Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В литературе существует огромное число работ, исследующих речевую деятельность при преимущественно неочаговых поражениях мозга у больных с нарушениями психики и при пограничных состояниях. Особенно обширная литература имеется по проблеме речи при шизофрении и эпилепсии. Несколько меньше количество исследований касается речи больных маниакально-депрессивным психозом. Известны практически единичные работы об особенностях речи при неврозах – исключая речевые неврозы – заикание, мутизм, и другие – которым также посвящено большое количество специальных исследований. В последнее время в отдельную область выделилось изучение так называемых измененных состояний сознания, т.е. таких, которые определяются экстремальными условиями под воздействием искусственных или естественных обстоятельств. В том числе, к ним относятся состояния людей, проходящих психофармакологическую терапию. Расстройства речевой деятельности принято рассматривать как один из симптомов при психопатологических и невротических состояниях. Поэтому традиционно в литературе доминировали клинико-психологические исследования. Однако в последние десятилетия нарушения речи при нарушениях сознания стали рассматриваться и в иных аспектах – для разрешения задач самих фундаментальных наук -физиологии, психологии, лингвистики и ряда других. Практической целью таких исследований является возможность диагностики состояний человека по характеристикам речи в условиях клиники, с одной стороны, и возможность оценки успешности адаптации к экстремальным условиям – с другой. Остановимся на некоторых из таких нарушений речи.
Условно все психические расстройства, которые представляют собой нарушения в работе головного мозга, можно разделить на две большие группы:
экзогенные психические расстройства, которые развиваются под воздействием каких-либо внешних факторов – например, вследствие интоксикации (в результате алкогольного отравления) или заболевания внутренних органов, вызвавшего изменения в структуре мозга;
эндогенные психические расстройства, при которых основополагающими являются внутренние факторы, в частности, наследственность.
Выделяется категория детей с эндогенными расстройствами, которым не удается избежать отставания по чтению на протяжении нескольких лет. Такую специфическую неспособность овладеть умением читать называют дислексией. Это довольно устойчивая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений зрительного и слухового анализаторов и оптимальные условия обучения. У таких детей чрезвычайно низкое умение овладеть автоматизированным чтением. Это нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Поэтому, у этих детей не только нарушена техника чтения (медленный темп, большое количество ошибок), но и понимание прочитанного.
Актуальность исследования. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. Эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания. Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях. Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Л.С. Волкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова и др.)
Рассмотрение проблемы – дизорфографии у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи – актуально, так как она имеет большое значение для формирования орфографической грамотности у детей и для их социальной адаптации.
Цель исследования. Изучение дислексии, дисграфии у детей с эндогенными расстройствами.
Предмет исследования: дислексия, дисграфия у детей с эндогенными расстройствами.
Объект исследования: дети с эндогенными расстройствами.
Задачи исследования:
1) Изучить общую характеристику эндогенных расстройств.
2) Описать шизофрению, эпилепсию, психопатологию интеллекта и аффективно-шоковые реакции.
3) Изучить основную характеристику детей с дислексией и дискографией.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЭНДОГЕННЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ 6
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.2. ШИЗОФРЕНИЯ 10
1.3. ЭПИЛЕПСИЯ 14
1.4. ПСИХОПАТОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 15
1.5. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ 19
ГЛАВА 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ 22
2.1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С ДИСЛЕКСИЙ 22
2.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ДИСГРАФИЕЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Сегодня, мало, кто из педагогов или родителей понимают истинные причины такой неуспешности в овладении умением читать. И когда ребенок начинает ходить в первый класс, то все надежды родителей на успешную учебу в школе оказываются напрасными. Родители не могут понять, почему ребенку так трудно учиться. Ведь у него достаточные интеллектуальные способности, хорошее зрение, слух, развитая устная речь. А дело в том, что у ребенка частично не сформированы определенные психические процессы. В повседневной жизни родители этого не замечают, ведь ребенок почти ничем не отличается от своих сверстников. Так, при выполнении интересных, приятных заданий ребенок целеустремленный и настойчивый. Но этого не происходит во время чтения. И оказывается, что у ребенка возникают серьезные проблемы во время учебы. Лучшее, что могут сделать родители или учителя это направить ребенка к логопеду. К этой проблеме нужно подходить комплексно. С таким ребенком должен проводить коррекционные занятия не только логопед, но и психолог. Именно логопед и психолог должны работать в тесном сотрудничестве с учителем и родителями. Эти дети нуждаются в психолого-педагогической и в специальной медицинской помощи
Выводы:
1) Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа коррекционного педагога и учителя класса. Учителю, работающему в классе с детьми с нарушениями речи, необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов путем дифференцированного и индивидуального подхода в период обучения детей грамоте в рамках работы в классе и, частично, в послеурочное время.
2) Для всех детей характерно нарушение фонематических процессов. А это значит, что в школьном возрасте данные нарушения приведут к фонематической дислексии. Поэтому одним из основных направлений, как учителя – логопеда группы для детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи будет развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с целью профилактики данногго вида дислексии.
1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. Деловая книга, 2004 – 624 с.
3. Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии. Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 475 с.
4. Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. - М: Академический Проект, 2004. - 224 с.
5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 636 с.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2004. – 464с.
7. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия». 2007 - 528 с.
8. Нервные болезни. Под редакцией Спринца А.М. СПб.: СпецЛит, 2006. – 415 с.
9. Hейpoпсихoлoгическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников// Под oбщей pедaкцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Ишаковой.- M. : B. Cекaчев, 2008.- 128с.
10. Одинак М.М. Частная неврология. СПб.: лань, 2004. – 256 с.
11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
12. Первов Л.Г. Уход за неврологическими больными. М. Медицина, 2003. – 232 с.
13. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психическим развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст - СПб.: Речь, 2006 с.
14. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст // Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Второй изд .- М.: Айрис-пресс, 2007.-48 с .- (Библиотека психолога образования).
15. Сметанников П.Г. Психиатрия. М.: Медицинская книга, 2007. – 784.
16. Практическая психология образования. Под редакцией И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
17. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006 — 320 с.
18. Экспериментальная психология. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
19. Boomer D.S., haver J.D. Slip of the Tongue // Work in Progress. — Edinburgh, 1967. — P. 121-134.
20. MacKay D.G. Phonetic factors in perception and recall of spelling errors. Neuropsychology. — 1968. — V. 6. P. 321-325.
21. Nooteboom S.G. The tongue slips into patterns. Leyden studies in linguistics and phonetics. — Hague, 1969. — P. 114-132.
22. Fromkin V. The non-anomalous nature of anomalous utterances, Language. 1971. V. 47. № 1. P. 27-52.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В литературе существует огромное число работ, исследующих речевую деятельность при преимущественно неочаговых поражениях мозга у больных с нарушениями психики и при пограничных состояниях. Особенно обширная литература имеется по проблеме речи при шизофрении и эпилепсии. Несколько меньше количество исследований касается речи больных маниакально-депрессивным психозом. Известны практически единичные работы об особенностях речи при неврозах – исключая речевые неврозы – заикание, мутизм, и другие – которым также посвящено большое количество специальных исследований. В последнее время в отдельную область выделилось изучение так называемых измененных состояний сознания, т.е. таких, которые определяются экстремальными условиями под воздействием искусственных или естественных обстоятельств. В том числе, к ним относятся состояния людей, проходящих психофармакологическую терапию. Расстройства речевой деятельности принято рассматривать как один из симптомов при психопатологических и невротических состояниях. Поэтому традиционно в литературе доминировали клинико-психологические исследования. Однако в последние десятилетия нарушения речи при нарушениях сознания стали рассматриваться и в иных аспектах – для разрешения задач самих фундаментальных наук -физиологии, психологии, лингвистики и ряда других. Практической целью таких исследований является возможность диагностики состояний человека по характеристикам речи в условиях клиники, с одной стороны, и возможность оценки успешности адаптации к экстремальным условиям – с другой. Остановимся на некоторых из таких нарушений речи.
Условно все психические расстройства, которые представляют собой нарушения в работе головного мозга, можно разделить на две большие группы:
экзогенные психические расстройства, которые развиваются под воздействием каких-либо внешних факторов – например, вследствие интоксикации (в результате алкогольного отравления) или заболевания внутренних органов, вызвавшего изменения в структуре мозга;
эндогенные психические расстройства, при которых основополагающими являются внутренние факторы, в частности, наследственность.
Выделяется категория детей с эндогенными расстройствами, которым не удается избежать отставания по чтению на протяжении нескольких лет. Такую специфическую неспособность овладеть умением читать называют дислексией. Это довольно устойчивая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений зрительного и слухового анализаторов и оптимальные условия обучения. У таких детей чрезвычайно низкое умение овладеть автоматизированным чтением. Это нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Поэтому, у этих детей не только нарушена техника чтения (медленный темп, большое количество ошибок), но и понимание прочитанного.
Актуальность исследования. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. Эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания. Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях. Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Л.С. Волкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова и др.)
Рассмотрение проблемы – дизорфографии у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи – актуально, так как она имеет большое значение для формирования орфографической грамотности у детей и для их социальной адаптации.
Цель исследования. Изучение дислексии, дисграфии у детей с эндогенными расстройствами.
Предмет исследования: дислексия, дисграфия у детей с эндогенными расстройствами.
Объект исследования: дети с эндогенными расстройствами.
Задачи исследования:
1) Изучить общую характеристику эндогенных расстройств.
2) Описать шизофрению, эпилепсию, психопатологию интеллекта и аффективно-шоковые реакции.
3) Изучить основную характеристику детей с дислексией и дискографией.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЭНДОГЕННЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ 6
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.2. ШИЗОФРЕНИЯ 10
1.3. ЭПИЛЕПСИЯ 14
1.4. ПСИХОПАТОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 15
1.5. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ 19
ГЛАВА 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ 22
2.1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С ДИСЛЕКСИЙ 22
2.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ДИСГРАФИЕЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Сегодня, мало, кто из педагогов или родителей понимают истинные причины такой неуспешности в овладении умением читать. И когда ребенок начинает ходить в первый класс, то все надежды родителей на успешную учебу в школе оказываются напрасными. Родители не могут понять, почему ребенку так трудно учиться. Ведь у него достаточные интеллектуальные способности, хорошее зрение, слух, развитая устная речь. А дело в том, что у ребенка частично не сформированы определенные психические процессы. В повседневной жизни родители этого не замечают, ведь ребенок почти ничем не отличается от своих сверстников. Так, при выполнении интересных, приятных заданий ребенок целеустремленный и настойчивый. Но этого не происходит во время чтения. И оказывается, что у ребенка возникают серьезные проблемы во время учебы. Лучшее, что могут сделать родители или учителя это направить ребенка к логопеду. К этой проблеме нужно подходить комплексно. С таким ребенком должен проводить коррекционные занятия не только логопед, но и психолог. Именно логопед и психолог должны работать в тесном сотрудничестве с учителем и родителями. Эти дети нуждаются в психолого-педагогической и в специальной медицинской помощи
Выводы:
1) Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа коррекционного педагога и учителя класса. Учителю, работающему в классе с детьми с нарушениями речи, необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов путем дифференцированного и индивидуального подхода в период обучения детей грамоте в рамках работы в классе и, частично, в послеурочное время.
2) Для всех детей характерно нарушение фонематических процессов. А это значит, что в школьном возрасте данные нарушения приведут к фонематической дислексии. Поэтому одним из основных направлений, как учителя – логопеда группы для детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи будет развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с целью профилактики данногго вида дислексии.
1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. Деловая книга, 2004 – 624 с.
3. Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии. Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 475 с.
4. Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. - М: Академический Проект, 2004. - 224 с.
5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 636 с.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2004. – 464с.
7. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия». 2007 - 528 с.
8. Нервные болезни. Под редакцией Спринца А.М. СПб.: СпецЛит, 2006. – 415 с.
9. Hейpoпсихoлoгическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников// Под oбщей pедaкцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Ишаковой.- M. : B. Cекaчев, 2008.- 128с.
10. Одинак М.М. Частная неврология. СПб.: лань, 2004. – 256 с.
11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
12. Первов Л.Г. Уход за неврологическими больными. М. Медицина, 2003. – 232 с.
13. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психическим развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст - СПб.: Речь, 2006 с.
14. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст // Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Второй изд .- М.: Айрис-пресс, 2007.-48 с .- (Библиотека психолога образования).
15. Сметанников П.Г. Психиатрия. М.: Медицинская книга, 2007. – 784.
16. Практическая психология образования. Под редакцией И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
17. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006 — 320 с.
18. Экспериментальная психология. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
19. Boomer D.S., haver J.D. Slip of the Tongue // Work in Progress. — Edinburgh, 1967. — P. 121-134.
20. MacKay D.G. Phonetic factors in perception and recall of spelling errors. Neuropsychology. — 1968. — V. 6. P. 321-325.
21. Nooteboom S.G. The tongue slips into patterns. Leyden studies in linguistics and phonetics. — Hague, 1969. — P. 114-132.
22. Fromkin V. The non-anomalous nature of anomalous utterances, Language. 1971. V. 47. № 1. P. 27-52.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144347 Курсовых работ — поможем найти подходящую