Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. В последнее время в психолого-педагогической лите-ратуре поднимается вопрос о необходимости более внимательного отношения к проблеме развития дивергентного мышления (А.И. Савенков, М.А. Холодная, Д.Б. Богоявленская и др.). Оно, в отличие от конвергентного, предполагает в человеке способность к пониманию того, что имеется ряд задач (ситуаций), в которых требуется осознанный поиск нескольких способов решений (нахождения результатов) либо возможна вариативность полученных результатов решений (при этом разные варианты результатов могут оказаться адекватными поставленным условиям, т.е. правильными).
Особенно актуально развитие дивергентного мышления у старших школьников. Будущие студенты и профессионалы должно уметь “добывать” знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию. Это обеспечивает успешность принятия решений, самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях. Ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение.
В исследованиях Е. Торренса, ДЖ. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал. К проблеме дивергентного мышления обращались и отечественные ученые (В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский, Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин, К.В. Дрязгунов, М.А. Холодная, М.В. Глебова и др.). До сих пор нет единого подхода к объяснению дивергентного мышления и его показателей.
Цель исследования – выявить влияние дивергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
Объект исследования – психологические особенности мышления старшеклассников.
Предмет исследования – влияние дивергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем выше уровень дивергентного мышления учащихся старших классов, тем выше их успешность обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты дивергентного мышления старше-классников.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование влияния ди-вергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
3. Сделать выводы по исследованию.
Методологическая основа исследования представлена теоретическими разработки, раскрывающие сущность дивергентности и креативности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Дорфман, А.М. Матюшкин, С. Медник, Я.А. Пономарев, Е. П. Торранс, М.А. Холодная и др.), положения о возрастных особенностях старших школьников, и о развитии познавательных психических процессов старших школьников (Л.С. Выготский, И.А. ЗимняяД.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.).
Практическая значимость исследования состоит в выявлении взаи-мосвязи дивергентного мышления и успешности обучения старшеклассни-ков, что может служить основой для разработки специальных заданий с целью развития дивергентного мышления.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ документации, тестирование, статистические методы.
Методики исследования:
1. Анализ успешности обучения старшеклассников.
2. Тест креативности Торренса для диагностики дивергентного мышления.
3. Статистическая методика – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №10 г. Серпухов Московской области. В исследовании приняли участие учащиеся 10А класса в количестве 16 человек, из них 9 девушек и 7 юношей. Возраст испытуемых – 15 – 16 лет.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты дивергентного мышления старшеклассников 6
1.1. Понятие дивергентного мышления 6
1.2. Психологические особенности старшеклассников. Дивергентное мышление старшеклассников 14
Глава II. Эмпирическое исследование влияния дивергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Анализ результатов 32
Заключение 35
Список литературы 37
Заключение
Данноеисследование предпринято с целью выявления влияния дивер-гентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, чтоуспешность обучения связывают в первую очередь с интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная деятельность – это умственная способность, которая включает возможность делать заключение, планировать, решать проблему с разных точек зрения, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Дивергентные способности – это способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Дивергентное мышление включает такие параметры как: способность к обнаружению и постановке проблем; «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно); гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы.
В возрастной психологии возраст старшего школьника относится к ранней юности. Юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. Для юношей характерно социальное и личностное самоопределение, что предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. В юношеском возрасте характерно развитие логического понятийного мышления, склонность к теоретизированию. Характерны отчетливые индивидуальные различия мышления, которые проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения различных типов задач, в особенностях когнитивных целей.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что учащиеся в ос-новном хорошо успевают по всем предметам, при этом успеваемость по гуманитарным наукам у них несколько выше, чем по математическим. Уровень вербального дивергентного мышления испытуемых – средний. Более всего у испытуемых выражена гибкость – умение применять различные стратегии при решении проблем. Уровень невербального дивергентного мышления испытуемых также средний. Более всего у них выражена абстрактность – способность выделять главное, понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Подавляющее большинство старшеклассников имеют средний уровень развития вербального и невербального дивергентного мышления. При этом уровень невербального творческого мышления у испытуемых развит несколько лучше.
Результаты статистического анализа данных показали положительные взаимосвязи дивергентного мышления и успешности обучения старшеклассников. Чем лучше развито дивергентное мышление вербального характера, тем лучше оценки у старшеклассников, особенно по гуманитарным предметам. Чем лучше развито дивергентное мышление невербального характера, тем лучше оценки у старшеклассников, особенно по физико–математическим предметам.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, чем выше уровень дивергентного мышления учащихся старших классов, тем выше их успешность обучения. При этом успеваемости по гуманитарным предметам в большей степени способствует вербальное дивергентное мышление, а успеваемости по математическим предметам в большей степени способствует невербальное дивергентное мышление.
Список литературы
1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.
2. Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность личности: определение и структура.// Психология и психотехника, 2012, № 2, с.43-50.
3. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении//Психологическая наука и образование. – 2006, № 1.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1995. – 349с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: пси-хол. очерк : кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.
7. Глебова М.В. Дивергентные особенности когнитивной сферы старших школьников // Современные научные исследования и инновации. – Август 2012. - № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16549 (дата обращения: 20.02.2014).
8. Глебова М.В. Исследование продуктивного мышления одаренных школьников в процессе обучения // Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад–школа–университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25-26 марта 2010 года: в 3-х частях. Часть I. Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – Томск: Томский ЦНТИ, 2010. – 58-68с.
9. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Ежегодник РПО. – М., 2002.
10. Дрязгунов К.В. Формирование дивергентного мышления студентов вузов туристского профиля в курсе «Информатика» // Социально-педагогические условия и культурно-исторические предпосылки развития туризма в регионах Центральной России. Калуга, 2003.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004 - 384 с.
12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
13. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – М., 1971.
14. Коломиец Е. Ф. Когнитивные аспекты современного исследования креативности // Ананьевские чтения, 2008: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 201–202.
15. Крылова М. А. Креативность и адаптация у старших школьников. Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. – СПб., 2005. С. 196–198.
16. Леонтьев А. Н. О формировании способностей: Тезисы докладов. М., 1959. Вып. 3.С. 144.
17. Лук А.Н. Проблемы научного творчества, - М.: 1983. - 286с.
18. Матюшкин A.M. Развитие творческой личности. — М., 1991.
19. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М., 2006.
20. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987. - 491с.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 279с.
22. Реан А. А., Коломинский Я. Л: Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 312с.
24. Сайлер, Т. Мыслить как гений / Т. Сайлер; пер. с англ. В.М. Боженов. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 240 с.
25. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., Феникс, 2007. - 267с.
27. Тунник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Адаптированный вариант. Питер 2006. - 176 с.
28. Усова, Е. Б. Возрастная психология - Мн.: Изд-во МИУ, 2009.
29. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск.ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 2007. - 840с.
30. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1995. - 365с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. В последнее время в психолого-педагогической лите-ратуре поднимается вопрос о необходимости более внимательного отношения к проблеме развития дивергентного мышления (А.И. Савенков, М.А. Холодная, Д.Б. Богоявленская и др.). Оно, в отличие от конвергентного, предполагает в человеке способность к пониманию того, что имеется ряд задач (ситуаций), в которых требуется осознанный поиск нескольких способов решений (нахождения результатов) либо возможна вариативность полученных результатов решений (при этом разные варианты результатов могут оказаться адекватными поставленным условиям, т.е. правильными).
Особенно актуально развитие дивергентного мышления у старших школьников. Будущие студенты и профессионалы должно уметь “добывать” знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию. Это обеспечивает успешность принятия решений, самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях. Ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение.
В исследованиях Е. Торренса, ДЖ. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал. К проблеме дивергентного мышления обращались и отечественные ученые (В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский, Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин, К.В. Дрязгунов, М.А. Холодная, М.В. Глебова и др.). До сих пор нет единого подхода к объяснению дивергентного мышления и его показателей.
Цель исследования – выявить влияние дивергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
Объект исследования – психологические особенности мышления старшеклассников.
Предмет исследования – влияние дивергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем выше уровень дивергентного мышления учащихся старших классов, тем выше их успешность обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты дивергентного мышления старше-классников.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование влияния ди-вергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
3. Сделать выводы по исследованию.
Методологическая основа исследования представлена теоретическими разработки, раскрывающие сущность дивергентности и креативности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Дорфман, А.М. Матюшкин, С. Медник, Я.А. Пономарев, Е. П. Торранс, М.А. Холодная и др.), положения о возрастных особенностях старших школьников, и о развитии познавательных психических процессов старших школьников (Л.С. Выготский, И.А. ЗимняяД.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.).
Практическая значимость исследования состоит в выявлении взаи-мосвязи дивергентного мышления и успешности обучения старшеклассни-ков, что может служить основой для разработки специальных заданий с целью развития дивергентного мышления.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ документации, тестирование, статистические методы.
Методики исследования:
1. Анализ успешности обучения старшеклассников.
2. Тест креативности Торренса для диагностики дивергентного мышления.
3. Статистическая методика – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №10 г. Серпухов Московской области. В исследовании приняли участие учащиеся 10А класса в количестве 16 человек, из них 9 девушек и 7 юношей. Возраст испытуемых – 15 – 16 лет.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты дивергентного мышления старшеклассников 6
1.1. Понятие дивергентного мышления 6
1.2. Психологические особенности старшеклассников. Дивергентное мышление старшеклассников 14
Глава II. Эмпирическое исследование влияния дивергентного мышления на успешность обучения у старшеклассников 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Анализ результатов 32
Заключение 35
Список литературы 37
Заключение
Данноеисследование предпринято с целью выявления влияния дивер-гентного мышления на успешность обучения у старшеклассников.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, чтоуспешность обучения связывают в первую очередь с интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная деятельность – это умственная способность, которая включает возможность делать заключение, планировать, решать проблему с разных точек зрения, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Дивергентные способности – это способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Дивергентное мышление включает такие параметры как: способность к обнаружению и постановке проблем; «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно); гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы.
В возрастной психологии возраст старшего школьника относится к ранней юности. Юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. Для юношей характерно социальное и личностное самоопределение, что предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. В юношеском возрасте характерно развитие логического понятийного мышления, склонность к теоретизированию. Характерны отчетливые индивидуальные различия мышления, которые проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения различных типов задач, в особенностях когнитивных целей.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что учащиеся в ос-новном хорошо успевают по всем предметам, при этом успеваемость по гуманитарным наукам у них несколько выше, чем по математическим. Уровень вербального дивергентного мышления испытуемых – средний. Более всего у испытуемых выражена гибкость – умение применять различные стратегии при решении проблем. Уровень невербального дивергентного мышления испытуемых также средний. Более всего у них выражена абстрактность – способность выделять главное, понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Подавляющее большинство старшеклассников имеют средний уровень развития вербального и невербального дивергентного мышления. При этом уровень невербального творческого мышления у испытуемых развит несколько лучше.
Результаты статистического анализа данных показали положительные взаимосвязи дивергентного мышления и успешности обучения старшеклассников. Чем лучше развито дивергентное мышление вербального характера, тем лучше оценки у старшеклассников, особенно по гуманитарным предметам. Чем лучше развито дивергентное мышление невербального характера, тем лучше оценки у старшеклассников, особенно по физико–математическим предметам.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, чем выше уровень дивергентного мышления учащихся старших классов, тем выше их успешность обучения. При этом успеваемости по гуманитарным предметам в большей степени способствует вербальное дивергентное мышление, а успеваемости по математическим предметам в большей степени способствует невербальное дивергентное мышление.
Список литературы
1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.
2. Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность личности: определение и структура.// Психология и психотехника, 2012, № 2, с.43-50.
3. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении//Психологическая наука и образование. – 2006, № 1.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1995. – 349с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: пси-хол. очерк : кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.
7. Глебова М.В. Дивергентные особенности когнитивной сферы старших школьников // Современные научные исследования и инновации. – Август 2012. - № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16549 (дата обращения: 20.02.2014).
8. Глебова М.В. Исследование продуктивного мышления одаренных школьников в процессе обучения // Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад–школа–университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25-26 марта 2010 года: в 3-х частях. Часть I. Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – Томск: Томский ЦНТИ, 2010. – 58-68с.
9. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Ежегодник РПО. – М., 2002.
10. Дрязгунов К.В. Формирование дивергентного мышления студентов вузов туристского профиля в курсе «Информатика» // Социально-педагогические условия и культурно-исторические предпосылки развития туризма в регионах Центральной России. Калуга, 2003.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004 - 384 с.
12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
13. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – М., 1971.
14. Коломиец Е. Ф. Когнитивные аспекты современного исследования креативности // Ананьевские чтения, 2008: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 201–202.
15. Крылова М. А. Креативность и адаптация у старших школьников. Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. – СПб., 2005. С. 196–198.
16. Леонтьев А. Н. О формировании способностей: Тезисы докладов. М., 1959. Вып. 3.С. 144.
17. Лук А.Н. Проблемы научного творчества, - М.: 1983. - 286с.
18. Матюшкин A.M. Развитие творческой личности. — М., 1991.
19. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М., 2006.
20. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987. - 491с.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 279с.
22. Реан А. А., Коломинский Я. Л: Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 312с.
24. Сайлер, Т. Мыслить как гений / Т. Сайлер; пер. с англ. В.М. Боженов. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 240 с.
25. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., Феникс, 2007. - 267с.
27. Тунник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Адаптированный вариант. Питер 2006. - 176 с.
28. Усова, Е. Б. Возрастная психология - Мн.: Изд-во МИУ, 2009.
29. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск.ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 2007. - 840с.
30. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1995. - 365с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую