Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Материальная культура Рима

Градостроительство

В Империи первых веков складываются благоприятные условия для развития градостроительства, искусства и архитектуры. Этому способствовало обилие дешевой рабской рабочей силы, мощный интеллектуальный общественный потенциал, а также расцвет античного урбанизма.

Римское градостроительное искусство шагнуло далеко вперед от эллинистической, древневосточной и классической греческой модели. Новые имперские города стремительно росли, особенно на Западе. Они строились по заранее разработанному плану с учетом проведения водопровода и канализационной системы. Учитывались климатические условия и наличие путей сообщения. В генеральном плане застройки отводилось место для основных элементов города - жилых кварталов, производственных зон, возводившихся ближе к окраине города. Планировке подвергались и районы общественного значения. Торговые, прогулочные, праздничные площади, театры, цирки, амфитеатры, стадионы. Все элементы регулярного города были объединены вокруг двух пересекающихся под прямым углом улиц, разделявших его на четыре части и упиравшиеся соответственно в северные, южные, западные и восточные ворота.

Параллельно центральным проспектам шли узкие улицы, разделявшие город на прямоугольные кварталы. Питьевая вода подводилась по акведукам или через подземные каналы из источников, находящихся, как правило, далеко за городом.

Принципы регулярной застройки полнее всего реализовывались в новых городах с минимальным количеством хаотичных построек. В старых городах, градостроительные планы четкого образца претворялись в жизнь в усеченном виде. Подобные действия проводились в городах Южной Италии, Греции, Малой Азии и самом Риме.

Замечание 1

Именно в римской ойкумене зародился особый тип города - гиганта, далекого предшественника современного мегаполиса, каким стал Рим. Развитие урбанистических тенденций стало мощным стимулом для совершенствования строительного искусства и архитектуры.

В градостроительстве широко использовался мрамор, известняк, травертин, гранит, а также знаменитый римский бетон и кирпич. Большая часть зданий возведенных в $I - II$ веках была выполнена в кирпично-бетонной технике, что придало ей особую прочность и способность к сохранению на многие столетия. Римляне усовершенствовали систему основных греческих ордеров, широко используя стоечно-балочные конструкции, внедрили новые архитектурные приемы: своды, купола, арки, столбы. Совмещали в рамках одного здания несколько типов ордеров, создав так называемый смешанный, композитный ордер, а также, новую конструкцию - ордерную аркаду, состоявшую из поставленных на столбы или колонны арочные своды.

«Материальная культура Рима » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Материальная культура Рима. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Новые строительные материалы и архитектурные конструкции позволили расширить творческие возможности мастеров в решении сложнейших задач. Одним из примеров такого решения стало строительство Пантеона, в котором удалось перекрыть куполом пространство в $43, 2$ метра, чего не смогли повторить ни в Средние века, ни в Новое время.

Определение 1

Пантеон - храм всех богов в Риме, представляющий собой памятник центрическо-купольной архитектуры, построенный в $126$ году во время правления императора Адриана.

Каковы же характерные черты римского градостроительного искусства?

  • Использование опыта обширной территории от Сирии до Британии, причем именно в зодчестве, архитектуре и строительстве их влияние было особенно заметно. Не удивительно, что самым выдающимся зодчим $I - II $ веков считался Аполлодор из Дамаска. Именно ему принадлежит авторство таких выдающихся сооружений как Римский форум Траяна и знаменитый Пантеон.
  • Немногочисленность авторских сооружений. Этот факт говорит о том, что большинство зданий и сооружений было построено архитекторами низкого социального статуса, скорее всего рабами.
  • Разработка новаторских решений в строительстве новых типов зданий и ансамблей, пополнивших сокровищницу мировой архитектуры, благодаря изобретению новых конструкций и строительных материалов.
  • Разработка различных типов зданий, с учетом рельефа местности, климатических условий и плотности населения города. Так, однообразную застройку эпохи республики сменила блочная застройка городского квартала, появление городской виллы, террасного и атриумно-перистильного типов постройки дома. Открытием римских архитекторов считается возведение многоэтажных, до $6$ этажей, многоквартирных зданий.

В общественных постройках появляется новый тип сооружения - цирк, призванный удовлетворить капризных и избалованных городских жителей. Именно в цирках происходили состязания на колесницах и конные заезды. Для гладиаторских боев возводились амфитеатры, самым крупным из которых был Колизей, вмещавший $50$ тысяч зрителей. В городах активно строились театры. Так в Помпеях, насчитывающих $15-20$ тыс. жителей, было построено два театра на $1500$ и $500$ мест.

Помимо этого, строились хранилища для библиотек, архивов, базилика и термы.

Определение 2

Базилика - античная и средневековая прямоугольная постройка, состоящая из нечетного числа, находящихся на различной высоте нефов. В Римской Империи предназначались для проведения судебных заседаний, собраний для решения финансовых вопросов и заключения торговых сделок.

Определение 3

Термы - сложный архитектурный комплекс, включавший в себя банные помещения: раздевалки, помещения с холодной и горячей водой, бассейны, портики, беседки, библиотеки, окруженные садом для прогулок.

Римская архитектура эпохи империи выражала вполне определенную эстетическую концепцию, заключавшуюся в художественном выражении ключевой ценности римской имперской культуры. Идею вечности, силы и мощи империи, власти императора, римского образа жизни.

В художественном выражении она существенно отличалась от греческой, прославлявшей гармоничную красоту свободной личности. Монументальность, прочность и утилитарность римской архитектуры объяснялась в первую очередь решением определенной идеологической задачи на выражение идеи силы власти.

Римская архитектура как одно из важнейших направлений средиземноморской культуры, наиболее полно удовлетворяла запросы общества и стимулировала их рост. Имперская архитектура создавала определенную атмосферу, художественную и материальную среду развития римского средиземноморского общества.

Скульптура

Со времен Ранней римской империи до наших дней дошло разнообразное количество скульптурных произведений, буквально заполонивших музеи Западной и Южной Европы.

Римляне, как и греки, любили скульптурные изображения и не мыслили без них интерьер дома, храма, площади и города в целом. Господствующей концепцией в римской скульптуре, как и в архитектуре, была идея величия императорской власти и мощи римского государства, воплотившаяся в первую очередь в скульптурных композициях и на стенах зданий - храмов, триумфальных арок, колонн, амфитеатров, где изображались сцены военных походов, мифологии.

Наиболее выдающимися памятниками рассматриваемой эпохи стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия, воздвигнутых в честь побед над даками и маркоманами.

На фризе колонны Траяна изображено $2500$ тысячи фигур воинов: солдат, командиров, генералов, варваров. Здесь представлены боевые действия, постройка укреплений и отдых солдат. Воспроизводятся реальные и мифологические пейзажи гор, рек и деревьев. Рельефы колонны Траяна по решению органических и концептуальных задач могут быть сопоставимы с панафинейским фризом знаменитого Фидия, и поставлены в один ряд с такими замечательными творениями как Колизей и "Энеида" Вергилия.

В круглой скульптуре превалирует официальное направление, в котором представлены портреты царствующей фамилии, их приближенных, покровительствующих им богов и героев. Многие городские площади были заполнены подобными портретными статуями, выполненные в традициях классицизма, представляющие в первую очередь могущественного и мудрого правителя.

Однако, древняя традиция реалистичного исполнения скульптурного портрета иногда проявлялась даже при создании портретных статуй императоров. Так в одном из портретов Нерона была передана его плотоядная сущность, звериная жестокость, самомнение и подозрительность. А в портрете Веспасиана прослеживаются черты присущей ему житейской хитрости и самоиронии. Однако, в большей степени, черты реализма проступают в скульптурных портретах простых людей, например неприглядный вид помпейского ростовщика или старческая дряблость пожилой женщины.

Наряду с официальными портретами императоров, богов и героев, особой популярностью, особенно в провинциях пользовались изображения простых людей, в том числе женщин и детей.

Живопись

В отличие от произведений римской скульптуры и архитектуры, образцов римской живописи найдено относительно немного, но и по тем небольшим примерам, дошедшим до нашего времени, таких как "Естественная история" Пилиния старшего, можно смело говорить о достойном месте данного вида искусства в культурной жизни империи. Италийская аристократия не мыслила себе интерьера без произведений живописи, о чем говорят найденные великолепные художественные композиции на стенах домов в Ливии и Палестине, покрытых изысканной росписью, отражающие сюжеты греческой мифологии.

Однако не только аристократии было доступны произведения изобразительного искусств. Оно становится достоянием широких слоев населения. Относительно небольшое количество примеров римской живописи позволило выделить только два направления.

  • Помпейский стиль, сюжеты которого состояли из иллюстрации римской мифологии или были посвящены таинству в честь Вакха - Диониса, показывающие зрелость художественной культуры Империи в целом.
  • Провинциальное живописное искусство. К нему относятся Файюмские портреты, представляющие собой хоть и реалистичное, но несколько идеализированное представление человека. Оно изображалось красками на деревянной доске, и было связано с церемониями заупокойного культа. Портрет создавался при жизни заказчика и являлся частью интерьера дома, но после смерти хозяина, заворачивался в пелены мумии и сопровождал хозяина в мир иной. Портреты выполнены на достаточно высоком уровне и передают психологическое состояние модели, в ней сочетается натурализм с умеренной героизацией, что создает стиль высокого гуманного реализма. Среди искусствоведов идут споры о происхождения Фамюйского портрета. Относится его образование к традициям птолемеевского Египта или они обязаны традициям римско-италийского портрета. Безусловным, однако остается тот факт, что его развитие возможно было только благодаря созданной в империи мультикультурной ойкумены, в рамках которой действовали силы творческого взаимодействия разных культурных традиций.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot