Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в настоящее время обусловлен трудностями, с которыми сталкиваются современные родители при построении отношений с взрослеющими детьми. Одним из самых острых вопросов при построении детско-родительских отношений является момент отделения и выстраивания границ между взрослеющими детьми и родителями. Однако повсеместно наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения и других людей. В связи с этим проблема построения оптимальных границ между родителями и детьми, а также формирования соответствующих им форм контроля представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
Проблема родительского контроля разрабатывается такими психологами, как Е.А. Савина и Е.О. Смирнова, В.В. Столин, Т.В. Архиреева, Э. Маккоби.
Реакцию детей разных возрастов на сепарацию от родителей в различных условиях изучали и описывали А. Фрейд и Д. Берлингейм, Д. Робертсон, Дж. Боулби, М. Малер и другие.
Однако особенности родительского контроля в период сепарации взрослеющих детей исследованы недостаточно, что и делает исследуемую тему актуальной.
Новизна данного исследования заключается в уточнении понятий «родительский контроль» и «сепарация», в рассмотрении особенностей сепарации в юношеском возрасте, а также во влиянии различных форм родительского контроля на детей в период «вырывания корней».
Практическая значимость курсовой работы заключается в анализе наиболее оптимальных форм родительского контроля детей юношеского возраста в период отделения от родителей. Результаты исследования по данной теме могут быть использованы психологами, педагогами, консультантами, специалистами, ведущими работу с людьми.
Цель исследования: раскрыть особенности родительского контроля и его влияния на ребенка на этапе семейного цикла «вырывания корней».
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие родительского контроля и рассмотреть основные подходы к его пониманию;
2) Рассмотреть влияние форм родительского контроля на развитие детей;
3) Дать определение понятию сепарации ребенка от родителей в период «вырывания корней» и проанализировать варианты родительского контроля в этот период.
Объект исследования: взаимоотношения детей и родителей.
Предмет исследования: родительский контроль в период сепарации ребенка юношеского возраста.
Теоретическая база исследования: исследования отечественных и зарубежных специалистов, ученых и практиков в области психологии и психотерапии семьи, таких как: А.Я. Варга, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Е.А. Савина и Е.О. Смирнова.
Метод исследования: теоретический анализ литературы.
Введение 3
1.1. Основные подходы к исследованию родительского контроля 5
1.2. Влияние родительского контроля на развитие ребенка 8
Глава 2. Родительский контроль в период семейной сепарации 11
2.1. Понятие семейной сепарации 11
2.2. Особенности родительского контроля в период семейной сепарации в юношеском возрасте 14
Выводы 18
Заключение 19
Список литературы 21
Проблема выстраивания взаимоотношений между родителями и взрослеющими детьми актуальна в настоящее время в связи с тем, что, с одной стороны, эмоциональное, финансовое и физическое отделение от родителей, нахождение собственного жизненного пути являются основными задачами этого возрастного периода, с другой стороны, современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, а также традиции препятствуют легкой и быстрой сепарации взрослеющих детей от крепко удерживающих их под своим контролем родителей.
Проведенный теоретический анализ показал, что при всей значимости данной проблемы она разработана недостаточно. Теоретико-методологическую основу проблемы сепарации составляют взгляды психоаналитиков, которые связывают ее с попытками младенца построить свою уникальную идентичность, осознать собственные индивидуальные характеристики, отличные от материнских. Выделены этапы детско-родительской сепарации: момент рождения, кризис 1 года жизни, кризис 3 дет, подростковый кризис, период «вырывания корней» (юношеский возраст), окончательное отделение детей от родителей.
В каждый период родители используют различные формы контроля над своими детьми. Понятие родительского контроля является важным фактором родительского воспитания. Анализ теоретических источников показал, что одинаково губительны для развития личности ребенка как отсутствие контроля со стороны родителей, так и его чрезмерная выраженность. В первом случае дети могут расти неуправляемыми, проявлять формы отклоняющегося поведения, во втором случае они могут быть пассивными, неуверенными в себе, зависимыми от мнения других людей, боязливыми, безынициативными либо, напротив, озлобленными, агрессивными, бунтующими. В меру применяемые, гибко подстраивающиеся под ребенка формы родительского контроля, с одной стороны, являются для него основой ощущения безопасности, чувства значимости для родителей, получения помощи и поддержки от них, а с другой стороны, формирования самостоятельности, инициативности, приобщение к нормам жизнедеятельности в обществе.
Проведенный теоретический анализ позволил нам выполнить поставленные в работе задачи: раскрыть понятие родительского контроля и рассмотреть основные подходы к его пониманию; рассмотреть влияние форм родительского контроля на развитие детей; дать определение понятию сепарации ребенка от родителей в период «вырывания корней» и проанализировать варианты родительского контроля в этот период. В результате цель работы была достигнута в полном объеме.
1. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб., 1998.
2. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений. Учебно-методическое пособие. – В. Новгород, 2006.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М., 2004.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб., 2001.
5. Дзукаева В.П. Психологическая сепарация с родителями в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive /Lomonosov_2013/2241/37724_ff6c.pdf.
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.
9. Кузьмишина Т.Л. Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам: автореферат дисс. на соиск. уч. степ. к.пс.н. – М., 2006.
10. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. – М., 1998.
11. Олифирович Н.И., Малейчук Г.И. Репарация и самовосстановление: от симбиоза к сепарации // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2006. – №2. – С. 62-71.
12. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М., 2003.
13. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
14. Сытько Т.И. Неконгруентность родительского отношения в период семейной сепарации // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 108-111.
15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
16. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в настоящее время обусловлен трудностями, с которыми сталкиваются современные родители при построении отношений с взрослеющими детьми. Одним из самых острых вопросов при построении детско-родительских отношений является момент отделения и выстраивания границ между взрослеющими детьми и родителями. Однако повсеместно наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения и других людей. В связи с этим проблема построения оптимальных границ между родителями и детьми, а также формирования соответствующих им форм контроля представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
Проблема родительского контроля разрабатывается такими психологами, как Е.А. Савина и Е.О. Смирнова, В.В. Столин, Т.В. Архиреева, Э. Маккоби.
Реакцию детей разных возрастов на сепарацию от родителей в различных условиях изучали и описывали А. Фрейд и Д. Берлингейм, Д. Робертсон, Дж. Боулби, М. Малер и другие.
Однако особенности родительского контроля в период сепарации взрослеющих детей исследованы недостаточно, что и делает исследуемую тему актуальной.
Новизна данного исследования заключается в уточнении понятий «родительский контроль» и «сепарация», в рассмотрении особенностей сепарации в юношеском возрасте, а также во влиянии различных форм родительского контроля на детей в период «вырывания корней».
Практическая значимость курсовой работы заключается в анализе наиболее оптимальных форм родительского контроля детей юношеского возраста в период отделения от родителей. Результаты исследования по данной теме могут быть использованы психологами, педагогами, консультантами, специалистами, ведущими работу с людьми.
Цель исследования: раскрыть особенности родительского контроля и его влияния на ребенка на этапе семейного цикла «вырывания корней».
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие родительского контроля и рассмотреть основные подходы к его пониманию;
2) Рассмотреть влияние форм родительского контроля на развитие детей;
3) Дать определение понятию сепарации ребенка от родителей в период «вырывания корней» и проанализировать варианты родительского контроля в этот период.
Объект исследования: взаимоотношения детей и родителей.
Предмет исследования: родительский контроль в период сепарации ребенка юношеского возраста.
Теоретическая база исследования: исследования отечественных и зарубежных специалистов, ученых и практиков в области психологии и психотерапии семьи, таких как: А.Я. Варга, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Е.А. Савина и Е.О. Смирнова.
Метод исследования: теоретический анализ литературы.
Введение 3
1.1. Основные подходы к исследованию родительского контроля 5
1.2. Влияние родительского контроля на развитие ребенка 8
Глава 2. Родительский контроль в период семейной сепарации 11
2.1. Понятие семейной сепарации 11
2.2. Особенности родительского контроля в период семейной сепарации в юношеском возрасте 14
Выводы 18
Заключение 19
Список литературы 21
Проблема выстраивания взаимоотношений между родителями и взрослеющими детьми актуальна в настоящее время в связи с тем, что, с одной стороны, эмоциональное, финансовое и физическое отделение от родителей, нахождение собственного жизненного пути являются основными задачами этого возрастного периода, с другой стороны, современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, а также традиции препятствуют легкой и быстрой сепарации взрослеющих детей от крепко удерживающих их под своим контролем родителей.
Проведенный теоретический анализ показал, что при всей значимости данной проблемы она разработана недостаточно. Теоретико-методологическую основу проблемы сепарации составляют взгляды психоаналитиков, которые связывают ее с попытками младенца построить свою уникальную идентичность, осознать собственные индивидуальные характеристики, отличные от материнских. Выделены этапы детско-родительской сепарации: момент рождения, кризис 1 года жизни, кризис 3 дет, подростковый кризис, период «вырывания корней» (юношеский возраст), окончательное отделение детей от родителей.
В каждый период родители используют различные формы контроля над своими детьми. Понятие родительского контроля является важным фактором родительского воспитания. Анализ теоретических источников показал, что одинаково губительны для развития личности ребенка как отсутствие контроля со стороны родителей, так и его чрезмерная выраженность. В первом случае дети могут расти неуправляемыми, проявлять формы отклоняющегося поведения, во втором случае они могут быть пассивными, неуверенными в себе, зависимыми от мнения других людей, боязливыми, безынициативными либо, напротив, озлобленными, агрессивными, бунтующими. В меру применяемые, гибко подстраивающиеся под ребенка формы родительского контроля, с одной стороны, являются для него основой ощущения безопасности, чувства значимости для родителей, получения помощи и поддержки от них, а с другой стороны, формирования самостоятельности, инициативности, приобщение к нормам жизнедеятельности в обществе.
Проведенный теоретический анализ позволил нам выполнить поставленные в работе задачи: раскрыть понятие родительского контроля и рассмотреть основные подходы к его пониманию; рассмотреть влияние форм родительского контроля на развитие детей; дать определение понятию сепарации ребенка от родителей в период «вырывания корней» и проанализировать варианты родительского контроля в этот период. В результате цель работы была достигнута в полном объеме.
1. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб., 1998.
2. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений. Учебно-методическое пособие. – В. Новгород, 2006.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М., 2004.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб., 2001.
5. Дзукаева В.П. Психологическая сепарация с родителями в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive /Lomonosov_2013/2241/37724_ff6c.pdf.
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.
9. Кузьмишина Т.Л. Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам: автореферат дисс. на соиск. уч. степ. к.пс.н. – М., 2006.
10. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. – М., 1998.
11. Олифирович Н.И., Малейчук Г.И. Репарация и самовосстановление: от симбиоза к сепарации // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2006. – №2. – С. 62-71.
12. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М., 2003.
13. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
14. Сытько Т.И. Неконгруентность родительского отношения в период семейной сепарации // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 108-111.
15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
16. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145028 Курсовых работ — поможем найти подходящую