Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования обусловлена тем, что важнейшим условием полноценного психического развития ребенка является содержательное, эмоционально-положительное общение с окружающими, как со взрослыми, так и со сверстниками. Сфера коммуникации является необходимой составляющей социального пространства, в котором существует личность. Коммуникативные умения и навыки представляют собой средства, которые способны обеспечить успешную деятельность подрастающего человека в сфере коммуникации. В процессе коммуникации ребенок усваивает общечеловеческие опыт и ценности, знания и способы деятельности. От того, насколько у ребенка будет развито умение общаться с окружающими, налаживать с ними контакт, во многом зависят его дальнейшие успехи в учебной и трудовой деятельности.
В исследованиях Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и других авторов отмечается, что способность к установлению взаимоотношений представляет собой специфическую форму активности субъекта. Многими специалистами, среди которых Г.М.Андреева, А.В.Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и другие, установлено, что коммуникативная деятельность развивается в младшем школьном возрасте очень интенсивно. И именно в данный возрастной период развивается понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности; формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношения с окружающими; закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. В младшем школьном возрасте усваиваются нормы и правила общения, которыми он будет руководствоваться независимо от складывающихся обстоятельств всегда и везде. При этом коммуникативные умения и навыки определят степень свободы общения ребенка с другими людьми в течении последующей жизни. Поэтому необходимо развитие, а в случае необходимости – коррекция коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Объект исследования: коммуникативные умения и навыки.
Предмет исследования: коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Цель работы: на основе анализа литературных источников по теме исследования разработать методические рекомендации по коррекции и развитию коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть.
2. Показать
3. Разработать рекомендации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Роль коллектива сверстников в развитии детей младшего школьного возраста 10
1.3. Психология коммуникации 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Цели и задачи коррекции и развития коммуникативных умений и навыков младших школьников 21
2.2. Коммуникационные тренинги и упражнения. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Коммуникативные умения и навыки являются одним из основных умений современного человека. Для поэтапного развития коммуникативных умений и навыков важно начать их развитие именно в младшем школьном возрасте. Успешность развития коммуникативных умений и навыков зависят от того, насколько они осознаются учеником, насколько сам ребенок способствует их развитию и насколько целенаправленно в этом процессе он участвует.
На основании анализа литературных источников сделаны следующие выводы.
Младший школьный возраст обладает большими резервами для развития личности ребенка. У детей младшего школьного возраста формируется самооценка, уровень притязаний, нравственное самосознание. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в ценностях, личностных особенностях, интересах, поведении.
Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью, его отношений со взрослыми и детьми. Взаимодействие детей представляет собой значительное условие перехода всех компонентов действий от взрослого к ребенку, их интериоризации. Основой генезиса интеллектуальных структур ребенка является кооперация со сверстниками и координация точек зрения.
Основной характеристикой коммуникативного подхода в обучении является «учиться общению общаясь». Языковая коммуникация, живое общение, развитие диалогической связной речи, тренинги и пр. являются базой, на которой младшие школьники всесторонне развиваются. Это подчеркивает актуальность проблемы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Проблема формирования коммуникативных умений младших школьников обусловлена рядом противоречий:
- постоянно растущая в обществе потребность в коммуникабельных людях и недостаточно существующий набор форм и приемов обучения, способствующих формированию коммуникативных умений школьников;
- в младшем школьном возрасте язык часто усваивается ребенком стихийно, в общении. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.
С целью коррекции и развития коммуникативных умений и навыков младших школьников предложен игровой тренинг и комплекс занятий по развитию речи первоклассников с использованием сказок и дидактических игр.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с проблемами развития: Учеб. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2001.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д, 1999. С. 16.
7. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 368 с.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. – 301 с.
9. Макарова Н. Н. Коммуникативная игра в начальных классах // Начальная школа. - 2008. - № 7.
10. Морозов В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 189с.
11. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.
12. Овсянникова Е. А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников в тренинговой группе // Начальная школа. – 2004. - № 7.
13. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А.Василика. - М.: Гардарики, 2003. - С.15-16, С.295-312.
14. Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
15. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001.
17. Социальная психология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Л.Журавлева. - М.: Форум, 2008. – 413 с.
18. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006.
19. Цукерман Г. П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
20. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Просвещение, 1995.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования обусловлена тем, что важнейшим условием полноценного психического развития ребенка является содержательное, эмоционально-положительное общение с окружающими, как со взрослыми, так и со сверстниками. Сфера коммуникации является необходимой составляющей социального пространства, в котором существует личность. Коммуникативные умения и навыки представляют собой средства, которые способны обеспечить успешную деятельность подрастающего человека в сфере коммуникации. В процессе коммуникации ребенок усваивает общечеловеческие опыт и ценности, знания и способы деятельности. От того, насколько у ребенка будет развито умение общаться с окружающими, налаживать с ними контакт, во многом зависят его дальнейшие успехи в учебной и трудовой деятельности.
В исследованиях Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и других авторов отмечается, что способность к установлению взаимоотношений представляет собой специфическую форму активности субъекта. Многими специалистами, среди которых Г.М.Андреева, А.В.Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и другие, установлено, что коммуникативная деятельность развивается в младшем школьном возрасте очень интенсивно. И именно в данный возрастной период развивается понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности; формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношения с окружающими; закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. В младшем школьном возрасте усваиваются нормы и правила общения, которыми он будет руководствоваться независимо от складывающихся обстоятельств всегда и везде. При этом коммуникативные умения и навыки определят степень свободы общения ребенка с другими людьми в течении последующей жизни. Поэтому необходимо развитие, а в случае необходимости – коррекция коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Объект исследования: коммуникативные умения и навыки.
Предмет исследования: коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Цель работы: на основе анализа литературных источников по теме исследования разработать методические рекомендации по коррекции и развитию коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть.
2. Показать
3. Разработать рекомендации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Роль коллектива сверстников в развитии детей младшего школьного возраста 10
1.3. Психология коммуникации 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Цели и задачи коррекции и развития коммуникативных умений и навыков младших школьников 21
2.2. Коммуникационные тренинги и упражнения. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Коммуникативные умения и навыки являются одним из основных умений современного человека. Для поэтапного развития коммуникативных умений и навыков важно начать их развитие именно в младшем школьном возрасте. Успешность развития коммуникативных умений и навыков зависят от того, насколько они осознаются учеником, насколько сам ребенок способствует их развитию и насколько целенаправленно в этом процессе он участвует.
На основании анализа литературных источников сделаны следующие выводы.
Младший школьный возраст обладает большими резервами для развития личности ребенка. У детей младшего школьного возраста формируется самооценка, уровень притязаний, нравственное самосознание. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в ценностях, личностных особенностях, интересах, поведении.
Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью, его отношений со взрослыми и детьми. Взаимодействие детей представляет собой значительное условие перехода всех компонентов действий от взрослого к ребенку, их интериоризации. Основой генезиса интеллектуальных структур ребенка является кооперация со сверстниками и координация точек зрения.
Основной характеристикой коммуникативного подхода в обучении является «учиться общению общаясь». Языковая коммуникация, живое общение, развитие диалогической связной речи, тренинги и пр. являются базой, на которой младшие школьники всесторонне развиваются. Это подчеркивает актуальность проблемы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Проблема формирования коммуникативных умений младших школьников обусловлена рядом противоречий:
- постоянно растущая в обществе потребность в коммуникабельных людях и недостаточно существующий набор форм и приемов обучения, способствующих формированию коммуникативных умений школьников;
- в младшем школьном возрасте язык часто усваивается ребенком стихийно, в общении. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.
С целью коррекции и развития коммуникативных умений и навыков младших школьников предложен игровой тренинг и комплекс занятий по развитию речи первоклассников с использованием сказок и дидактических игр.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с проблемами развития: Учеб. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2001.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д, 1999. С. 16.
7. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 368 с.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. – 301 с.
9. Макарова Н. Н. Коммуникативная игра в начальных классах // Начальная школа. - 2008. - № 7.
10. Морозов В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 189с.
11. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.
12. Овсянникова Е. А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников в тренинговой группе // Начальная школа. – 2004. - № 7.
13. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А.Василика. - М.: Гардарики, 2003. - С.15-16, С.295-312.
14. Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
15. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001.
17. Социальная психология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Л.Журавлева. - М.: Форум, 2008. – 413 с.
18. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006.
19. Цукерман Г. П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
20. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Просвещение, 1995.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую