Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одна из важнейших проблем России третьего тысячелетия — проблема обездоленных детей. Детство — особый период в жизни человека — помимо того, что самоценно само по себе, оно не только во многом определяет будущее конкретной личности, а значит и завтрашний день государства в целом. На сегодняшний день дети составляют более четверти населения России. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права.
Анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в очень тяжелом положении. Значительная часть детей сегодня находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция ООН о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы, национальные планы и программы в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, соблюдения их прав. Беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в России от 2 до 3 млн. На фоне общего неблагополучия в детской среде особенно острым является вопрос о сиротстве.
Особенности развития этой категории детей активно изучались зарубежными (А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби, С. Прованс, Р.Липтон, М.Айнсворз, Р.Шпиц, Э.Пиклер, М.Винце и др.) и отечественными (Т. М. Землянухина, М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова, Н.М.Щелованов и др.) исследователями-психологами. В исследованиях этих и других авторов описываются психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Главным условием полноценного психического развития ребенка является соответствующее его природе общение со взрослыми. В основе такого общения лежит система личностных связей, которые устанавливаются в первые месяцы жизни ребенка и развиваются в дальнейшем по определенным законам. Практика воспитания детей в условиях детского дома часто приводит к задержкам и искажениям в психическом развитии детей.
Цель исследования: изучение особенностей отношения к семье у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему отношения к семье у воспитанников детского дома в психолого – педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический комплекс методов, направленных на выявление специфики отношения к семье у детей, воспитывающихся в условиях детского дома в сравнении с детьми, воспитывающимися в семье.
3. Выявить особенности отношения к семье у детей, воспитывающих в условиях детского дома в сравнении с детьми, воспитывающимися в семье.
Гипотеза исследования: воспитание в условиях детского дома влияет на формирование образа семейных отношений у детей.
Объектом исследования являются воспитанники детского дома.
Предмет исследования: отношение к семье у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношения к семье у воспитанников детского дома 6
1.1. Роль семьи в жизни ребенка 6
1.2. Психологическая характеристика воспитанников детских домов 10
Глава 2. Экспериментальное исследование отношения к семье у воспитанников детского дома 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Обсуждение результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование выявило, что семья играет большую роль в воспитании ребенка, в формировании его личности. Многие исследователи прошлого и современности указывают на преимущества семейного воспитания. Характер межличностных отношений в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности. Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Неблагополучное психическое развитие ребенка происходит в условиях эмоциональной депривации при отсутствии эмоциональных контактов с родителями, в особенности с матерью. Неправильное воспитание, нерациональные внутрисемейные отношения являются источником нарушений личностного развития ребенка. В результате постоянного воздействия психотравмирующего фактора у здорового от рождения ребенка может формироваться дисгармоничное развитие. Моделью дисгармоничного развития является ряд психопатий, а также патологическое формирование личности.
Теоретический анализ показал, что отсутствие семейного опыта, родительской ласки и любви у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, приводит к нарушению в психическом и личностном развитии. Таким детям свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдаются снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем. У воспитанников детских домов отмечается целый набор негативных черт характера у детей, воспитывающихся в условиях детского дома: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность. Наблюдается нервозность многих воспитанников, повышенная возбудимость, подверженность ночным страхам, фантазиям и выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизует ребенка. На многих детях даже внешне появляется печать отверженности: нередко наблюдаются психическая мышечная напряженность лица и тела, общее подавленное состояние, тики, дефекты речи и т.д.
Отношения со взрослыми и сверстниками у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, складываются под влияем того небогатого социального опыта, который дети успели приобрести, воспитываясь в условиях закрытого учреждения или, если имелся, из опыта проживания в семье. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что восприятие семейных отношений влияет на уровень межличностных взаимодействий с окружающими.
Экспериментальное исследование показало, что у воспитанников детских домов отмечаются крайне неблагоприятные представления о семейных отношениях. Дети описывают семейную среду как негативную, враждебную, конфликтную. Вместе с тем, отношение к родителям половины детей позитивное. Дети желают найти свою семью, найти родителей, жить в семье. У детей отмечается низкий уровень общительности и взаимодействия с социальным миром. Это связано с тем, что отсутствие семьи в детстве не дает ребенку необходимого опыта взаимодействия с окружающим миром из-за отсутствия любви, заботы, индивидуального внимания к ребенку. Анализ данных исследования показал, что действительно, восприятие семейных отношений, сформированная модель детско – родительских отношений в сознании ребенка оказывает влияние на социальный опыт и взаимодействие с окружающими людьми воспитанников детских домов.
На основании полученных результатов предлагаются рекомендации по повышению позитивности в восприятии семейных отношений детьми, воспитывающимися в условиях детского дома. Данные рекомендации относятся, прежде всего, к созданию условий, в которых воспитанники детских домов смогут реализовать свои потребности в межличностных отношениях, общении: малая наполняемость групп, создание семейных условий. В таких условиях ребенку легче реализовать свои потребности в общении, т.к. он будет чувствовать внимание, заботу к себе. Выполнение условий, необходимых для данной рекомендации, прежде всего нуждаются в материальном и финансовом обеспечении, что не всегда реализуется в современных детских домах. Тем не менее, проявление внимания, заботы, любви зависит и от персонала детского дома. Принятие детей, окружение их заботой и вниманием способствует более эффективному межличностному общению. В этих ситуациях персонал детского дома воспринимается как родитель (мать или отец). Поэтому поведение персонала обеспечивает, но не заменяет, модель семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
2. Галагузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах. // Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С. 17-25
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996. – 156 с.
4. Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 42-46
5. Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. Т. 5. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003
6. Методика Рене Жиля. //Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. С. 367–386
7. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения – М., 1995. – Вып. 4.
8. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н. Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004. – 328с.
9. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма. // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с
11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.- 192с
13. Шахманова А.Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одна из важнейших проблем России третьего тысячелетия — проблема обездоленных детей. Детство — особый период в жизни человека — помимо того, что самоценно само по себе, оно не только во многом определяет будущее конкретной личности, а значит и завтрашний день государства в целом. На сегодняшний день дети составляют более четверти населения России. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права.
Анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в очень тяжелом положении. Значительная часть детей сегодня находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция ООН о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы, национальные планы и программы в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, соблюдения их прав. Беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в России от 2 до 3 млн. На фоне общего неблагополучия в детской среде особенно острым является вопрос о сиротстве.
Особенности развития этой категории детей активно изучались зарубежными (А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби, С. Прованс, Р.Липтон, М.Айнсворз, Р.Шпиц, Э.Пиклер, М.Винце и др.) и отечественными (Т. М. Землянухина, М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова, Н.М.Щелованов и др.) исследователями-психологами. В исследованиях этих и других авторов описываются психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Главным условием полноценного психического развития ребенка является соответствующее его природе общение со взрослыми. В основе такого общения лежит система личностных связей, которые устанавливаются в первые месяцы жизни ребенка и развиваются в дальнейшем по определенным законам. Практика воспитания детей в условиях детского дома часто приводит к задержкам и искажениям в психическом развитии детей.
Цель исследования: изучение особенностей отношения к семье у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему отношения к семье у воспитанников детского дома в психолого – педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический комплекс методов, направленных на выявление специфики отношения к семье у детей, воспитывающихся в условиях детского дома в сравнении с детьми, воспитывающимися в семье.
3. Выявить особенности отношения к семье у детей, воспитывающих в условиях детского дома в сравнении с детьми, воспитывающимися в семье.
Гипотеза исследования: воспитание в условиях детского дома влияет на формирование образа семейных отношений у детей.
Объектом исследования являются воспитанники детского дома.
Предмет исследования: отношение к семье у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношения к семье у воспитанников детского дома 6
1.1. Роль семьи в жизни ребенка 6
1.2. Психологическая характеристика воспитанников детских домов 10
Глава 2. Экспериментальное исследование отношения к семье у воспитанников детского дома 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Обсуждение результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование выявило, что семья играет большую роль в воспитании ребенка, в формировании его личности. Многие исследователи прошлого и современности указывают на преимущества семейного воспитания. Характер межличностных отношений в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности. Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Неблагополучное психическое развитие ребенка происходит в условиях эмоциональной депривации при отсутствии эмоциональных контактов с родителями, в особенности с матерью. Неправильное воспитание, нерациональные внутрисемейные отношения являются источником нарушений личностного развития ребенка. В результате постоянного воздействия психотравмирующего фактора у здорового от рождения ребенка может формироваться дисгармоничное развитие. Моделью дисгармоничного развития является ряд психопатий, а также патологическое формирование личности.
Теоретический анализ показал, что отсутствие семейного опыта, родительской ласки и любви у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, приводит к нарушению в психическом и личностном развитии. Таким детям свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдаются снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем. У воспитанников детских домов отмечается целый набор негативных черт характера у детей, воспитывающихся в условиях детского дома: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность. Наблюдается нервозность многих воспитанников, повышенная возбудимость, подверженность ночным страхам, фантазиям и выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизует ребенка. На многих детях даже внешне появляется печать отверженности: нередко наблюдаются психическая мышечная напряженность лица и тела, общее подавленное состояние, тики, дефекты речи и т.д.
Отношения со взрослыми и сверстниками у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, складываются под влияем того небогатого социального опыта, который дети успели приобрести, воспитываясь в условиях закрытого учреждения или, если имелся, из опыта проживания в семье. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что восприятие семейных отношений влияет на уровень межличностных взаимодействий с окружающими.
Экспериментальное исследование показало, что у воспитанников детских домов отмечаются крайне неблагоприятные представления о семейных отношениях. Дети описывают семейную среду как негативную, враждебную, конфликтную. Вместе с тем, отношение к родителям половины детей позитивное. Дети желают найти свою семью, найти родителей, жить в семье. У детей отмечается низкий уровень общительности и взаимодействия с социальным миром. Это связано с тем, что отсутствие семьи в детстве не дает ребенку необходимого опыта взаимодействия с окружающим миром из-за отсутствия любви, заботы, индивидуального внимания к ребенку. Анализ данных исследования показал, что действительно, восприятие семейных отношений, сформированная модель детско – родительских отношений в сознании ребенка оказывает влияние на социальный опыт и взаимодействие с окружающими людьми воспитанников детских домов.
На основании полученных результатов предлагаются рекомендации по повышению позитивности в восприятии семейных отношений детьми, воспитывающимися в условиях детского дома. Данные рекомендации относятся, прежде всего, к созданию условий, в которых воспитанники детских домов смогут реализовать свои потребности в межличностных отношениях, общении: малая наполняемость групп, создание семейных условий. В таких условиях ребенку легче реализовать свои потребности в общении, т.к. он будет чувствовать внимание, заботу к себе. Выполнение условий, необходимых для данной рекомендации, прежде всего нуждаются в материальном и финансовом обеспечении, что не всегда реализуется в современных детских домах. Тем не менее, проявление внимания, заботы, любви зависит и от персонала детского дома. Принятие детей, окружение их заботой и вниманием способствует более эффективному межличностному общению. В этих ситуациях персонал детского дома воспринимается как родитель (мать или отец). Поэтому поведение персонала обеспечивает, но не заменяет, модель семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
2. Галагузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах. // Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С. 17-25
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996. – 156 с.
4. Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 42-46
5. Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. Т. 5. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003
6. Методика Рене Жиля. //Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. С. 367–386
7. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения – М., 1995. – Вып. 4.
8. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н. Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004. – 328с.
9. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма. // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с
11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.- 192с
13. Шахманова А.Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144347 Курсовых работ — поможем найти подходящую