Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири

Особенности терминологии

Первобытнообщинный строй – первая форма общественно-экономической формации в марксисткой теории истории. Согласно этой теории первобытный строй характеризуется коллективизмом, социальным равенством. Иначе в марксизме эта стадия называется первобытным коммунизмом, так как по мнению представителей этой теории все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства.

Замечание 1

Следует отметить, что в западной науке терминология вопроса несколько иная. Так называемый «доисторический» период обозначается термином «праистория». Финальная стадия доисторической эпохи культуры, когда у нее еще нет собственной письменности, но информацию об этой культуре можно найти в источниках других культур, называется в западной науке «протоисторией». В российской научной среде термин «протоистория» до настоящего времени практически не используется.

Статья: Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Первобытнообщинный строй характеризует устройство общества до возникновения власти. Некоторые историки заменяют этот термин иными названиями: «дикость», «анархия», уже упомянутый выше «первобытный коммунизм». В целом, выбор терминологии не так уж важен.

Особенности первобытного строя

Первобытный строй человеческого общества в основе имеет ряд общих черт. Преобладает присваивающее хозяйство, когда человек занимается охотой, рыболовством и собирательством, сам при этом ничего не производит, а только потребляет. Только в конце периода первобытности появляется земледелие и скотоводство. Далее, хозяйство ведется коллективным образом – определенными группами людей, например, племенем, родом. В связи с этим выделяется еще одна особенность организации общества – отношения между людьми строятся по принципу кровного родства. Орудия труда человека первобытного общества примитивны по сравнению с последующими эпохами, но само по себе их изобретение и изготовление, тем более, учитывая развитие человеческих знаний и умений, требует больших физических и умственных затрат. Человек первобытного общества практически полностью зависит от сил природы, особенно до освоения огня. Общество первобытного типа предполагает равенство его членов. История первобытного общества длится на протяжении почти 3 млн. лет, это несоизмеримо больше, чем время существования всех известных на данный момент цивилизаций. Подобный факт означает растянутость всех процессов во времени.

«Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В науке существует несколько различных периодизаций первобытного строя. Археологическая периодизация строится на основе материала, используемого при изготовлении орудий труда, отсюда названия периодов: каменный век, бронзовый век, железный век и т.д. Антропологическая периодизация основана на различии в типах первобытных людей (архантропы, палеоантропы, неоантропы). Существует также социальная периодизация, которая базируется на способах организации человеческого общества. Здесь выделяются следующие этапы: первобытное стадо, родовая община, соседская община, военная демократия. Наиболее часто используется археологическая периодизация.

Замечание 2

Критериями отличия первобытных людей от обезьян служат бипедия, или прямохождение, и как следствие этого особое строение стопы, определенный объем мозга (более $700$ кв. см.), а также противопоставленный другим большой палец руки. Наиболее важным отличием человека является способность к орудийной деятельности.

Общественный строй первобытного общества

Согласно марксисткой теории, в раннем и среднем палеолите люди были объединены в первобытное стадо. Причины коллективизма на данном этапе заключаются в необходимости постоянно выживать: защищаться от хищников и, в свою очередь, охотиться.

Человек современного типа, Homo sapiens, появился в эпоху позднего палеолита. Вероятно, тогда же первобытное стадо сменилось следующей стадией развития – родовой общиной.

Следует отметить, что время появления родовой общины дискуссионно, некоторые ученые относят его к среднему палеолиту или даже раньше.

Таким образом, на следующем этапе основной ячейкой общества стал род. Согласно марксисткой теории, главную роль в формировании «общественного человека» и далее формировании рода сыграл труда. Родовая община была уже в полной мере общественным объединением. Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления способствовали господству отношений, при которых во главу угла вставали интересы всего рода. При этом члены рода были свободным людьми, связанными, как уже отмечалось, кровными узами.

Замечание 3

Важно отметить, что род как первая ячейка общества был характерен для всех народов.

На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, это объяснялось куда более эффективным трудом на пользу общества в отличие от мужчины-охотника. Женщина в матриархате выполняла большой спектр работ, от собирания и хранения плодов, приготовления пищи до примитивной обработки земли.

Классический род вел начало от общей родоначальницы. Власть совпадала с родом, т.е. принадлежала всему роду. Важные вопросы решались советом взрослых членов общества. Собрание выбирало старейшин или вождей для непосредственного руководства делами, но стоит отметить, что эти вожди на первом этапе не обладали никакими реальными преимуществами и могли быть заменяемы. Решения собраний являлись выражением общей воли.



Рисунок 1.

Таким образом, общественная власть была реальной и вполне авторитетной, при отсутствии специальных принудительных мер.

Правила поведения в первобытном обществе определялись обычаями.

Внутри первобытного общества не существовало деления на права и обязанности, так как они считались одним и тем же.

В эпоху мезолита родовые связи укрепляются. Одним из примеров этого является появление могильников – родовых кладбищ, располагаемых вне поселений. Кроме того мезолитические могильники отражают систему социальных отношений. Например, в Приднепровье в центральной части могильников находятся погребения детей, женщин и пожилых людей, как наиболее уязвимых членов общества, а по периметру расположены погребения молодых воинов.

В эпоху «неолитической революции» родовая община трансформируется в племя, объединяющее несколько родов. Родоплеменной строй более мобилен, так как ведение хозяйства предполагает освоение новых территорий. Это, в свою очередь, порождает контакты с иными племенами. Неотъемлемой частью этих контактов становится материальный и культурный обмен. Племенной строй уже обязательно предполагает наличие вождя, наделенного широкими полномочиями (военными и/или религиозными и т.д.). Наличие вождя обусловливает появление племенной верхушки. Многими исследователями эти факты считаются свидетельствами проявления имущественного расслоения.

Наступление бронзового века для Востока означало образование первых государств и классовых обществ. В суровых климатических и географических условиях Евразии использование бронзы не оказало столь существенного влияния на общественную жизнь. Что касается нашей страны, бронзовый век оказал значительное влияние на племена Кавказа, относящиеся к майкопской культуре. Археологические раскопки доказывают, что племена Северного Кавказа в рассматриваемый период обладали имущественным расслоением, а также аристократической родоплеменной верхушкой. Эти племена имели тесные контакты с более развитым регионом Передней Азии.

В бронзовом веке дифференциация типа хозяйственной деятельности привела к тому, что более быстро растущие племена скотоводов-кочевников стали создавать племенные союзы.

С наступлением железного века хозяйственная жизнь стала развиваться еще более быстрыми темпами, так как использование железа позволяло быстрее производить необходимые для жизни продукты и вещи и лучше защищаться. Возникают предпосылки межплеменной и родовой дифференциации. В эпоху железного века человечество подошло к последней стадии первобытного строя – военной демократии.

Однако для лесной зоны нашей страны наступление железного века не означало резких перемен в племенном устройстве, что было связано с более суровыми условиями жизни и ведения хозяйства.

Социальное неравенство как таковое появляется на территории современной России только к концу неолита, в некоторых районах раньше. Неравномерность развития выразилась и в общественном строе. На территории современной России существовали наряду с общностями, жившими родовым строем племена военной демократии. Помимо природно-климатических факторов влияние на эти более развитые общества оказало соприкосновение с античной цивилизацией.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot