных ее частей. Сам портфель продукции - это сумма следующих его частей:
    • Выбор организационных уровней для проведения анализа продуктового портфеля.
    • Фиксация стратегических единиц бизнеса, для того чтобы их использовать при позицировании в матрицах анализа продуктового портфеля продукции.
    • Определение характеристик матриц анализа продуктового портфеля с целью, получения ясности в отношении сбора необходимой информации, а также определения переменных, по которым анализ портфеля будет проводиться.
    • Для оценки силы бизнеса могут использоваться такие переменные, как доля рынка, относительная доля рынка по отношению к ведущей марке, рост доли рынка, лидерство по качеству, издержки и прибыльность по отношению к лидеру.
    • Сбор и анализ данных по таким направлениям, как: привлекательность отрасли с позиции наличия у отрасли позитивных и негативных аспектов, характера и уровня риска; конкурентная позиция фирмы; возможности и угрозы для фирмы; трудовые ресурсы.
    • Построение и анализ матриц продуктового портфеля с целью получения данных о текущем состоянии продуктового портфеля фирмы, на основе которого руководителем могут быть сделаны прогнозы в части будущего состояния матриц и по поводу ожидаемого продуктового портфеля фирмы.
    • Выяснение ключевых характеристик прогнозируемого состояния продуктового портфеля: достаточное ли количество бизнеса в привлекательной отрасли; порождает ли портфель вопросы и неясности; имеется ли достаточно “денежных коров” для того, чтобы растить “звезды” и финансировать “диких кошек”; дает ли портфель поступление прибыли; уязвим ли портфель в случае негативных тенденций.

    Области проведения стратегических изменений

    Стратегические изменения определяются объективными тенденциями, которые характеризуют перспективу и самоцелью не являются: стабильность бизнеса значит правильный выбор стратегии, а подобные ситуации являются объектом управления, но при этом предметом развития не являются. К причинам, формирующим актуальность изменений относят: разрыв роста, «перелет при запуске» или прорывы в отрасли.

    Выделяют четыре области проведения стратегических изменений:

    1. перестройка – это существенное изменение организации, которое затрагивает ее миссию и культуру. Изменения могут возникать, когда организация изменяет продукт, отрасль, положение на рынке;
    2. преобразование проводится в том случае, если организация отрасли не меняет, но в ней при этом происходят радикальные изменения (например, слияние с похожей организацией);
    3. умеренное преобразование осуществляется при выходе на рынок с новым товаром. Изменения могут касаться производственного процесса или маркетинга;
    4. обычные изменения связаны с проведением преобразований в сфере маркетинга с целью поддержания интереса к товару.

    Каждая из представленных областей изменений может означать переход объекта из одного состояния в другое. Существует также несколько отраслей стратегических изменений. Среди них: информирование и мотивация сотрудников, стиль менеджмента, базовые ценности корпоративной культуры, организационная структура, ресурсное обеспечение, компетенция и навыки персонала.

    Воспользуйся нейросетью от Автор24
    Не понимаешь, как писать работу?
    Попробовать ИИ
    Дата написания статьи: 12.01.2016
    Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
    Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot