Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в социализации каждого своего члена вне зависимости от возможных его отклонений в развитии. Таким образом, и понимание самого развития человека выходит на качественно новый уровень, рассматриваясь в позитивистском гуманистическом ключе. Одной из основных задач современной системы образования является обеспечение процесса всестороннего и полноценного развития личности учащихся на всех стадиях. Здесь ключевым для психологии и педагогики становится вопрос обеспечения процесса социализации учащихся с той или иной степенью слабоумия. В прикладном аспекте здесь можно выделить вопросы, связанные с психолого-педагогической коррекцией результатов воспитания и развития, психологическим консультированием и просвещением родителей и педагогов по вопросам особенностей развития детей с той или иной степенью слабоумия или задержкой психического развития, особенностями психологической диагностики данной категории учащихся и так далее. В теоретическом же плане решения данного вопроса связано с проблемами разработки оптимального и наиболее эффективного подхода к диагностике и коррекции детей с той или иной степенью слабоумия, обеспечением теоретико-методологического аппарата для осуществления прикладных исследований данного вопроса и так далее.
Одной из многих в рамках обозначенного проблемного круга, является проблема изучения памяти младших школьников с легкой степенью слабоумия. Важность данного вопроса заключена в том, что именно в раннем школьном возрасте у ребенка закладываются те когнитивные навыки и способности, которые в дальнейшем открывают возможности для эффективного развития мнемического аппарата.
В современной психологической науке исследованиям тех или иных аспектов памяти человека уделяется одно из первых мест.
Вопросами исследования памяти детей с той или иной степенью слабоумия в тех или иных аспектах занимались О.В. Боровик, С.Д. Забрамная , Д.Н. Исаев , С.В. Курдюкова , А.Г. Маклаков , И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн , А.В. Сунцова и другие.
Цель исследования: выявление особенностей памяти младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Задачи:
1. Изучить память как психологический феномен;
2. Раскрыть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
3. Изучить научно-психологическую литературу по вопросам развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
4. Провести эмпирическое исследование развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Объект: младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет: особенности памяти младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости когнитивные способности выражены менее, чем в норме для данного периода возрастного развития.
Методы исследования: общенаучные методы: теоретический анализ, обобщение, анализ средних величин; методы сбора эмпирических данных:
1) Проба В.Поппельрейтера;
2) Методика «Узнавание знакомых звуков»;
3) Методика Пьерона-Рузена:
4) Методика «Заучивания 10 слов» по Лурия;
5) Методика определения объема непроизвольной и произвольной памяти с помощью набора карточек;
6) Методика для изучения опосредованного запоминания.
Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась посредством использования пакета статистических программ SPSS20).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, работающих в учебных заведениях с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения памяти в психологии и педагогике 6
1.1. Память как психологический феномен 6
1.2. Развитие памяти в младшем школьном возрасте 11
1.3. Изучение развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 16
Выводы по 1 главе 21
2.1. Анализ результатов эмпирического исследования развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Данное исследование было направлено на исследование особенностей памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Показано, что особенности памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости так или иначе связаны с другими когнитивными психическими процессами, вниманием и восприятием.
Был сделан вывод о том, что в среднем показатели памяти, внимания и восприятия у исследуемых младших школьников с легкой степенью умственной отсталости имеют значения в среднем ниже, чем в норме для данного периода возрастного развития, что говорит о важности проведения мониторинга и осуществления коррекционно-развивающих работ с данной группой детей.
Интересно отметить, что нарушения и умственная отсталость выражается у каждого ребенка по-разному, что предоставляет основание для заключения вывода о важности внедрения личностно—ориентированного подхода в работе с умственно отсталыми детьми.
В рамках данного исследования определено, что успешность запоминания и воспроизведения ребенком информации, а также концентрация не ней внимания, во многом зависят от его личной заинтересованности в данной деятельности.
1. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Гайдар К.М., Кокотек С.Э., Петрушина М.ВОбщий психологический практикум. Часть 2. Изучение памяти. Рабочая тетрадь для вузов. – Воронеж, 2008.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти. М. ЧеРо, 2002. 816 с.
4. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.
5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. -- М.: Владос, 2003 - 32 с.
7. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
8. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.
9. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. − СПб.: КАРО,2012.-176с.
10. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.-СПб.: Речь,2003.-391с.
11. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
12. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание: игры и упражнения. −М.: Эксмо,2010.-80с.
13. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.: Речь,2010.- 400с.
15. Первая международная конференция памяти А.Р. Лурия. Материалы. М., 2000. 234 с
16. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.-192 с.
17. Смирнов А.А. Психология памяти. - М.: Просвещение, 1990.
18. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.
19. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2002, 368 с.
20. Шенцев М. В. Информационная модель памяти. − СПб, 2005.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в социализации каждого своего члена вне зависимости от возможных его отклонений в развитии. Таким образом, и понимание самого развития человека выходит на качественно новый уровень, рассматриваясь в позитивистском гуманистическом ключе. Одной из основных задач современной системы образования является обеспечение процесса всестороннего и полноценного развития личности учащихся на всех стадиях. Здесь ключевым для психологии и педагогики становится вопрос обеспечения процесса социализации учащихся с той или иной степенью слабоумия. В прикладном аспекте здесь можно выделить вопросы, связанные с психолого-педагогической коррекцией результатов воспитания и развития, психологическим консультированием и просвещением родителей и педагогов по вопросам особенностей развития детей с той или иной степенью слабоумия или задержкой психического развития, особенностями психологической диагностики данной категории учащихся и так далее. В теоретическом же плане решения данного вопроса связано с проблемами разработки оптимального и наиболее эффективного подхода к диагностике и коррекции детей с той или иной степенью слабоумия, обеспечением теоретико-методологического аппарата для осуществления прикладных исследований данного вопроса и так далее.
Одной из многих в рамках обозначенного проблемного круга, является проблема изучения памяти младших школьников с легкой степенью слабоумия. Важность данного вопроса заключена в том, что именно в раннем школьном возрасте у ребенка закладываются те когнитивные навыки и способности, которые в дальнейшем открывают возможности для эффективного развития мнемического аппарата.
В современной психологической науке исследованиям тех или иных аспектов памяти человека уделяется одно из первых мест.
Вопросами исследования памяти детей с той или иной степенью слабоумия в тех или иных аспектах занимались О.В. Боровик, С.Д. Забрамная , Д.Н. Исаев , С.В. Курдюкова , А.Г. Маклаков , И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн , А.В. Сунцова и другие.
Цель исследования: выявление особенностей памяти младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Задачи:
1. Изучить память как психологический феномен;
2. Раскрыть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
3. Изучить научно-психологическую литературу по вопросам развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
4. Провести эмпирическое исследование развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Объект: младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет: особенности памяти младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости когнитивные способности выражены менее, чем в норме для данного периода возрастного развития.
Методы исследования: общенаучные методы: теоретический анализ, обобщение, анализ средних величин; методы сбора эмпирических данных:
1) Проба В.Поппельрейтера;
2) Методика «Узнавание знакомых звуков»;
3) Методика Пьерона-Рузена:
4) Методика «Заучивания 10 слов» по Лурия;
5) Методика определения объема непроизвольной и произвольной памяти с помощью набора карточек;
6) Методика для изучения опосредованного запоминания.
Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась посредством использования пакета статистических программ SPSS20).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, работающих в учебных заведениях с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения памяти в психологии и педагогике 6
1.1. Память как психологический феномен 6
1.2. Развитие памяти в младшем школьном возрасте 11
1.3. Изучение развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 16
Выводы по 1 главе 21
2.1. Анализ результатов эмпирического исследования развития памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Данное исследование было направлено на исследование особенностей памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Показано, что особенности памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости так или иначе связаны с другими когнитивными психическими процессами, вниманием и восприятием.
Был сделан вывод о том, что в среднем показатели памяти, внимания и восприятия у исследуемых младших школьников с легкой степенью умственной отсталости имеют значения в среднем ниже, чем в норме для данного периода возрастного развития, что говорит о важности проведения мониторинга и осуществления коррекционно-развивающих работ с данной группой детей.
Интересно отметить, что нарушения и умственная отсталость выражается у каждого ребенка по-разному, что предоставляет основание для заключения вывода о важности внедрения личностно—ориентированного подхода в работе с умственно отсталыми детьми.
В рамках данного исследования определено, что успешность запоминания и воспроизведения ребенком информации, а также концентрация не ней внимания, во многом зависят от его личной заинтересованности в данной деятельности.
1. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Гайдар К.М., Кокотек С.Э., Петрушина М.ВОбщий психологический практикум. Часть 2. Изучение памяти. Рабочая тетрадь для вузов. – Воронеж, 2008.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти. М. ЧеРо, 2002. 816 с.
4. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.
5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. -- М.: Владос, 2003 - 32 с.
7. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
8. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.
9. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. − СПб.: КАРО,2012.-176с.
10. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.-СПб.: Речь,2003.-391с.
11. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
12. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание: игры и упражнения. −М.: Эксмо,2010.-80с.
13. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.: Речь,2010.- 400с.
15. Первая международная конференция памяти А.Р. Лурия. Материалы. М., 2000. 234 с
16. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.-192 с.
17. Смирнов А.А. Психология памяти. - М.: Просвещение, 1990.
18. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.
19. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2002, 368 с.
20. Шенцев М. В. Информационная модель памяти. − СПб, 2005.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую