Флоренский Павел Александрович ($1882 – 1937$) русский религиозный философ, православный священник, поэт.
Ранние годы
Поступив в Московский университет на физико-математический факультет, Флоренский заводит знакомство с Андреем Белым, Брюсовым, Бальмонтом, Д. Мережковским, З. Гиппиус, А. Блоком. Начинает свою публицистическую деятельность в журналах «Новый путь» и «Весы». В студенческий период большое влияние на мировоззрение Флоренского оказывают философские идеи Вл. Соловьева и архимандрита Серапиона.
После университета Павел Александрович получает благословение епископа Антония (Флоренсова) и начинает свою учебу в Московской духовной академии. В этот период Флоренский пишет свою работу «Столп и утверждение истины» $1908$ году, за которую удостаивается Макариевской премии. В $1911$ он принимает решение постричься в сан священника. Через год становится редактором журнала «Богословский вестник». Революционные события в России расценивает как истинно апокалипсические, склоняясь более к теократическому монархизму. После Великой Октябрьской Революции Флоренский высказал своё мнение следующим образом:
«Развиваемое мною научно-философское миропонимание не совпадает с вульгарным толкованием коммунизма».
Религиозно-философская деятельность
Период с $1916-1925$ года Павел Александрович Флоренский глубоко погружается в религиозно-философское творчество, работая над «Очерками философии культуры» и «Иконостасом». Вместе с этим Флоренский принимает активное участие в искусствоведении и музейной работе. За отказ уехать из России, в $1933$ году Флоренский подвергается аресту и осуждается на $10$ лет, с высылкой в сибирский лагерь «Свободный».
Философские умозрения Флоренского
В своей философской мысли Флоренский отмечает тягу к платонизму и ценностям античной философии, желая максимально сблизить эллинскую традицию с православным духовным стилем. Лосев писал по этому поводу следующее: «Флоренский дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую всё, что когда-нибудь я читал о Платоне». Он отвергает всякую метафизику, спиритуализм, ратуя за конкретность, дополняя религиозно-философское учение научным знанием, интегрируя его в рамки религиозного мировосприятия.
Задачей всей своей философии Флоренский обозначал формирование будущего пути к единому мировоззрению, объединяющему разум и веру, интуицию и дискуссию, теологию и философию, науку и искусство. Его собственный труды в богословии занимали область апологетики, тематически тяготевшие к теодицее и антроподицее. В основу Антроподицеи Флоренский помещает мысль об очищении и спасении человека через обожение его существа. Этот путь возможен только благодаря Божьей силе.
В своей трактовке Софии Мудрости Божьей Флоренский хотел помыслить культовые памятники – храмы, иконы и т.д.:
«София есть начаток и центр искупленной твари».
В $1908$ году в работе «Вопросы религии» была представлена первая редакция труда «Столп и утверждение Истины». После этой работы он получил степень магистра богословия.
При всем своём знании западной философии, Флоренский, взаимодействуя с ней, искал для себя фундамент в православном миропонимании. Религиозная мысль христианского Востока и православия содержит в себе такие идеи, которые уберегали мысль от тех сложностей, с которыми пришлось столкнуть мыслителям Запада. Но для того, чтобы на почве православия можно было начать формировать философские идеи, необходимо ещё много работать, и выразить то, что скрывает в себе православное сознание.