Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности памяти младшего школьника, их проявления и развитие в процессе обучения.

  • 43 страниц
  • 2014 год
  • 601 просмотр
  • 3 покупки
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.
Необходимым условием умственного развития человека является постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессах восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности. Сложные преобразования поступающей информации в большом объеме непосредственным образом связаны с процессами фиксации и актуализации в системе памяти. Память является индикатором состояния многих психических процессов, отражая особенности развития психических функций и функционального развития мозга. Поэтому актуальным является изучение особенностей памяти детей младшего школьного возраста.
У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем смысловая, что связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах делается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию мышления учащихся.
Разработанность. Проблемы развития памяти младших школьников освещены в исследованиях В. Штерна, Э. Меймана, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В. В. Давыдова, П.Я. Галь-перина, Д.Б. Эльконина, А.П. Нечаевой, В.Н. Могилевой, И.В. Дубровиной и др. Однако необходимо проведение новых исследований в виду усложнения учебной деятельности и повышения требований к учащимся.
Цель исследования – изучить особенности памяти младшего школь-ника, их проявления и развитие в процессе обучения.
Объект исследования – познавательные процессы детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности памяти детей младшего школьного возраста, их проявления и развитие в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме особенностей памяти детей младшего школьного возраста, их проявления и развития в процессе обучения.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста, их проявлений и развития в процессе обучения.
3. Сравнить особенности памяти детей младшего школьного возраста, в зависимости от продолжительности обучения в школе.
Гипотеза исследования. Предполагается, что в процессе школьного обучения у младших школьников значительно развиваются образная, словесно – логическая, кратковременная и долговременная виды памяти.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тесты, статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия;
2. Методика изучения образной и вербально-логической памяти;
3. Статистическая методика – U-критерий Манна – Уитни.
Эмпирическая база исследования – школа № 202 Октябрьского района г. Новосибирска. В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 8 – 9 лет.

Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты особенностей памяти младшего школьника, их проявлений и развития в процессе обучения 5
1.1. Характеристика познавательного процесса памяти 5
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 10
1.3. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности 17
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей памяти младшего школьника, их проявлений и развития в процессе обучения 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 27
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42

Заключение
Целью данного исследования являлось изучение особенностей памяти младшего школьника, их проявлений и развития в процессе обучения.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями, она зависит от таких индивидуальных особенностей, как: интересы и склонности личности, отношения личности к той или иной деятельности, от эмоционального настроя в конкретном случае, физического состояния, волевого усилия и многих других факторов.
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Процесс развития памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению.
При проведении эмпирического исследования выяснилось, что, у младших школьников средний объем кратковременной и долговременной памяти, кривые запоминания у детей строго положительные. Это говорит о том, что у детей младшего школьного возраста достаточная сосредоточенность внимания и нормальная умственная работоспособность. Долговременная память имеет практически такой же уровень, как и кратковременная память. Статистическое сравнение результатов показало, что учащиеся 3-го класса воспроизводят значительно больше слов, нежели учащиеся 2-го класса. Таким образом, в процессе учебной деятельности от 2-го к 3-му классу у учеников значительно увеличивается объем кратковременной и долговременной памяти.
По результатам исследования образной и словесно – логической памяти выяснилось, что объем образной памяти у детей 2-го класса значительно превосходит объем словесно - логической памяти. Они имеют средний уровень развития образной памяти и уровень развития словесно - логической памяти несколько ниже среднего. У детей 3-го класса объем словесно - логической памяти значительно превосходит объем образной памяти. Дети имеют средний уровень развития образной памяти и уровень развития словесно - логической кратковременной памяти выше среднего.
Статистическое сравнение данных показало, что в процессе учебной деятельности от 2-го к 3-му классу у учеников значительно увеличивается объем словесно – логической памяти. При этом также растет объем образной памяти, однако его увеличение не является значимым.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. В процессе школьного обучения у младших школьников значительно развиваются образная, словесно – логическая, кратковременная и долговременная виды памяти.
По результатам исследования в целях развития словесно – логической памяти младших школьников были предложены комплексы упражнений, способствующие решению специальных мнемонических задач.

Список литературы
1. Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-94.
2. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
3. Выгоренко, Н.В. Память, её значение в жизни человека [Текст] / Н. В. Выгоренко // Начальное образование. – 2003. - №1 – С.60-61.
4. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память [Текст] / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – 224с.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Психология человека. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.
6. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти [Текст]: хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. - 475с.
7. Леонтьев, А.Н. Очерки психологии детей (младший школьный воз-раст) [Текст]/ Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Издательство «Акаде-мия», 1990. – 210с.
8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
10. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
11. Петровский, А.П. Психология [Текст]: учебник для студ. выс. пед. учеб. заведений / А.П.Петровский, М.Г.Ярошевский .- М.: Издат. центр «Академия», 2009. -512с.
12. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
13. Психология / под редакцией Б.А. Сосновского. Учебник. М.: Юрайт, 2005, с. 191 – 203.
14. Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: АСТ, 2008. – 656с.
15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
17. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] /А.А. Смирнов. - М.: Просвещение. 1967.- 342с.
18. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2000. - 362с.
19. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст] /Л. В. Черемашина. - М: Академия, 2005. - 218с.
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.
Необходимым условием умственного развития человека является постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессах восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности. Сложные преобразования поступающей информации в большом объеме непосредственным образом связаны с процессами фиксации и актуализации в системе памяти. Память является индикатором состояния многих психических процессов, отражая особенности развития психических функций и функционального развития мозга. Поэтому актуальным является изучение особенностей памяти детей младшего школьного возраста.
У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем смысловая, что связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах делается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию мышления учащихся.
Разработанность. Проблемы развития памяти младших школьников освещены в исследованиях В. Штерна, Э. Меймана, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В. В. Давыдова, П.Я. Галь-перина, Д.Б. Эльконина, А.П. Нечаевой, В.Н. Могилевой, И.В. Дубровиной и др. Однако необходимо проведение новых исследований в виду усложнения учебной деятельности и повышения требований к учащимся.
Цель исследования – изучить особенности памяти младшего школь-ника, их проявления и развитие в процессе обучения.
Объект исследования – познавательные процессы детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности памяти детей младшего школьного возраста, их проявления и развитие в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме особенностей памяти детей младшего школьного возраста, их проявления и развития в процессе обучения.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста, их проявлений и развития в процессе обучения.
3. Сравнить особенности памяти детей младшего школьного возраста, в зависимости от продолжительности обучения в школе.
Гипотеза исследования. Предполагается, что в процессе школьного обучения у младших школьников значительно развиваются образная, словесно – логическая, кратковременная и долговременная виды памяти.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тесты, статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия;
2. Методика изучения образной и вербально-логической памяти;
3. Статистическая методика – U-критерий Манна – Уитни.
Эмпирическая база исследования – школа № 202 Октябрьского района г. Новосибирска. В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 8 – 9 лет.

Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты особенностей памяти младшего школьника, их проявлений и развития в процессе обучения 5
1.1. Характеристика познавательного процесса памяти 5
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 10
1.3. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности 17
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей памяти младшего школьника, их проявлений и развития в процессе обучения 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 27
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42

Заключение
Целью данного исследования являлось изучение особенностей памяти младшего школьника, их проявлений и развития в процессе обучения.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями, она зависит от таких индивидуальных особенностей, как: интересы и склонности личности, отношения личности к той или иной деятельности, от эмоционального настроя в конкретном случае, физического состояния, волевого усилия и многих других факторов.
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Процесс развития памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению.
При проведении эмпирического исследования выяснилось, что, у младших школьников средний объем кратковременной и долговременной памяти, кривые запоминания у детей строго положительные. Это говорит о том, что у детей младшего школьного возраста достаточная сосредоточенность внимания и нормальная умственная работоспособность. Долговременная память имеет практически такой же уровень, как и кратковременная память. Статистическое сравнение результатов показало, что учащиеся 3-го класса воспроизводят значительно больше слов, нежели учащиеся 2-го класса. Таким образом, в процессе учебной деятельности от 2-го к 3-му классу у учеников значительно увеличивается объем кратковременной и долговременной памяти.
По результатам исследования образной и словесно – логической памяти выяснилось, что объем образной памяти у детей 2-го класса значительно превосходит объем словесно - логической памяти. Они имеют средний уровень развития образной памяти и уровень развития словесно - логической памяти несколько ниже среднего. У детей 3-го класса объем словесно - логической памяти значительно превосходит объем образной памяти. Дети имеют средний уровень развития образной памяти и уровень развития словесно - логической кратковременной памяти выше среднего.
Статистическое сравнение данных показало, что в процессе учебной деятельности от 2-го к 3-му классу у учеников значительно увеличивается объем словесно – логической памяти. При этом также растет объем образной памяти, однако его увеличение не является значимым.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. В процессе школьного обучения у младших школьников значительно развиваются образная, словесно – логическая, кратковременная и долговременная виды памяти.
По результатам исследования в целях развития словесно – логической памяти младших школьников были предложены комплексы упражнений, способствующие решению специальных мнемонических задач.

Список литературы
1. Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-94.
2. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
3. Выгоренко, Н.В. Память, её значение в жизни человека [Текст] / Н. В. Выгоренко // Начальное образование. – 2003. - №1 – С.60-61.
4. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память [Текст] / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – 224с.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Психология человека. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.
6. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти [Текст]: хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. - 475с.
7. Леонтьев, А.Н. Очерки психологии детей (младший школьный воз-раст) [Текст]/ Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Издательство «Акаде-мия», 1990. – 210с.
8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
10. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
11. Петровский, А.П. Психология [Текст]: учебник для студ. выс. пед. учеб. заведений / А.П.Петровский, М.Г.Ярошевский .- М.: Издат. центр «Академия», 2009. -512с.
12. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
13. Психология / под редакцией Б.А. Сосновского. Учебник. М.: Юрайт, 2005, с. 191 – 203.
14. Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: АСТ, 2008. – 656с.
15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
17. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] /А.А. Смирнов. - М.: Просвещение. 1967.- 342с.
18. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2000. - 362с.
19. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст] /Л. В. Черемашина. - М: Академия, 2005. - 218с.
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Купить эту работу

Особенности памяти младшего школьника, их проявления и развитие в процессе обучения.

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
3 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽