Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики

  • 28 страниц
  • 2014 год
  • 920 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие внимания. Любая деятельность человека, а в большей степени учебная деятельность требует выделения объекта и сосредоточения на нем. Это обеспечивается вниманием.
Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Дети с нарушениями развития свойств внимания испытывают трудности в обучении. Внимание, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.
Большое количество детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обу¬чения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая на¬ходит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками); в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).
Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии. Особенности развития внимания младших школьников с ЗПР исследовали известные психологи, педагоги и дефектологи, такие как Т. А. Власова, М.С. Певзнер (1977), 3.И. Калмыкова (1978), Л.В. Кузнецова, В.В. Лебединский (1985), В.И. Лубовский (1989), Т.А. Фокетова (1993) и многие другие отечественные ученые. Исследователи считают, что изучение особенностей развития внимания младших школьников с задержкой психического развития, способствует их дальнейшей коррекции, в правильном их формировании.
Таким образом, актуальность и значимость проблемы и обусловила выбор темы курсовой работы: «Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики».
Цель исследования: изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, на основании изученного и разработать методику по развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках математики.
Гипотеза: развитие внимания младших школьников с ЗПР на уроках математики будет эффективным, если моделировать уроки математики с учетом особенностей внимания у данных детей.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у детей с задержкой психического развития на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития.
3. Разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию свойств внимания (устойчивость, объем, распределение, переключение) на уроках математики.
Для решения поставленных задач в исследовании использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение данных.
Структура работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, двух приложений.
Объем работы составляет 25 страниц (без приложений).
Практическая значимость заключается в том, что выводы курсовой работы могут быть использованы педагогами школьных учреждений в своей практической деятельности.

Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1 Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития свойств внимания у детей с задержкой 10
психического развития 10
Глава 2. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики 16
2.1 Организация и педагогические условия развития внимания у детей с ЗПР на уроках математики 16
2.2 Методика работы с младшими школьниками с ЗПР на уроках математики 19
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 1. 26
Приложение 2 . 27

Заключение


Таким образом, в соответствие с целью и задачами исследования нами были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития внимания у младших школьников с ЗПР.
В ходе теоретического изучения данной проблемы была рассмотрена общая характеристика внимания, как особое свойство человеческой психики, которое не существует вне мышления, восприятия, памяти, движения. Рассмотрены основные виды внимания: непроизвольное внимание – возникающее безо всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий; произвольное внимание – возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий. Выяснили, что основными свойствами внимания являются: концентрация внимания, устойчивость, объем внимания, распределение и переключение.
Были выявлены основные причины возникновения задержки психического развития, а также выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательности внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.
Исследователи считают, что под руководством педагога коррекционная работа по развитию внимания может быть достаточно эффективна, если учитывать особенности внимания детей с задержкой психического развития, создать необходимые педагогические условия и соблюдать требования к организации учебного процесса.
Опираясь на изученный материал, рекомендации исследователей в данной области, разработали упражнения для коррекции внимания учащихся с ЗПР на уроках математики. Суть их заключалась в системе педагогических воздействий учителя, направленная как на формирование у детей способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков, но и на развитие процессов внимания: ее устойчивости, концентрации и сосредоточенности, увеличения объема, распределение внимания. Помощь педагога должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры. И таким образом, моделируя уроки математики с учетом особенностей процессов внимания младших учеников с ЗПР, можно корректировать развитие данного психического процесса.
Считаем, что наша работа имеет практическую значимость. Результаты проведенного анализа и комплекс упражнений, могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов при коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Список литературы


1. Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002.
2. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1995.
3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
4. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. – М.: Аквариум, 2007. – 122 с.
5. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной - М.: Академия, 2001. - 314с.
6. Ланге Н. Н. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под. ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-295c.-C. 103-106.
7. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982; с. 9–13.
8. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. - М. Сфера, 2007
9. Маклаков А.Г. Общая психология. Издательство: Питер. Год: 2001. – 592с.
10. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.
11. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
12. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / [Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
13. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. - (Серия: Хрестоматия психологии).
14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
15. Рыжова Н.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / Н. В. Рыжова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 - 139 с.
16. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
17. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – М., 2009. – 394 с.
18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. — М.: Медицина, 1959. — 330 с.
19. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
20. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
21. Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Учебное пособие для специальных психологов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов. – Шадринск: Исеть, 2004. – 100 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие внимания. Любая деятельность человека, а в большей степени учебная деятельность требует выделения объекта и сосредоточения на нем. Это обеспечивается вниманием.
Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Дети с нарушениями развития свойств внимания испытывают трудности в обучении. Внимание, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.
Большое количество детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обу¬чения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая на¬ходит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками); в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).
Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии. Особенности развития внимания младших школьников с ЗПР исследовали известные психологи, педагоги и дефектологи, такие как Т. А. Власова, М.С. Певзнер (1977), 3.И. Калмыкова (1978), Л.В. Кузнецова, В.В. Лебединский (1985), В.И. Лубовский (1989), Т.А. Фокетова (1993) и многие другие отечественные ученые. Исследователи считают, что изучение особенностей развития внимания младших школьников с задержкой психического развития, способствует их дальнейшей коррекции, в правильном их формировании.
Таким образом, актуальность и значимость проблемы и обусловила выбор темы курсовой работы: «Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики».
Цель исследования: изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, на основании изученного и разработать методику по развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках математики.
Гипотеза: развитие внимания младших школьников с ЗПР на уроках математики будет эффективным, если моделировать уроки математики с учетом особенностей внимания у данных детей.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у детей с задержкой психического развития на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития.
3. Разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию свойств внимания (устойчивость, объем, распределение, переключение) на уроках математики.
Для решения поставленных задач в исследовании использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение данных.
Структура работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, двух приложений.
Объем работы составляет 25 страниц (без приложений).
Практическая значимость заключается в том, что выводы курсовой работы могут быть использованы педагогами школьных учреждений в своей практической деятельности.

Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1 Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития свойств внимания у детей с задержкой 10
психического развития 10
Глава 2. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики 16
2.1 Организация и педагогические условия развития внимания у детей с ЗПР на уроках математики 16
2.2 Методика работы с младшими школьниками с ЗПР на уроках математики 19
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 1. 26
Приложение 2 . 27

Заключение


Таким образом, в соответствие с целью и задачами исследования нами были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития внимания у младших школьников с ЗПР.
В ходе теоретического изучения данной проблемы была рассмотрена общая характеристика внимания, как особое свойство человеческой психики, которое не существует вне мышления, восприятия, памяти, движения. Рассмотрены основные виды внимания: непроизвольное внимание – возникающее безо всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий; произвольное внимание – возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий. Выяснили, что основными свойствами внимания являются: концентрация внимания, устойчивость, объем внимания, распределение и переключение.
Были выявлены основные причины возникновения задержки психического развития, а также выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательности внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.
Исследователи считают, что под руководством педагога коррекционная работа по развитию внимания может быть достаточно эффективна, если учитывать особенности внимания детей с задержкой психического развития, создать необходимые педагогические условия и соблюдать требования к организации учебного процесса.
Опираясь на изученный материал, рекомендации исследователей в данной области, разработали упражнения для коррекции внимания учащихся с ЗПР на уроках математики. Суть их заключалась в системе педагогических воздействий учителя, направленная как на формирование у детей способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков, но и на развитие процессов внимания: ее устойчивости, концентрации и сосредоточенности, увеличения объема, распределение внимания. Помощь педагога должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры. И таким образом, моделируя уроки математики с учетом особенностей процессов внимания младших учеников с ЗПР, можно корректировать развитие данного психического процесса.
Считаем, что наша работа имеет практическую значимость. Результаты проведенного анализа и комплекс упражнений, могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов при коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Список литературы


1. Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002.
2. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1995.
3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
4. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. – М.: Аквариум, 2007. – 122 с.
5. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной - М.: Академия, 2001. - 314с.
6. Ланге Н. Н. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под. ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-295c.-C. 103-106.
7. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982; с. 9–13.
8. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. - М. Сфера, 2007
9. Маклаков А.Г. Общая психология. Издательство: Питер. Год: 2001. – 592с.
10. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.
11. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
12. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / [Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
13. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. - (Серия: Хрестоматия психологии).
14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
15. Рыжова Н.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / Н. В. Рыжова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 - 139 с.
16. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
17. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – М., 2009. – 394 с.
18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. — М.: Медицина, 1959. — 330 с.
19. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
20. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
21. Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Учебное пособие для специальных психологов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов. – Шадринск: Исеть, 2004. – 100 с.

Купить эту работу

Развитие внимания у младших школьников с ЗПР на уроках математики

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Денис об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-11-15
Курсовая работа

Отличная работа! Автор молодец, выполнила все согласно требованиям и очень профессионально. Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-22
Курсовая работа

Спасибо за работу!

Общая оценка 5
Отзыв Елен169 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-04-13
Курсовая работа

Большое спасибо Автору за отличную курсовую! Сделана работа была очень быстро, преподаватель сразу ее приняла без вопросов, что большая редкость в нашем ВУЗе:))) Побольше бы таких Авторов!!!

Общая оценка 5
Отзыв ALLL об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-03-22
Курсовая работа

Спасибо автору, хорошая работа, всем рекомендую!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Практическое занятие «Планирование и организация исследовательской деятельности»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Стратегия поведения в кризисных ситуациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Качество городской среды: объективные и субъективные критерии качества оценки в районах Басманный, Некрасовка и Строгино.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Межнациональные отношения: отношение к миграции (соц. исследование)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
240 ₽
Готовая работа

Исследовательская работа по общественному мнению "Протестная ситуация в Украине (ноябрь 2013 - …)"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

Исследование по социологии на тему: "Разводы"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
134 ₽
Готовая работа

игра по работам Т. Адорно и М. Хоркхаймера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Молодёжная субкультура

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Социальная психология Задание: проанализируйте три вида телепередач: - мультфильмы; - детские передачи (не мультфильмы); - передачи для взрослых.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Специфика молодежных субкультур

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Сравнение концепций самоубийства в работах Э.Дюркгейма, П.Сорокина и Н.Бердяева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ статьи по экономической социологии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽