Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Подготовка рабочих кадров в условиях экономической реформы требует от мастера производственного обучения высокопрофессионального подхода.
Наиболее совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производство, чьи творческие способности получили необходимое развитие в период обучения профессии.
В связи с этим все большее внимание уделяется рассмотрению тех путей и средств учебно-воспитательной работы, которые способствуют более успешному развитию творческих технических способностей будущих молодых рабочих.
Воспитание творческих черт личности, характерных для рабочего современного производства, неразрывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руководством техническим творчеством учащихся, которое рассматривается в качестве наиболее эффективного средства развития таких его компонентов, как техническое мышление, пространственное воображение и представление, конструкторская смекалка, умение применять знания в конкретной проблемной ситуации и др.
Это объясняется тем, что характер деятельности накладывает свой отпечаток на воспитание человека, придает ему особую направленность. Так специфическое творческое воспитание определяет и своеобразный способ отношения человека к предметам, необходимый для данной деятельности. Это отношение, возникающее в процессе творчества, в частности технического, характеризуется повышенным интересом именно к технической стороне деятельности и установкой на ее изменение, улучшение.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие продуктивного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Теоретические положения по проблеме развития продуктивного мышления выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв и многие другие.
Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития продуктивного мышления были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Л.С.Выготского
С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.
Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
• снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
• отсутствие нравственного ориентира;
В связи с этим целью нашего исследования является: предложить и апробировать условия развития продуктивного мышления школьников на уроках производственного обучения.
Предмет исследования: продуктивное мышление школьников.
Объект исследования: уроки производственного обучения как средство развития продуктивного мышления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие « Продуктивное мышление».
2. Изучить особенности развития продуктивного мышления на уроках производственного обучения.
3. Провести эмпирическое исследование развития продуктивного мышления школьников.
4. Провести формирующий эксперимент по развитию продуктивного мышления в производственном обучении на уроках производственного обучения по теме «Отделочные работы».
5. На основании полученных результатов сделать выводы.
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ психолого-педагогических исследований, методических пособий),анкетирование, тестирование, беседа.
В работе использован комплекс психодиагностических методик сбора и обработки данных:
1. Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
2. Тест Гилфорда
3. Методика изучения мотивации учения
Введение 3
Глава 1.Теоритические основы развития продуктивного мышления на уроках производственного обучения 6
1.1.Сущность понятия « Продуктивное мышление» 6
1.2.Развитие продуктивного мышления на уроках производственного обучения 12
Глава 2. Развитие продуктивного мышления в производственном обучении 16
2.1.Эмпирическое исследование развития продуктивного мышления 16
2.2. Анализ результатов исследования 20
2.3. Развитие продуктивного мышления на уроках производственного обучения по теме «Отделочные работы» 27
2.4. Результаты контрольного эксперимента 36
Заключение 43
Список литературы 45
Заключение
Применительно к производственной практике: в процессе обучения отделочным работам обучающийся должен получать не только определённые знания и умения, но и учиться творческому подходу. Здесь ему поможет продуктивное мышление, которое следует развивать. Работа по отделке – это тоже искусство. Здесь опорой может служить воображение. Причём конструктивное воображение, направленно на реализацию свежих идей.
Не следует мешать работе креативного мышления. Пусть обучающиеся размышляют, придумывают, фантазируют. Креативность – важный фактор успешного овладения навыками отделочных работ, тем более что это в настоящее время востребовано. Школа мастерства – это школа, приемлющая только творческий процесс, который невозможен без развития продуктивного мышления.
В ходе исследования нами отмечено, что заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию продуктивного мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности, а также по другим предметам.
Вовлекая учащихся в работу над системой заданий, более эффективно использую время урока, чередую теоретическую и практическую деятельность, отбирая упражнения разной трудности в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами учащихся.
Такой подход позволяет:
- перенести акцент на формирование у учащихся новых знаний, умений и навыков в отличие от традиционной методики обучения, в которой главная функция упражнений сводится к закреплению знаний, изложенных мастером;
- усилить политехническую и производственную направленность предмета;
- расширить возможности организации самостоятельной творчес¬кой деятельности учащихся;
- повысить развивающие и воспитательные функции предмета.
В конечном итоге методика производственного обучения на основе системы проблемных упражнений, с учетом особенностей специального учебного предмета, способствует эффективному усвоению учащимися учебного материала и развитию продуктивного мышления
Список литературы
1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1.
5. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров O.K. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1999. - № 2.
6. Блонский П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001.
7. Варданян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа, 1985.
8. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.
9. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1988.
10. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.
11. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. - 1996. - № 5.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999.
13. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
14. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности // Вопросы психологии. - 1999. - № 3.
15. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
16. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. - М., 1965.
17. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. - М.: Лабиринт, 1999.
18. Завалишина Д.Н. Оперативное мышление и принятие решения // Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 1976.
19. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. - М.: Институт психологии РАН, 2005.
20. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
21. Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
22. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.
23. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994.
24. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
25. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Подготовка рабочих кадров в условиях экономической реформы требует от мастера производственного обучения высокопрофессионального подхода.
Наиболее совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производство, чьи творческие способности получили необходимое развитие в период обучения профессии.
В связи с этим все большее внимание уделяется рассмотрению тех путей и средств учебно-воспитательной работы, которые способствуют более успешному развитию творческих технических способностей будущих молодых рабочих.
Воспитание творческих черт личности, характерных для рабочего современного производства, неразрывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руководством техническим творчеством учащихся, которое рассматривается в качестве наиболее эффективного средства развития таких его компонентов, как техническое мышление, пространственное воображение и представление, конструкторская смекалка, умение применять знания в конкретной проблемной ситуации и др.
Это объясняется тем, что характер деятельности накладывает свой отпечаток на воспитание человека, придает ему особую направленность. Так специфическое творческое воспитание определяет и своеобразный способ отношения человека к предметам, необходимый для данной деятельности. Это отношение, возникающее в процессе творчества, в частности технического, характеризуется повышенным интересом именно к технической стороне деятельности и установкой на ее изменение, улучшение.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие продуктивного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Теоретические положения по проблеме развития продуктивного мышления выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв и многие другие.
Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития продуктивного мышления были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Л.С.Выготского
С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.
Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
• снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
• отсутствие нравственного ориентира;
В связи с этим целью нашего исследования является: предложить и апробировать условия развития продуктивного мышления школьников на уроках производственного обучения.
Предмет исследования: продуктивное мышление школьников.
Объект исследования: уроки производственного обучения как средство развития продуктивного мышления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие « Продуктивное мышление».
2. Изучить особенности развития продуктивного мышления на уроках производственного обучения.
3. Провести эмпирическое исследование развития продуктивного мышления школьников.
4. Провести формирующий эксперимент по развитию продуктивного мышления в производственном обучении на уроках производственного обучения по теме «Отделочные работы».
5. На основании полученных результатов сделать выводы.
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ психолого-педагогических исследований, методических пособий),анкетирование, тестирование, беседа.
В работе использован комплекс психодиагностических методик сбора и обработки данных:
1. Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
2. Тест Гилфорда
3. Методика изучения мотивации учения
Введение 3
Глава 1.Теоритические основы развития продуктивного мышления на уроках производственного обучения 6
1.1.Сущность понятия « Продуктивное мышление» 6
1.2.Развитие продуктивного мышления на уроках производственного обучения 12
Глава 2. Развитие продуктивного мышления в производственном обучении 16
2.1.Эмпирическое исследование развития продуктивного мышления 16
2.2. Анализ результатов исследования 20
2.3. Развитие продуктивного мышления на уроках производственного обучения по теме «Отделочные работы» 27
2.4. Результаты контрольного эксперимента 36
Заключение 43
Список литературы 45
Заключение
Применительно к производственной практике: в процессе обучения отделочным работам обучающийся должен получать не только определённые знания и умения, но и учиться творческому подходу. Здесь ему поможет продуктивное мышление, которое следует развивать. Работа по отделке – это тоже искусство. Здесь опорой может служить воображение. Причём конструктивное воображение, направленно на реализацию свежих идей.
Не следует мешать работе креативного мышления. Пусть обучающиеся размышляют, придумывают, фантазируют. Креативность – важный фактор успешного овладения навыками отделочных работ, тем более что это в настоящее время востребовано. Школа мастерства – это школа, приемлющая только творческий процесс, который невозможен без развития продуктивного мышления.
В ходе исследования нами отмечено, что заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию продуктивного мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности, а также по другим предметам.
Вовлекая учащихся в работу над системой заданий, более эффективно использую время урока, чередую теоретическую и практическую деятельность, отбирая упражнения разной трудности в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами учащихся.
Такой подход позволяет:
- перенести акцент на формирование у учащихся новых знаний, умений и навыков в отличие от традиционной методики обучения, в которой главная функция упражнений сводится к закреплению знаний, изложенных мастером;
- усилить политехническую и производственную направленность предмета;
- расширить возможности организации самостоятельной творчес¬кой деятельности учащихся;
- повысить развивающие и воспитательные функции предмета.
В конечном итоге методика производственного обучения на основе системы проблемных упражнений, с учетом особенностей специального учебного предмета, способствует эффективному усвоению учащимися учебного материала и развитию продуктивного мышления
Список литературы
1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1.
5. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров O.K. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1999. - № 2.
6. Блонский П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001.
7. Варданян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа, 1985.
8. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.
9. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1988.
10. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.
11. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. - 1996. - № 5.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999.
13. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
14. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности // Вопросы психологии. - 1999. - № 3.
15. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
16. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. - М., 1965.
17. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. - М.: Лабиринт, 1999.
18. Завалишина Д.Н. Оперативное мышление и принятие решения // Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 1976.
19. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. - М.: Институт психологии РАН, 2005.
20. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
21. Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
22. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.
23. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994.
24. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
25. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145028 Курсовых работ — поможем найти подходящую